Все новости
Война
28 Июля 2023, 22:15

Экспонаты… лечат

Лучшее место для любого музея — кто бы мог подумать — санаторий.

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ  Первые экспонаты импровизированного музея ждут своего часа.
Первые экспонаты импровизированного музея ждут своего часа.Фото:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ

Звучит как открытие, не так ли? Пожелтевшие документы, исторические справки, фотоснимки, осколки керамики и камни из древних городищ — где еще экспонаты будут так пристально рассмотрены, неторопливо прочитаны как не в обстановке отдыха и неспешных лечебных процедур. Своего рода музейная терапия.

Редчайший раритет — секретный документ с грифом «для служебного пользования» — показал журналисту «РБ» директор санатория «Карагай» Артур Бадретдинов, кабинет которого уже почти превратился в «заготовку» будущего музея, где основным разделом станут жизнь и подвиги боевого летчика-штурмовика, уроженца Мечетлинского района, Героя Советского Союза Куддуса Канифовича Латыпова — деда Артура Бадретдинова. «Наш санаторий постепенно обретает формат лечебницы семейного типа, — рассказывает он. — Отдыхающие приезжают с детьми. Вот здесь и узнают, как становились героями в годы Великой Отечественной войны простые сельские мужчины, которые достойны быть примером для потомков. Особенно сегодня».

Ни одного пацана и, конечно, его отца не оставит равнодушным эта выцветшая от времени и едва живая в сгибе карманная брошюра, выпущенная в 1944 году военным издательством Народного комиссариата обороны. Называется «Инструкция летчика по эксплуатации и технике пилотирования самолета Ил-2 (одноместного и двухместного»).

На 50 страницах подробно, пошагово расписаны все действия летчика — от момента подъема в кабину, взлета, бомбометания и до посадки, если посчастливится. Вот как, например, описана технология «срыва в штопор с виража»: «Предельная минимальная скорость виража с креном 50° 240 км/час (по прибору). При незначительном перетягивании ручки на себя на этой скорости самолет срывается в штопор. Предвестником штопора служит уменьшение нагрузки на ручку, вследствие чего ее легко перетянуть. Самолет срывается в штопор почти мгновенно.

Если наступление срыва замечено своевременно, достаточно немного отдать ручку от себя, что предотвратит штопор.

Если же срыв произошел, нужно рули поставить на вывод и вывести самолет в горизонтальный полет; потеря высоты при этом 200 — 250 м. Штопор самолета Ил-2, если он произошел на достаточной высоте и своевременно замечен, легко может быть ликвидирован обычным действием рулей: ногу дать до отказа в сторону, обратную штопору, ручку — от себя на нейтральное положение. Действовать рулями необходимо энергично. Следует иметь в виду, что при ручке, полностью взятой на себя, самолет увеличивает угол атаки и возможно возникновение плоского штопора, поэтому во всех случаях срыва необходимо немедленно отдавать ручку от себя. Этого движения обычно достаточно, чтобы предотвратить срыв в штопор».

Музей планируется открыть в этом году. Конечно, он будет затем пополняться другими артефактами, необязательно на военную тематику.

Автор:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ
Читайте нас: