Доктору медицинских наук Валентину Викторовичу Никитину недавно исполнилось 80. Но известный в республике и далеко за ее пределами травматолог с 56-летним стажем до сих пор твердой рукой оперирует больных, ведет курс в Башгосмедуниверситете, считает травматологию самой интересной и сложной наукой. К тому же ветеран здравоохранения с любым компьютером на «ты». В чем секрет долгой и плодотворной жизни, спросите вы? Наверное, в том, что вовремя нашел свое призвание и никогда не сворачивал с выбранного пути.
Влюблённый в травматологию
Выбрать медицину его вдохновила родная тетя — врач-терапевт. Поступил в институт легко, а учился настолько блестяще, что предложили остаться в аспирантуре. Пока решались оргвопросы, Валентин устроился в травматологическое отделение уфимской больницы № 10. И скоро понял, что нашел свое дело. Сдал экзамен в аспирантуру и… написал заявление об уходе: оказалось, что кафедра анатомии, куда был зачислен, далека от травматологии. «За это меня по распределению тут же заслали подальше от Уфы, в Кумертау», — смеется профессор.
В больнице города угольщиков молодой специалист не затерялся. Уже через три года, сделав около пяти тысяч операций, стал заместителем главного врача. А потом его пригласили в уфимскую больницу № 13, которая на долгие годы стала школой передового опыта в травматологии. Здесь базировалась кафедра травматологии и ортопедии Башгосмедуниверситета, внедрялись новые современные технологии, выращивались кадры для всей республики.
Наш герой всегда имел склонность к точным наукам, к технике.
«Мы — те же слесари, токари, металлурги, — говорит он. — Травматология любит точность, это наука практически инженерная. В операциях широко используются металлоконструкции, необходимо знать механику, сопромат».
«Когда на кафедре появились первые компьютеры, мы, молодые, боялись к ним подойти. Валентин Викторович первым освоил новую технику и нас заставил с ней подружиться», — вспоминает врач-травматолог отделения травматологии уфимской больницы № 21 Радик Нурлыгаянов.
«Считалось, если прошел ординатуру у Никитина — ничего уже не страшно, — рассказывает Нурлыгаянов. — Требовал он очень жестко. А как иначе? Врачам ошибаться нельзя. У него был свой метод преподавания — мы частенько собирались не за партами, а за чашкой чая. Рассуждали, философствовали. А когда профессора приглашали в отдаленные районы на сложные случаи, он непременно брал с собой двух-трех студентов, чтоб опыта набирались».
За годы работы Никитин взрастил немало достойных специалистов. Среди них заслуженные врачи РБ: Ахтям Файзуллин — главный травматолог Уфы, заведующий травматологическим отделением ГКБ № 21, где базируется часть кафедры, Радик Нурлыгаянов — кандидат медицинских наук, победитель городского конкурса в номинации «Лучший врач-травматолог 2014 года», Булат Минасов — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии БГМУ и еще не один десяток славных имен.
Первым в Башкирии Валентин Никитин защитил докторскую диссертацию по травматологии и ортопедии. На его счету — первые в республике артроскопические операции,
эндопротезирование крупных суставов и операции на позвоночнике при сколиозе, а его методика по восстановлению после пластики крестообразных связок признана во всем мире.
Центр промышленной реабилитации на базе УМПО — еще одна новаторская разработка под руководством Никитина. Команда травматологов модифицировала стандартные заводские станки, приспособив их для различных упражнений лечебной физкультуры. Теперь после лечения в стационаре человека направляли в своеобразный «цех», где он мог работать на станке, получая зарплату, и одновременно восстанавливать здоровье. Просуществовал этот центр, к сожалению, только до перестройки.
Как рождалась медицина катастроф
В ночь на 4 июня 1989 года в квартире Никитина, бывшего тогда главным травматологом республики, раздался телефонный звонок из министерства: «В Улу-Теляке катастрофа, очень много жертв, подробности неизвестны». Подняв по тревоге всю кафедру, через час он уже мчался на место трагедии. «Приезжаем в Улу-Телякскую больницу — деревянный барак битком набит обожженными людьми — без одежды, без волос, без кожи, их уже некуда класть. А пострадавшие все прибывают, — вспоминает Валентин Викторович. — Мы быстро организовали отправку раненых автобусами в Иглино, где развернулось наше ожоговое отделение, а потом — вертолетами в Уфу». В 7 утра он уже докладывал ситуацию экстренно прибывшему министру здравоохранения России. Дома увидел в зеркале свое черное, закопченное лицо. Работа Валентина Никитина была удостоена медали «За трудовое отличие».
Эта крупнейшая в истории России железнодорожная катастрофа, в которой пострадало больше тысячи человек, была не единственной в его трудовой биографии. Он встречал Новый год на трассе в Бураево, где столкнулись два автобуса. Вывозил пострадавших в зилаирской авиакатастрофе и при взрыве бензоколонки в Стерлитамаке, эвакуировал людей из горящей 13-й больницы.
Должен ли был везде присутствовать лично? Считает, что должен.
Валентин Викторович уверен: в травматологи идут люди исключительно порядочные. Потому как денег здесь много не заработаешь и здоровье потеряешь быстро. Работа тяжелая, стрессовая, с пациентами на грани жизни и смерти. Случается, травмы молодых людей связаны с криминалом, полицейские в отделении — явление привычное. Не все специалисты выдерживают, но оставшиеся трудятся на совесть.
В семье именитого травматолога выросло уже два поколения врачей: дети и внуки пошли по его стопам.
Сегодня профессор по-прежнему плодотворно трудится на кафедре травматологии и ортопедии на базе уфимской клинической больницы № 21. Несмотря на солидный возраст, находит время и на активный отдых: охоту и водно-моторный спорт. А в планах — попробовать силы на писательской стезе. «Меня все ругают, что не пишу. Наверное, надо», — размышляет Никитин. Ему действительно есть что вспомнить, чему научить.
Валентин Никитин — травматолог-ортопед, доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный врач РФ и РБ, отличник здравоохранения и гражданской обороны СССР. Автор 386 научных трудов и 17 изобретений.