Все новости
«Ветеран»
8 Марта 2019, 13:46

Переход через Альпы Суворов совершил в 69 лет

Позвольте себе насладиться своим возрастом

Максим Гулиев: «У молодости есть свои прекрасные стороны, у старости — свои».
Максим Гулиев: «У молодости есть свои прекрасные стороны, у старости — свои».

Если отбросить в сторону тяжелые расстройства, требующие безоговорочного вмешательства медицины, — вроде болезней Альцгеймера и Паркинсона, людей пожилого возраста приводят к психотерапевту, как правило, две беды: беспокойство за близких и одиночество. Среди его пациентов, говорит заведующий медико-реабилитационным отделением Республиканского клинического психотерапевтического центра Максим ГУЛИЕВ, люди категории «60+» составляют около десяти процентов.

— Честно говоря, удивило, что старшее поколение вообще знает дорогу к психотерапевту. Неужели обращение к специалистам вашего профиля стало входить в повседневный обиход россиян?

— Психотерапия в стране, безусловно, приживается, хотя, на мой взгляд, иногда принимает формы, не связанные с наукой и даже со здравым смыслом. Я объясняю это тем, что когда в 90-х рухнул железный занавес, из-за рубежа к нам хлынули прежде всего те специалисты и направления, которые там, у себя, уже не имели спроса: та же дианетика, расстановки по Хеллингеру, прочие учения с душком эзотерики, куда лучше вообще не вникать. У нас в центре применяется так называемая когнитивно-поведенческая терапия. В ее основе два постулата. Первый — что эмоциональная сфера человека зависит от того, как он воспринимает и осмысливает действительность, то есть мышление определяет настроение. Второй — что образ мыслей можно менять, и тогда настроение изменится тоже: человек если и не станет счастливым, то хотя бы избавится от постоянной тоски и грусти. Сделать это вполне в наших силах.

— Значит, чем выплескивать наболевшее в кухонных разговорах или искать утешения в работе, лучше сразу идти к психотерапевту?

— Я принадлежу к тем специалистам, кто не делает из психотерапии религии. Можете вы уладить проблему своими силами, с помощью друзей — замечательно, в жизни, кстати, чаще всего так и происходит. Для многих людей очень мощный ресурс — молитва. Но бывают ситуации, когда действительно имеет смысл обратиться к профессиональной помощи.

— Как понять, что пора записываться на прием?

— Признаки, которые должны насторожить, — это сниженное настроение, неадекватные эмоциональные реакции, расстройство сна, потеря интереса к делам и людям, которые раньше были важны, нежелание двигаться и выполнять даже самые простые действия, чувство постоянной усталости, неверие в свои силы. Одним словом, если что-то мешает жить и вы в этом увязли, сходите к доктору. А если уж появляются мысли о суициде, тогда это точно к нам.

— С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются пациенты за 60?

— Как правило, это ситуативные кризисы, спровоцированные различными жизненными ситуациями, — что-то произошло с близкими, кто-то заболел или умер, разладились отношения с детьми. Но, пожалуй, самая болезненная в этом возрасте проблема — одиночество, вот с ней справиться труднее всего. Чаще всего я наблюдаю ее уже в клинических формах, когда успела сформироваться четко выраженная депрессия с апатией, уходом в себя, потерей мотивации: человек ничего не хочет, для него все потеряло смысл. Чем тут можно помочь? Мы начинаем выяснять, какие вообще у него есть ценности и смыслы, стараемся выстроить новую систему координат, где он сможет почувствовать себя нужным, или уж помогаем принять это одиночество, взглянуть на свою жизнь по-новому. Иногда даже советуем взять кошку или собаку, но это не всем подходит.

— Известно, что человек с возрастом меняется, и седины не всегда делают его мудрее. Какой отпечаток накладывают на нас прожитые годы с точки зрения психологии?

— Они меняют восприятие жизни: если для ребенка все кругом окрашено позитивом, то большинство пожилых воспринимает мир как источник потенциальной угрозы, проще говоря, не ждет от него ничего хорошего. Тут нужно понимать, что психологические и физиологические изменения тесно связаны. Организм стареет, это факт. Он дольше восстанавливается после нагрузок, медленнее адаптируется к переменам, начинают сказываться болезни. Отсюда неуверенность в себе и завтрашнем дне, снижение самооценки, пессимизм, сужение круга интересов, угрюмость, замкнутость. К счастью, этот портрет не всегда точен. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек и в преклонных летах сохраняет живость ума и физическую активность. Самый легендарный — Александр Суворов: свой знаменитый переход через Альпы он совершил в возрасте 69 лет. Современники описывали его как человека, который и ходить-то спокойно не умел: препятствия на дороге он не обходил, а перепрыгивал.

— От чего же тогда зависит, какой будет твоя старость?

— От многого. Тут и гены, и характер, и образ жизни. Очень большую роль играют интеллект и образование. Давно замечено, что профессии, связанные с умственным трудом и творчеством, помогают жить дольше и качественнее, и если человек продолжает активно заниматься своим делом, его мозг и психика не подвергаются каким-то разрушительным изменениям. Есть известный гипнотерапевт, доктор наук, профессор Рашит Тукаев, он одно время работал у нас, сейчас в Москве, где у него колоссальная научная деятельность, обширная практика. Когда его спросили, как он в своем весьма солидном возрасте поддерживает себя в такой отличной форме, он ответил: «Чем больше у меня стрессов, тем больше я нагружаю себя физически». Это действительно работает.

— У нас ведь и социум нередко раньше времени внушает человеку, что он уже старый. Чего стоит фраза «а чего вы хотели в ваши годы» — излюбленный диагноз отечественной медицины. Может быть, мы сами запускаем механизм старения своими мыслями, внутренним настроем: мол, все для меня уже позади, осталось только доживать?

— Я не популяризатор идеи о том, что мысль первична и что все зависит от настроя. Есть логика намерений и логика обстоятельств, и второе зачастую сильнее первого. Если ты считаешь себя молодым и полным сил, это еще не значит, что завтра ты не умрешь от инфаркта или инсульта. С другой стороны, если ты планируешь в 70 лет сохранить бодрость тела и особенно духа, начинать что-то делать надо прямо сейчас.

— Что именно?

— Вести здоровый образ жизни, следить за весом, отказаться от сигарет, регулярно проходить диспансеризацию, а лучше ходить к мотивированному врачу, который скажет, где у тебя неполадки и как их исправить. Ничего нового тут еще никто не придумал. Физкультура, отсутствие вредных привычек, интересное дело, которое тебя увлекает, живое общение с людьми — вот и весь рецепт.

— Спрошу немножко по-другому. Кто дольше проживет, оптимист или пессимист?

— При прочих равных условиях образ мыслей, конечно, имеет значение. Если программировать себя на плохое и постоянно испытывать в связи с этим негативные эмоции, в конце концов они тебя и погубят. Но с оптимизмом-пессимизмом не все так однозначно. В литературе описан такой случай. Кто-то из высших офицерских чинов армии США долго пробыл в плену и, несмотря на нечеловеческие условия, выжил, тогда как все его товарищи по несчастью погибли. На вопрос, почему он один сумел выдержать все ужасы плена, он ответил: потому что один из всех был пессимистом. Остальные были уверены, что завтра их точно освободят, настраивались на «короткую дистанцию» и быстро исчерпали свои ресурсы. А он в спасение не верил и был готов терпеть бесконечно долго.

— Ваша профессия помогает вам легче переживать неприятности и форс-мажоры, вытаскивать себя из стрессов?

— Если вдруг такое случается, я знаю, что с этим делать. Когда очень тяжело, берусь за гири или подтягиваюсь на турнике. Позанимаешься до пота, и действительно отпускает. Хорошее лекарство — сон и общение с близкими. Моему младшему сыну четыре года. С ним поиграешь, поговоришь, и то, что лежало грузом на сердце, куда-то исчезает. Ну, и всегда держу в голове формулу «делай, что должен, и будь, что будет». Помогает принять решение в ситуациях, когда от тебя мало что зависит.

— Все знают простейший набор упражнений, позволяющих держать в порядке мышцы. А есть такая же элементарная гимнастика для души?

— Вряд ли правильно разделять тело и психику, это единое целое. Делая ту же утреннюю зарядку, мы улучшаем сразу и физическое, и эмоциональное состояние: в здоровом теле здоровый дух.

— Как научиться не чувствовать себя старым, сколько бы лет тебе ни было?

— У меня встречный вопрос: а зачем этому учиться? У старости есть свои прекрасные стороны, почитайте философов. Это тот опыт, который ты приобрел, если, конечно, не бестолково прожил жизнь. Это отсутствие страстей, которые мучили тебя в юности. Это способность отделять главное от ерунды, находить удовольствие в размышлениях, наслаждаться построенным домом, посаженным садом, выросшими детьми. Мне, наоборот, не нравится нынешняя гонка за вечной молодостью, которая, по сути, превращается в новую зависимость. Откуда эта убежденность, что полноценны лишь молодые? Молодость дается просто так, даром, ничьей заслуги тут нет. А вот с достоинством нести груз прожитых лет, заботиться о свежести не лица, а мысли, сохранять интеллект — это куда более достойно уважения.

Между прочим

У каждого из нас есть три возраста: календарный, который фиксирует количество прожитых лет, биологический, отражающий степень «износа» организма, и психологический — степень духовной зрелости человека и его внутреннее самоощущение. Бессильны мы только против календарного возраста, а два других вполне поддаются коррекции, если задаться такой целью. Специалисты-геронтологи говорят: «Не так важно прибавить годы к жизни, важнее прибавить жизнь к годам».

Читайте нас: