На столе у нее увесистая стопка грамот и благодарностей, за стеклом полированного серванта — многочисленные фото близких родственников, а об ноги гостей трется добродушно-игривый котофей. Моя собеседница (6 июля ей исполнилось 85 лет) неторопливо рассказывает о своем жизненном пути. И словно приоткрывает окно в уже безвозвратно ушедшую эпоху.
О «тёплых» людях
Я как начала работать с 13 лет, так и трудилась до самой пенсии: в конторе заготзерна, в горкомах комсомола, партии, директором кинотеатра «Спутник» и, наконец, заведующей городским отделом ЗАГС.
Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать время, в котором жила, сказала бы так — оно было теплым. Это касается и коллективов, где я работала, и посетителей, которые шли к нам со своими вопросами и проблемами. Я ни разу не встретила по-настоящему грубых и злых людей. Хотя приходилось всегда быть, как это сейчас говорят, на острие жизни. Ведь помимо перечисленных занимала должности председателя городского комитета профсоюзов и городского совета женщин. Да, ко мне нередко приходили чем-то не довольные, во взвинченном состоянии люди. В таких случаях всегда говорила: посидите немного, успокойтесь. Есть проблема — будем вместе думать, как ее решить. И, знаете, помогало, находили выход.
О таланте слушать и слышать
Успевала все, потому что никогда не смотрела на часы. В восемь утра наскоро перекусывала, провожала мужа и тоже бежала на работу. Обедала и ужинала где придется.
Психологов ведь тогда не было. Вот и приходилось быть для людей и советчицей, и «жилеткой». Однажды пришла ко мне незамужняя взрослая женщина. Разговорились, вижу, мается она, плохо одной. Я и посоветовала ей родить для себя ребеночка. У меня самой двое детей. И это счастье!
Вначале не хотела меня слушать: «Да вы что, меня мама прибьет». Я ей — пройдет время, она все поймет. И, знаете, спустя пару лет у нее родился сын, который вырос замечательным человеком. А ее мама в конце жизни заявила дочке: «За здоровье той женщины, которая посоветовала тебе стать мамой, ты должна всегда ставить в церкви свечку».
Или другой случай: девушка проводила в армию молодого супруга, а вскоре пришла ко мне. Просит дать совета: «Я не люблю свекровь, да и она меня тоже. Как быть?». Говорю: «Ты хотя бы уважай ее за то, что она родила тебе мужа. Переломи себя: купи ей в подарок красивый платок, возьми хорошего чая, чак-чак и сходи к ней в гости. А между делом скажи — я еду проведать вашего сына, может, что-то ему передать?». Она так и сделала.
Вернулся их любимый мужчина, понемногу сгладились все шероховатости в отношениях, и они стали хорошими друзьями. Но все началось с того, первого шага. Да, мы, матери, бываем эгоистичными. Но нами движет любовь к своим детям, и это нужно понять.
Об умении жить вместе
Советы обратившимся ко мне людям давала самые разные. Но было одно правило — прерывать беременность не советовала никогда. Говорила будущим мамочкам: «Будешь ты жить с этим парнем или нет — решать вам двоим. Но ребеночек — ваша кровиночка, ваш тыл». Увы, сегодня люди разучились жить вместе. В ЗАГСе я проработала 20 лет. Когда только устроилась на работу, на сто браков было восемь разводов. Когда уходила отсюда на заслуженный отдых — 80! К институту семьи отношение сегодня несерьезное: сегодня сошлись, завтра разбежались...
Говорят: у нас разные характеры, потому постоянно ругаемся. Так ведь каждая семья через это проходит! Зачем же из-за этого ломать жизнь себе и детям. Дошли оба до точки кипения — разойдитесь по разным углам, переживите эту ситуацию в себе и сделайте соответствующие выводы. Так и научитесь разными глазами смотреть в одну сторону. А говорить: ничего, другого найду — это не дело. Не найдете! А если и получится, спустя время поймете: новый супруг ничем не лучше прежнего. Я видела и слышала это сотни раз и знаю, о чем говорю.
...В последнее время нередко просыпаюсь ночью и думаю: наверное, боженька меня любит, раз позволил мне сделать столько добра. За всю мою долгую жизнь никто не упрекнул меня в дурных помыслах, словах и поступках. И этим я счастлива.