-6 °С
Облачно
ВКOKДЗЕНTelegram
Все новости
Транспорт
30 Мая 2025, 11:15

На «Восток» съехалась вся Россия

Участок автомагистрали М-12 Дюртюли — Ачит вышел на финишную прямую

автора Мост через Белую прошел испытание и готов к эксплуатации.
Мост через Белую прошел испытание и готов к эксплуатации. Фото: автора

За строительством трансконтинентальной скоростной платной дороги «Восток» следит, кажется, вся страна. Регулярно выходят на эту тему телерепортажи, периодически интересуется объектом президент страны Владимир Путин. Журналисты донимают «Автодор» вопросами о размере платы за проезд, о количестве АЗС, кафе и гостиниц. Как будто М-12, не открытая еще для движения по всему маршруту, уже стала основным коридором для грузового, пассажирского и туристического потоков. Как сообщили на днях представители заказчика репортерам московских и региональных СМИ, строительство участка магистрали Дюртюли — Ачит сегодня вышло на финишную прямую. Конкретную дату открытия движения пока не называют. Тем не менее она обозначена в контракте — 30 июня 2025 года. Ее никто не отменял.

Сколько надо платить за километр

Напомним об основных параметрах «Востока» и этапах работ. К началу 2024 года дорога связала Москву и Казань. Теперь расстояние в 810 км можно преодолеть за 6,5 часа вместо прежних 12. По признанию главы «Автодора» Вячеслава Петушенко, стоимость строительства участка составила чуть менее 900 млрд рублей. Плата за проезд, по свидетельству тех, кто уже ездил здесь на легковой машине, — более 4,5 тыс. рублей. Владельцы грузовиков и длинномерных фур платят значительно больше. Вообще-то, цена проезда зависит от участка. Так, рядом с Москвой, где дороги более востребованы, цена за километр составит восемь рублей, на других транзитных участках может быть три-четыре рубля. Что касается участка между Дюртюлями и Ачитом, стоимость проезда никто пока назвать не решается.

За прошлый год по отрезку Москва — Казань прошло 33 млн авто. Много это или мало, судить не берусь, так как не обладаю сравнительными данными — сколько было на других платных дорогах страны.

На трассе от Москвы до Казани уже работают 24 многофункциональные зоны отдыха, всего их здесь предусмотрено 32. Кроме возможности отдохнуть, перекусить и заправиться можно принять душ, есть детские площадки, места для выгула четвероногих питомцев. Обращают на себя внимание указатели музеев в близко расположенных городах.

Участок Дюртюли — Ачит протяженностью 275 км входит в М-12 как продолжение до Екатеринбурга. Из них на территорию Башкирии приходится 140 км, здесь готовность этапа — 84 процента. На Пермский край — 92 км, готовность 90 процентов: 31 искусственное сооружение, из них семь мостов, самый большой — протяженность 300 метров, через реку Малая Сарана, а высота опор сопоставима с восьмиэтажным домом. На Свердловскую область — 43 км, готовность 95 процентов: 12 искусственных сооружений, из них пять мостов через реки Большая Сарана — 525 м, Ачит и Зюрзя. Все сооружения построены.

Самым сложным и большим считается мост через Белую — 813 метров. На днях он успешно прошел приемочные испытания. Проходили они по следующему сценарию: вначале на мост заехали 12 груженых 35-тонных самосвалов, постояли определенное время, затем уступили место сдвоенным автопоездам массой до 80 тонн каждый. Наблюдавшие за экзаменом работники не могли не вспомнить, конечно, о старинном опыте, когда под пролетом, нагруженным гужевым транспортом, должны были стоять строители моста.

Дорога как модель этнического многообразия страны

На «Востоке» движение открывалось по скользящему графику. Причем, по признанию Вячеслава Петушенко, уже изначально ставилась цель работать с опережением сроков. На полтора года раньше ввели два участка: от ЦКАД до Московского большого кольца, затем до Южного обхода города Владимира. Потом уже «взяли» Казань. Сколько всего на трассе М-12 трудилось рабочих, инженеров, сколько было сосредоточено техники, сейчас вряд ли кто скажет. О том, как менялась динамика на нашем участке, рассказал директор Башкирского филиала ГК «Автодор» Рашит Рафиков:

— В самый пик трудились более пяти тысяч человек из самых разных точек России: Сибири, Дальнего Востока, южных регионов, европейской части страны. Сегодня осталось примерно 3200 человек и более 1070 единиц техники.

Перед журналистом, приезжающим на объект на короткое время — на день-другой, лица строителей мелькают, будто в калейдоскопе. Причем самые разные. А когда дома садишься за блокнот, вдруг делаешь открытие: перед тобой за день прошли почти все этносы огромной державы. Не случайно президент Владимир Путин, открывая движение до Казани, обронил метафору «Россия — это дорога». Особенно много здесь татар, чувашей, марийцев, мордвы, узбеков. Ну и других.

Почему не называю русских? Так они на «Востоке» закономерно доминируют. Хотя как сказать. Например, замначальника по строительству «Автодора» Сергей Акимчук на мой «непроизводственный» вопрос, кто он по национальности, ответил, не раздумывая, что русский. Но, немного задумавшись, уточнил — его корни идут от уральских казаков. А кто они, казаки — этнос или сословие? Некоторые ученые склоняются к тому, что это этносословная культурная группа. Затем Сергей Акимчук не удержался и продолжил непроизводственную тему, причислив к казакам начальника участка Ильдара Калимуллина и прораба Булата Иляева. Почему они? Ответ был шутливым, но по сути правильным: они долго общаются друг с другом, подружились, работа на ударном объекте сблизила их настолько, что коллеги теперь живут в одном трудовом ритме. В казацком обиходе это называется «верстание в отряд».

Студент-третьекурсник Московского автодорожного института Даниил Подольский с восторгом рассказал, что за 25 дней практики в таком высокопрофессиональном коллективе научился, кажется, всему. Кстати, у него нестандартные для Приволжского региона черты лица: он наполовину грек, а еще кандидат в мастера спорта по боксу, потому что, сказал он не без юмора, обязан защищать свой выдающийся нос.

В строительном городке встретился второй Данил, по фамилии Данилов — директор асфальтобетонного завода. Тоже яркая внешность, какие встречаются у южных брюнетов. Опять грек? «Нет! — широко улыбнулся Данилов. — Мой род идет от татар-кряшен. Это малочисленная народность. Есть схожесть с нагайбаками, которые исторически обосновались в Челябинской области». Данил Евгеньевич рассказал о том, что он из Пестричинского района Татарии, что у него в коллективе есть еще чуваши и калмыки.

В столовой, где нас вкусно и плотно накормили, по репортерскому долгу прошу познакомить с шеф-поваром. Им оказался колоритный мужчина, явно с юга. Так и есть — Султан Темирович Караев. «Я узбекский араб», — удовлетворил шеф-повар мой интерес. «Разве такие бывают?» — засомневался я. Караев рассказал, что арабы бывают самые разные: саудовские, сирийские и прочие. Султан Темирович приехал на трассу из Уфы, где много лет трудился в разных ресторанах и кафе. На федеральной стройке ему понравился порядок во всем, нет проблем со снабжением продуктами, ну и зарплата, конечно, привлекла. В день небольшая бригада поваров из 22 человек кормит от 600 до 800 рабочих. Завтрак строго в пять утра. Да, рано, но никто не опаздывает.

Трансконтинентальная дорога действительно объединяет в одну семью народы страны, «подтягивая» людей, независимо от прежнего бытового и культурного уклада, к высоким стандартам производственной дисциплины, прописанным для всех участников строительства. Здесь царит особая атмосфера товарищества, этакий «артельный» этикет. Как раз в день нашего пресс-тура по участку Дюртюли — Ачит в Москве состоялся круглый стол на тему «Россия как цивилизация», организованный Экспертным институтом социальных исследований. Идею такой цивилизации, по признанию участников круглого стола, разделяют все политические партии, вплоть до оппозиционных. Особый цивилизационный код формировался на протяжении столетий российской истории, он помог победить в Великой Отечественной войне. В своде его неписаных правил — служение государству, коллективизм и соборность. Следом за победой в войне наши отцы и деды одолели разруху. За очень короткое время. Дорога «Восток» — еще одно тому подтверждение.

«Фонящие» дороги восстановят

Взяв в 2020 году бурный старт с первых же километров скоростной трассы, строители действительно опережали график на всех участках. Однако стали возникать и проблемы. Одна из главных — под колесами многотонных самосвалов (их здесь окрестили «сороконожками») стали интенсивно разбиваться привычные дороги местного значения, между селами и деревеньками. Народ начал возмущаться, пошли многочисленные обращения в районные администрации, они были услышаны в Москве. Вот что по этому поводу говорит директор Башкирского филиала «Автодора» Рашит Рафиков:

— Да, таких «фонящих» дорог в общей сложности накопилось 65 километров. Они приходятся на Дюртюлинский, Бураевский, Татышлинский районы. Все поставлены на учет. Во втором полугодии 2025-го, когда на М-12 закончатся работы, они будут восстановлены. Такое соглашение «Автодор» подписал с мин­трансом республики и администрациями муниципалитетов.

Да, финишировать надо достойно. Плюсов от М-12, ясное дело, больше. Так, по сообщению Рашита Рафикова, на всем протяжении нашего участка уже установлены 22 вышки мобильной связи. Это значит, что связь здесь теперь будет безупречной. Ну и, конечно, скоростная дорога поманит за собой инвесторов для освоения новых территорий. Так всегда бывает — дороги создают будущее.

автора К строительству М-12 приковано внимание репортеров.
К строительству М-12 приковано внимание репортеров. Фото: автора
автора Директор асфальтобетонного завода Данил Данилов.
Директор асфальтобетонного завода Данил Данилов. Фото: автора
Автор: Ринат Файзрахманов
Читайте нас