Все новости
Транспорт
17 Сентября , 11:15

Соединяя берега

Шакшинский мост после реконструкции обеспечит надёжную связь с крупным микрорайоном столицы

Альберт ЗАГИРОВ  Инженер сварочного производства Малик Котельников (справа) и сварщик Владислав Слободин — специалисты высокого класса.
Инженер сварочного производства Малик Котельников (справа) и сварщик Владислав Слободин — специалисты высокого класса.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Автомобильный мост через реку Уфу жителям Шакши нужен как воздух, ведь он позволяет добраться до других частей города. Можно, конечно, выехать на трассу М-5 «Урал» и воспользоваться Восточным выездом, но это будет большой крюк, да и заплатить придется. Вот потому те, кто живет в Шакше, и уповают на свой мост, а он их неожиданно подвел: несколько лет назад вдруг выяснилось, что переход находится в предаварийном состоянии.

«Ласточки» и металл

— Шакшинский мост был построен в 1984 году. Когда в ходе обследования выяснилось, что состояние его предаварийное, было принято решение о реконструкции. Были выполнены проектные работы, выделено финансирование в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» — 2 млрд рублей. В 2023 году был заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт моста. Генеральным подрядчиком выступила компания «Башкир-автодор», субподрядной организацией — компания «Дортрансстрой» из Твери, — пояснил главный специалист отдела капстроительства управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Артур Раянов.

С представителем заказчика мы встретились в стройгородке, который раскинулся рядом с мостом. На подъездах к нему виднелся огромный котлован, у которого сгружал песок подъехавший самосвал. Стоящий рядом экскаватор ждал момента, чтобы его разровнять. Как выяснилось позже, здесь монтируются очистные сооружения, призванные обезопасить попадающие на мост дождевые и талые воды.

Но разговор начался не с этих «мелочей», а с главного: почему вообще потребовалось ремонтировать мост.

— Изначально мост состоял из железобетонных конструкций. Сейчас железобетонными остаются только так называемые «ласточки» (опорные арки мостового перехода. — Авт.), их ремонтируют. Остальные конструкции меняются на металлические. Далее выполняется защитный слой из бетона, наносится гидроизоляция и производится устройство асфальтобетонного покрытия. Кроме того, на мосту меняют опоры наружного освещения, — пояснил специалист.

На сегодня завершены работы на половине моста, после чего движение транспорта идет по отремонтированной половине. На второй половине мостового перехода железобетонные конструкции полностью демонтированы, подготовлены металлические, идет их досборка и сварка. Пока они находятся в предпроектном положении, но по завершении работ их установят на постоянное место. Ну а дальше останется нанести защитный слой бетона, гидроизоляцию и положить асфальт.

Нам выдают защитные каски, и мы спускаемся под мост. Минуем ту половину, которая уже готова, и по деревянной лестнице поднимаемся наверх, туда, где идут работы.

Над пропастью проложены узкие мостки, по которым мы попадаем на одну из металлических конструкций, о которых говорил специалист.

Инженер сварочного производства Малик Котельников и сварщик Владислав Слободин как раз ведут сварку конструкции, чуть дальше аналогичной работой занят сварщик Алексей Шмотин. Оба представителя этой профессии имеют самый высший, шестой, разряд, который позволяет им выполнять сложнейшие работы. А на соседней железобетонной конструкции нас встречает специалист по алмазному бурению Иван Наумов. Как нам поясняют, в коллективе субподрядной организации из Твери собрались специалисты со всей России. На ремонте Шакшинского моста они работают вахтами, но есть здесь и местные работники.

Ответственная операция

Реконструкция моста завершена уже на 80 процентов. Работы идут круглосуточно — и в дневную, и в ночную смену. Всего ремонтом занимаются 124 человека.

Реконструкция, впрочем, касается не только самого моста. Работы идут и на подъездах к нему: меняется дорожная одежда, устраивается земляное полотно. Кроме того, обустраивается ливневая канализация. Центральный коллектор будет расположен посередине моста. Часть дождевых и талых вод будет направляться к очистным сооружениям на правом берегу реки, часть — к таким же на левом. На правом берегу очистные уже готовы, проводится обратная засыпка котлована. А вот на левом берегу они как раз монтируются: на залитых в котловане фундаментах смонтируют бочки, которые пока стоят наверху. Так что все стоки будут сначала очищены и только потом выпущены на волю.

Впереди строителей ждет еще одна ответственная операция.

— Когда будут готовы обе половины моста, их надо будет сварить между собой, чтобы это была цельная конструкция. Для этого есть специальная установка. Процесс это трудоемкий, займет не один день. Когда будет производиться сварка, никаких колебаний на мосту быть не должно. Поэтому во второй половине октября движение автотранспорта по мосту будет полностью закрыто. Ограничения продлятся примерно месяц, — предупредил Артур Раянов.

Что же, таков технологический процесс, и придется немного потерпеть.

Но есть и хорошие новости: на ноябрь запланирован технический пуск движения по мосту. Останутся еще завершающие работы, но они движению не помешают. А полностью объект, по условиям муниципального контракта, будет сдан до февраля 2025 года.

Габариты моста останутся прежними — по две полосы в каждом направлении. Служить он обещает 50 лет, если будет обеспечено надлежащее обслуживание и содержание.

Дороги в приоритете

Возвращаясь из Шакши, мы попали в пробку, хотя это был и не час пик. Движение по направлению к городу не то чтобы стояло, но машины двигались очень медленно.

Оно и понятно: задействована только половина моста, а это по одной полосе в каждую сторону.

— Работы идут уже второй год. Конечно, мы немало за это время намучились. На работу приходится выезжать раньше, чтобы не встать в пробке. Но особенно тяжело бывает, когда мост закрывают полностью. Ладно, когда на час, это еще можно пережить. Но вот две недели в июле — это был просто ад. Ездить приходилось через Восточный выезд, там тоже возникали пробки, да и платить приходилось. Мои соседи вообще оставляли машину во дворе и добирались на электричке. Поэтому завершения ремонта моста мы ждем как из печки пирога, — поделился житель микрорайона Шакша Рустам Хайретдинов.

Справедливости ради скажем, что власти держали и продолжают держать этот вопрос под постоянным контролем.

«Мы должны сделать этот ремонт. А людей надо информировать заранее, чтобы меняли свои графики, понимали, где и как объезжать», — подчеркивал глава республики Радий Хабиров.

Когда мост был закрыт полностью, принимались всевозможные меры, чтобы облегчить ситуацию. В частности, было увеличено количество электричек и число вагонов в них, пересмотрены схемы движения автобусов. А другая просьба — сделать проезд через Восточный выезд бесплатным для жителей Шакши — осталась без ответа.

Радует лишь то, что переживать жителям микрорайона осталось недолго: скоро они получат современный надежный мост, который снимет все проблемы с транспортной доступностью. Этот и другие крупные инфраструктурные проекты (достаточно вспомнить Восточный выезд или «Южные ворота») позволяют говорить о настоящем прорыве в этой области. Ведь, как не раз говорил руководитель региона, дороги — это важнейший приоритет, и средств на эти цели жалеть не будут.

— Мы поставили рекорд в финансировании строительства и ремонта дорог. Таких объемов прежде не было никогда, — подчеркнул Радий Хабиров в Послании Государственному Собранию — Курултаю.

Остается только уповать на строителей, что все работы они завершат в срок, а может быть, даже раньше.

МЕЖДУ ТЕМ

- Задачи в сфере дорожного строительства обозначил в выступлении на инаугурации глава республики Радий Хабиров.

- Доля соответствующих нормативам автомобильных дорог федерального значения, крупнейших агломераций и опорной сети должна достигнуть 85 процентов, а регионального и межмуниципального значения — 60 процентов.

- В Уфе необходимо завершить проект «Южные ворота» и приступить к строительству Южного обхода города с мостом через реку Белую в микрорайоне Кузнецовский затон. Кроме того, в продолжение проекта «Восточный выезд» тоннель через улицу Города Галле соединят с трассой М-7.

- В Стерлитамаке поставлена задача завершить реконструкцию трассы Р-240 на обходе города с расширением проезжей части до четырех полос.

- Также усилится внимание к межмуниципальным и местным дорогам. Фонд «фонящих» дорог, в котором сейчас около 4,5 млрд рублей, будет ежегодно увеличиваться на 1 млрд рублей, достигнув в 2030 году 9,5 млрд рублей.

- Развитие получит и железнодорожный транспорт. Планируется строительство железнодорожной ветки Сибай — Подольск — Новорудная, а также реализация проекта по развитию Уфимского железнодорожного узла со строительством вторых путей на участке Дема — Иглино.

Альберт ЗАГИРОВ  Работы на Шакшинском мосту идут круглосуточно: дневную бригаду сменит ночная.
Работы на Шакшинском мосту идут круглосуточно: дневную бригаду сменит ночная.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: