Все новости
Транспорт
26 Июля , 13:15

М-12 «Восток»: два перекура, и точка

Стандарты, действующие на строительстве башкирского участка скоростной дороги, могут стать примером

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ  Стратегически важный 814-метровый мост через Белую в Дюртюлинском районе.
Стратегически важный 814-метровый мост через Белую в Дюртюлинском районе.Фото:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ

Есть такое понятие — производственная атмосфера. Она на всей трассе М-12 особенная, что-то между армейским уставом и гражданкой. На стройке века свои СНИПы (стандарты, нормы и правила), нацеленные на рекордные темпы работ, безукоризненную дисциплину, безупречную культуру рабочих мест. Стройка не останавливается ни днем, ни ночью в любую погоду. На башкирском участке протяженностью 140 км от Дюртюлей до северной границы Татышлинского района, что примыкает к Пермскому краю, открыть движение запланировано в декабре. Этой цели подчинены действия всего многотысячного отряда дорожников и мостостроителей. Поставленный срок не обсуждается. Как в песне Владимира Высоцкого — «видно, уж точно все судьбы-пути на этой высотке скрестились».

Дорога «Восток» строится поэтапно. На открытии участка от Москвы до Казани президент страны Владимир Путин подчеркнул: «За такой срок инфраструктурные проекты подобного масштаба и такой сложности у нас еще никогда не реализовывались. Это отличный пример, хороший ориентир на будущее, еще одно доказательство того, что мы можем и готовы строить качественно, быстрее и больше». Еще президент вспомнил фразу незабвенного Остапа Бендера: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству». Очень кстати сказано. Особенно о разгильдяйстве.

Так вот, подробнее о стандартах и нормах, о которых не без гордости рассказывают сами дорожники. Они распространяются здесь исключительно на каждого участника стройки, вплоть до пресс-секретаря генподрядчика СК «Автодор» Миляуши Кашафутдиновой, специально прибывшей из Казани, чтобы сопровождать коллег из Башкирии. Тут уместно было бы сказать о роли пресс-секретарей вообще: они сегодня — неотъемлемая часть деловой жизни, однако вместо основной задачи — обеспечивать и ускорять доступ журналистам к первоисточникам информации — нередко, напротив, берут за правило закрываться и отгораживать первых лиц от общения со СМИ. Миляуша же в тот день организовала максимум встреч с руководителями генподрядчика, начальниками участков, лаборантами, механизаторами, за что ей отдельное спасибо. Первым делом познакомила со строительным городком. Он вырос в чистом поле в шести километрах от села Бураево. Двухэтажные общежития для рабочих (непременно с кондиционерами), столовые, офисы, различные лаборатории по контролю качества асфальта, бетона, грунтов, извлекаемых на линии трассы. Иной грунт, например, торфяник или заболоченный, не годится. Его убирают и завозят другой, способный нести нагрузку от многотысячного автомобильного потока.

У журналистов проверяют документы: посторонним здесь не место. Культура ощущается даже в мелочах: людей много, но нет суеты, на каждом опрятные рабочие костюмы. Видно, что кадровый отбор был тщательным. Для журналистов «РБ» организовали встречу с командирами среднего звена.

— На моем участке десять искусственных сооружений, трудятся 220 рабочих, 40 водителей и механиков, 13 инженерно-технических работников, — перечисляет начальник участка Сергей Лабурин и признается: — Справляемся, хотя готовы принять еще 20-30 монтажников с опытом работы.

Лабурин — опытнейший мостостроитель с двадцатилетним стажем, сооружал обходы в Нижнекамске, Набережных Челнах, ремонтировал Императорский мост в Ульяновске и там же Президентский через Волгу, построил несколько мостов в Самарской области. Его коллега, замдиректора транспортной инфраструктуры СК «Автодор» Сергей Акимчук из Татарии, дорожник с четвертьвековым стажем, строил в Пермском крае, Астрахани, Анапе, автомагистраль «Шелковый путь». Оба признаются, что не вахтовики, на каждые выходные уезжают своим ходом к семье, и такой вариант их устраивает.

— Тяжело, наверное, так ездить на протяжении нескольких лет? — стараюсь войти в их положение.

— Мы дорожники. К этой работе надо иметь призвание. Призвание плюс достойная зарплата, — смеются оба Сергея.

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ  Замдиректора СК «Автодор» Сергей Акимчук организует работу людей и машин.
Замдиректора СК «Автодор» Сергей Акимчук организует работу людей и машин.Фото:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ

И вот, пожалуй, существенный факт: на М-12 по регламенту труда и отдыха за 11-часовую смену разрешено всего два перекура. Уточняем: это минуты отдыха или непременно с сигаретой во рту? Нам поясняют, что курить за рулем, рычагами трактора или любой машины запрещено вообще. Остановись, отдохни. Курить же беспрестанно, всю смену — это ли не разгильдяйство, по Остапу Бендеру? Великий комбинатор, как известно, не переводил деньги в дым. Возможно, когда трасса «Восток» будет достроена и ее опыт станут внимательно изучать, стандарт великой стройки «работать без перекуров» введут на территории всей России. Если, по грубым расчетам, уменьшить количество перекуров даже на пять за смену, то производительность труда повысится на десять процентов. Это был бы прорыв! После разговоров о сигаретном дыме наш водитель Айнур Махмутов, уроженец деревни Тугай, что всего в сотнях метров от городка дорожников, вдруг признается: «Я решил бросить курить. Пока молодой, надо расстаться с вредной привычкой».

Дорога, любая, даже недостроенная, настраивает на философские размышления. Особенно в России. У нас любые дороги хороши, даже платные. Потому что платную в момент можно сделать бесплатной, будь на то политическая воля. Лишь бы она, дорога, была. Такие мысли посещали автора этого репортажа-эссе, когда наш вездеход-уазик, прыгающий на ямах и скребущий периодически брюхом ухабы временной грунтовки, поднялся, наконец, на асфальт М-12. Вот она, скоростная магистраль, участками уже готова: по две полосы на запад и восток, пока без разделительной стенки посередине и дорожных знаков. Сейчас здесь разъезжают тяжелые самосвалы-«сороконожки» с грунтом, песком или щебнем. Они выполняют двойную задачу: возят грузы и своим весом ускоряют усадку дорожного полотна до нужных нормативов. За усадкой внимательно следят с помощью приборов геодезисты.

Едем на самый серьезный объект на башкирском участке — 814-метровый мост через Белую у села Вострецово, что в Дюртюлинском районе. Из-за своей протяженности (больше 300 метров) он относится к разряду уникальных, внеклассных. Трудятся здесь свыше 600 человек, из которых только 15-20 процентов из местных, остальные вахтовики, приехавшие со всех уголков страны. У моста 11 опор, которые подняли методом скользящей опалубки. Сегодня идет работа по заливке пролета.

— Используем современную технологию — метод уравновешенного бетонирования, — рассказывает начальник участка Андрей Клинов и поясняет: — Видите, там, на концах пролетов по обеим сторонам есть установки, каждая весом по 150 тонн, в которые заливается бетон, он там остывает определенное время, затем установки продвигаются, и снова — заливка. Таким методом мост через Свиягу был построен за 18 месяцев, при обычных технологиях понадобилось бы 2,5 года.

До декабря, когда намечено открытие движения от Дюртюлей до Ачита, что в Свердловской области, осталось не так много времени. Перед рабочими встает вопрос: что дальше? Ехать с «Автодором» на новые объекты, планируемые в Адлере, Джубге, Сочи, или оставаться дома? Каждый делает выбор сам. Практика переездов показывает, что вахтовики привязываются к своему коллективу, привыкают к дисциплине и, естественно, к материальным стимулам. А также к отсутствию расхлябанности.

Возвращаемся в городок. Отсюда еще шесть километров до Бураево по в хлам разбитой шоссейке. Она в прошлом году представляла проблему для местных жителей, которые негодовали: ведь дорога развалилась под тяжелыми грузовиками с М-12. Состоялось несколько переговоров, дорожники со стройки века внесли ясность: как только пустят магистраль, так сразу возьмутся, нет, не за ремонт, а за прокладку абсолютно новой дороги в Бураево. В самом деле, не оставлять же рядом со скоростной магистралью «Восток» такое позорное наследство.

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ  Лаборант Альфия Золотухина проверяет качество бетона для моста.
Лаборант Альфия Золотухина проверяет качество бетона для моста.Фото:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ
Какие дороги восстановят

А теперь подробнее по поводу восстановления дорог, ныне используемых для доставки инертных материалов на М-12 на башкирском участке от Дюртюлей до границы с Пермским краем. Вот что сказал по этому поводу замглавы администрации Бураевского района Линар Валиев:

— Составлен меморандум, в который включили перечень дорог регионального и муниципального значения для последующего их восстановления. Работы начнутся после того, как откроется движение по скоростной магистрали. Объем ремонта оценят специалисты, после этого с «Автодором» будет решен вопрос по поводу финансирования, затем проведены торги, и тогда начнутся работы.

На территории нашего района в перечень попали следующие участки дорог: Уфа — Янаул (59 км), Бураево — Тепляки (26 км), Дюртюли — Бураево (63 км), подъезд к д. Вострецово — 5 км, Тепляки — Асавтамак (3,5 км), подъезд к д. Улеево — 1,8 км, ул. Тажи Гилязетдинова и Коммунистическая — 3,6 км, Большебадраково — Берличаево — Улеево (1,8 км).

Линар Валиев затруднился сказать, подписан ли сторонами меморандум или еще нет, но такой документ разработан и четко расписан по километрам по Дюртюлинскому, Калтасинскому, Янаульскому, Татышлинскому, Аскинскому районам. Он опубликован в интернете.

Автор:Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ
Читайте нас: