Все новости
Транспорт
31 Марта , 13:15

Недремлющее око

С помощью видеокамер на дорогах республики в прошлом году выявлено более 6 млн 200 тысяч нарушений ПДД

пресс-службы ЦОДД Благодаря новым комплексам фотовидеофиксации уфимские дороги — как на ладони.
Благодаря новым комплексам фотовидеофиксации уфимские дороги — как на ладони.Фото:пресс-службы ЦОДД

По данным республиканской госавтоинспекции, доминируют столкновения транспорта и наезды на пешеходов. Причина — низкая водительская дисциплина. О том, как в республике реализуется национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги», насколько это влияет на дорожную ситуацию и о многом другом рассказал нашему изданию и. о. руководителя ГКУ РБ Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Илья КРЮКОВ.

— Илья Русланович, чем конкретно занимается центр, который вы возглавляете?

— Наше учреждение обеспечивает работу всех видов комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, которые установлены на территории республики: стационарных, передвижных и мобильных. Специалисты ЦОДД передают в соответствующие органы информацию о нарушениях, которую выявили эти камеры. А также обрабатывают фотоматериалы по делам об административном правонарушении в сфере дорожного движения.

Кроме того, наши сотрудники регулируют светофоры, прошедшие модернизацию в рамках внедрения ИТС (информационно-технологическое сопровождение) на территории Уфимской агломерации. И фиксируют нарушения правил движения крупногабаритным транспортом на автоматических пунктах весового и габаритного контроля. После чего предоставляют эти материалы в Ространснадзор по ПФО для рассмотрения и привлечения нарушителей к административной ответственности.

— Сколько фотовидеокомплексов сегодня работает на автодорогах региона?

— В настоящее время у нас функционирует 1 830 комплексов автоматической фотовидеофиксации. Из них 1 747 стационарных, 66 передвижных и 17 мобильных. Здесь наш регион занимает одну из лидирующих позиций среди российских субъектов.

Хочу отметить, что установка камер способствует формированию культуры вождения и снижению количества дорожно-транспортных происшествий. Это один из наиболее эффективных способов снижения аварийности и смертности на дорогах. Общеизвестный факт: чем лучше качество дорожного покрытия, тем чаще водители нарушают скоростной режим, что приводит к тяжелым автоавариям. И здесь видеокамеры помогают держать под контролем скоростные режимы.

— И много за прошлый год было выявлено нарушителей с помощью видеокамер?

— На январь текущего года было вынесено 6 млн 302 тыс. 662 постановления об административных правонарушениях (на 24 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года). Всего на сумму 2 млрд 414 млн 914 тыс. 121 рубль (+20,4%). В бюджет республики поступило 2 млрд 327 млн 125 тыс. 414 рублей (+23,5%).

Все полученные от штрафов средства направляются на модернизацию дорожной инфраструктуры.

— Что предпринимает Центр организации дорожного движения, чтобы в Уфе стало меньше транспортных заторов?

— В «часы пик» при въезде в столицу со стороны аэропорта мы проводим ряд мероприятий, чтобы увеличить пропускную способность транспортной магистрали. По улице Заки Валиди на пересечении с улицей Новомостовая (при движении от ул. Воровского до ул. Цюрупы) введено ограничение левого поворота в рабочие дни с 7.00 до 9.00 и с 17.00 до 20.00. Для этого там установлены дорожные знаки «Поворот налево запрещен» и «Время действия».

Изменена горизонтальная дорожная разметка для запрета разворота по улице Заки Валиди перед пересечением с улицей Новомостовая (при движении от ул. Воровского до ул. Цюрупы). Увеличена фаза горения зеленого сигнала светофора — более 130 секунд.

Наша дежурная служба постоянно мониторит дорожную обстановку в Уфе, при обнаружении ДТП сообщает об этом в дежурную часть полка ГИБДД. Кстати, именно в результате мониторинга мы выяснили, что на перекрестке улиц Заки Валиди и Цюрупы поворот налево приводит к замедлению движения. Было принято решение изменить схему движения, и это дало положительный эффект. Кроме того, для уменьшения транспортных пробок с 18 января на этом же перекрестке введено П-образное движение для пешеходов.

После внесения изменений специалисты Ситуационного центра две недели круглосуточно мониторили пропускную способность данного участка дороги. Оказалось, что новшество дало эффект: с 18.00 по 19.00 количество транспортных средств, проехавших перекресток с улицы Цюрупы на улицу Заки Валиди, увеличилось на 37 процентов, а скорость — на 8,4 процента.

— В конце прошлого года СМИ писали, что в Уфе и Стерлитамаке на перекрестках установлены стационарные комплексы. Какие именно нарушения фиксируют эти камеры и есть ли от них толк?

— В 2022 году появилась тенденция к увеличению количества ДТП на перекрестках Уфы и Стерлитамака. Поэтому было решено там установить стационарные комплексы (в Уфе — 9 камер, в Стерлитамаке — 6, в Нефтекамске — 3). Эта мера принесла хороший результат, и число нарушений ПДД на данных участках дорог стало снижаться.

Еще одно важное условие для обеспечения безопасности дорожного движения на перекрестках крупных городов — наличие дорожной разметки. Мы внесли этот вопрос в проект по оснащению перекрестков комплексами фотовидеофиксации в Уфе (38 единиц) и Стерлитамаке (3 единицы). И в июне прошлого года на 41 перекрестке запустили в эксплуатацию стационарные комплексы и нанесли там же разметку. Сегодня в республике такими комплексами оборудовано 59 перекрестков.

Практика показала, что установка аналогичных комплексов увеличивает пропускную способность на перекрестках, значительно сокращает число выездов на запрещающий сигнал светофора, наездов на пешеходов. Например, в Уфе количество автоаварий снизилось на 8,4 процента, погибших — на 42,9 процента, раненых — на 9,3 процента.

За 2023 год на регулируемых перекрестках зафиксировано около 300 тысяч нарушений ПДД, из них почти 200 тысяч случаев — это выезд за стоп-линию, более 80 тысяч — проезд на запрещающий сигнал светофора, 6 тысяч — нарушение правил применения ремней безо-пасности.

— Что вы планируете предпринять относительно перекрестков в этом году?

— Муниципалитеты нам предоставили информацию о местах концентрации ДТП, и мы определили, что нужно дополнительно установить комплексы на регулируемых перекрестках в Уфе (25), Октябрьском (6), Нефтекамске (14) и Салавате (11). Всего — 56 единиц. Уже утвержден адресный перечень размещения, проведено обследование мест установки комплексов, осуществляется технико-экономическое обоснование проекта.

Также мы предпринимаем и другие меры, чтобы снизить число ДТП. Это установка вандалозащищенных боксов на аварийно опасных участках дорог и в местах концентрации автоаварий (62 штуки), монтаж стационарных «шериф-балок» (28 единиц). А также передислокация стационарных комплексов автоматической фотовидеофиксации на новые места концентрации ДТП. В прошлом году было передислоцировано 143 комплекса.

Также применяются мобильные комплексы для фиксации нарушений правил парковки. Они выезжают почти во все города республики, в настоящее время приобретено дополнительно два мобильных комплекса (всего их у нас восемь).

С 1 июня 2023 года в рамках пилотного проекта организована работа передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД с возможностью определения нарушений как во время движения, так и в стационарном положении. Они установлены в автомобилях ЦОДД, которые курсируют по дорогам республики.

Эта мера дисциплинирует водителей и отбивает у любителей «рваного» стиля езды привычку резко тормозить перед камерами и потом снова разгоняться.

Наши специалисты совместно с сотрудниками Госавтоинспекции проводят рейды по предотвращению ДТП на автомобильных дорогах. Кроме того, специальные автомобили ЦОДД, оснащенные световыми панелями оранжевого цвета, выезжают на потенциально аварийно опасные участки и в места концентрации ДТП.

— Мы часто слышим о внедрении интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Что это такое и работает ли подобная система у нас в республике?

— С 2022 года на уфимских улицах и перекрестках идет внедрение ИТС. Это модернизация светофоров, систем для мониторинга метеоусловий и транспортных потоков, в том числе общественного транспорта. Всего будет модернизировано 140 светофорных объектов. Работа распланирована на три этапа: в 2022 году было усовершенствовано 50 устройств, в 2023-м — 51, и в текущем году будет модернизировано 39 светофоров.

Что собой представляет модернизация, могу пояснить на примере за прошлый год. На светофорных объектах в Уфимской агломерации заменили контроллеры управления, смонтировали и установили датчики, камеры видеонаблюдения. Данное оборудование позволяет применять режимы адаптивного управления. В зависимости от загруженности дорог длительность зеленых и красных сигналов автоматически меняется таким образом, чтобы уменьшить заторы. В системе имеется возможность для запуска зеленой волны на тех участках, где они образуются.

В текущем году мы продолжим монтаж и настройку интеллектуальной транспортной системы. Это, как я уже говорил, модернизация 39 светофорных объектов с автоматизированной системой управления дорожным движением, установка 70 камер видеонаблюдения. Масштабирование подсистемы мониторинга транспортного потока. Создание подсистемы диспетчеризации управления служб содержания дорог и так далее. Напомню, что проект «Интеллектуальные транспортные системы» внедряется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: