Все новости
Транспорт
2 Января , 13:15

На пути перемен

Дорожная сеть столицы республики обрастает новыми артериями

Альберт ЗАГИРОВ
Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Уфа в плане развития транспортной инфраструктуры — город непростой: протяженный, с территориями сложившимися, плотно застроенными или удаленными, отрезанными от центра тремя реками. Но попробуйте представить, что из Затона всего за 15 минут можно будет добраться до Черниковки или из Федоровки за 20 минут домчаться до проспекта Октября. Звучит как фантастика, но именно для формирования нового транспортного каркаса с доступностью во все микрорайоны Уфы закладываются современные дорожные проекты. И в этой суете ремонта, реконструкции, строительства прослеживается четкий план: там, где «фонит» сегодня, в условном завтра можно будет проехаться с ветерком.

Приоткрылись «Южные ворота»

Проект с таким названием объединяет три больших объекта: реконструкцию улицы Пугачева, строительство улицы Генерала Рыленко и транспортной развязки между ними. Масштаб его таков, что планируются и другие капиталоемкие объекты, без которых «Южные ворота» не заработают в полную силу.

Еще прошлым летом на двухкилометровом участке улицы Пугачева закипела работа. Сначала запустили объездную дорогу, началось расселение из объектов недвижимости, попавших в зону строительства: из скромной двухполосной дороги с непосильным трафиком в 25 тысяч автомобилей в сутки «пугачевка» превратится в четырехполосную магистраль. Реконструкция сопровождается переобустройством инженерных коммуникаций, здесь появятся благоустроенные проезды, тротуары, современные светофоры и обновленное уличное освещение.

Параллельно развернулось строительство улицы Генерала Рыленко. Некогда узкий и извилистый проезд перекроят в шестиполосное шоссе, по которому можно будет быстро и беспрепятственно выехать из южной части города на возводимую сейчас транспортную развязку. Новая дорога «расконсервирует» микрорайон Зеленая Роща, выезд из которого пока похож на квест.

Строительство улицы потянуло за собой большой фронт сопутствующих работ. Чтобы сделать Рыленко сквозной, над ней, в створе улицы Зайнаб Биишевой, протянули 72-метровый путепровод, открытие которого состоялось осенью. Заодно он разгрузил Армавирскую и Колгуевскую. Кроме того, строительство улицы Генерала Рыленко осложняется тем, что ведется в глубоком овраге, по дну которого протекает ручей. Его пришлось спрятать в трубу.

Улицы Пугачева и Генерала Рыленко объединит мощная транспортная развязка. В августе была смонтирована ее последняя, 80-я, пролетная балка. Всего в конструкции пять опор и четыре пролета, общая протяженность 102 метра. Заложенная пропускная способность развязки — 48-50 тысяч автомобилей в сутки. Она позволит автомобильному потоку без светофоров и пробок выезжать на мост через реку Уфа. Достроить ее планируется в те же сроки, что и сопутствующие объекты.

Проект «Южные ворота» не только решит проблему транспортной доступности, но и откроет дополнительные перспективы для дальнейшего развития Кузнецовского затона.

— В 2023 году завершим проектирование Южного обхода Уфы с мостовым переходом через Белую. Проектом предусмотрены: реконструкция улицы Бородинской протяженностью 2,5 км, строительство моста через Белую, реконструкция транспортной развязки на автомобильной дороге Уфа — аэропорт (у ТК «МЕТРО») и строительство автомобильной дороги в обход микрорайона Цветы Башкирии протяженностью 5 км с транспортными развязками на примыкании к автодороге Уфа — аэропорт и к трассе М-5 «Урал», — рассказали нашему изданию в управлении по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы. — Таким образом, реализация проекта «Южные ворота» позволит перераспределить транспортный поток на въезде в город, улучшить транспортную доступность Кузнецовского затона и Зеленой Рощи.

По «Дороге жизни»

Так выразительно называется транспортный коридор, который свяжет улицы Айскую, Высотную и Рабкоров. Почему именно так? Потому что автомобилисты регулярно застревают здесь в пробках, а реализация проекта позволит им вздохнуть свободнее.

На данный момент идет реконструкция улицы Рабкоров. По плану первого этапа четырехполосная дорога протянется от Степана Кувыкина и в месте смыкания Рабкоров с улицей Академика Ураксина перейдет в Высотную, пройдет вдоль Сергиевского кладбища и упрется в Кавказскую.

После реконструкции суточная интенсивность движения по улице Рабкоров, которая закладывалась еще в те незапамятные времена, когда автомобиль был скорее роскошью, чем средством передвижения, вырастет до 20 тысяч машин. А благоустроенная Высотная, до всего этого представлявшая собой короткий отрезок местного проезда, не отмеченного даже на карте Уфы, мало того что разгрузит другие улицы в округе, так еще и станет сквозной и стратегически важной для дальнейшего развития «Дороги жизни». Завершить эти объекты должны в следующем году.

— В рамках проекта планируется строительство продолжения улицы Айской — от проспекта Салавата Юлаева до Менделеева. Это позволит соединить микрорайон Зеленая Роща с проспектом Салавата Юлаева, разгрузит улицы Сун-Ят-Сена, Менделеева, Софьи Перовской, Степана Кувыкина, — сообщила заместитель начальника УСРДИС Альфия Мулкаманова.

В планах — мосты

Есть проекты, о которых пока лишь говорят, но дальнейшая урбанизация Уфы все равно потребует их реализации. Один из таких — транспортный коридор в Забелье. Микрорайоны Затон, Дема, Цветы Башкирии, поселки 8 Марта, Ветошниково, Романовка обрастут новыми микрорайонами: до 2042 года на обширной территории Забелья планируется возвести 9 миллионов квадратных метров жилья.

Появление новых жилых массивов потребует транспортного решения. А оно видится в строительстве мостов через реки Белая и Дема. Выглядеть это будет так. Первый мост перекинется через Белую и примкнет к Нижегородке на улице Рижская. Далее транспортный коридор продлится вторым мостом через реку Дема.

— Разрабатывается проектная документация по строительству мостовых переходов в Ленинском и Демском районе с примыканием к существующей автодороге Р-240. Проект является первым этапом реализации транспортной магистрали, которая должна связать активно развивающийся район Забелья с верхним плато центральной части города. Данный объект свяжет левобережье Белой с улично-дорожной сетью Нижегородки, — сообщили нам в управлении.

Есть еще один мост, который планировалось вписать в створ улицы Интернациональной. Как оказалось, от этого проекта тоже не отказались. Во время прямой линии глава Башкирии Радий Хабиров озвучил идею продлить проспект Салавата Юлаева до Интернациональной. В этом случае мост с выходом из Черниковки в Затон станет логичным ее завершением.

— Этот проект мы не забыли, но его приходится корректировать, потому что он задумывался как двухполосный, а этого явно недостаточно. Кроме того, такой инфраструктурный объект обойдется не менее чем в 20 млрд рублей, поэтому мы подумываем реализовать его в формате государственно-частного партнерства, — рассказал о планах Радий Хабиров.

Спасительная развязка

Завершилась «работа над ошибками» на многострадальном Зининском путепроводе. Его открытие должно было состояться осенью, но было отложено из-за проявившегося дефекта опор №1 и №4. Проблемные конструкции пришлось усиливать.
Развязка протяженностью 106 метров представляет собой четырехполосную дорогу, которая свяжет Уфу с пригородом и избавит от пробок жителей Зинино, Нагаево, Акбердино, Карамалы, Шипово, Блохино, Охлебинино.

На сегодня только на территории поселка Нагаево Октябрьского района Уфы проживает около 25 тысяч человек. Здесь более 5 тысяч индивидуальных жилых домов, планируется освоение еще 6 тысяч участков севернее села, что приведет к росту населения до 35-40 тысяч человек уже в ближайшие пять лет. В близлежащих селах тоже идет развитие жилищного строительства. Так что к названной цифре можно смело прибавить еще несколько тысяч человек.

Единственным въездом для них является Нагаевское шоссе с регулируемым железнодорожным переездом. До запуска развязки они вынуждены были по часу простаивать на переезде. Случались и ДТП, в том числе с летальным исходом. В Управлении по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы подсчитали, что в среднем за сутки через этот железнодорожный переезд проезжает более 50 тысяч автомобилей.

Однако спасительная развязка достроена, но съезжая с нее в сторону Нагаево, транспортный поток снова оказывается на двухполосной дороге. Напрашивается ее расширение, но планируется ли оно?

Как ранее сообщил начальник УСРДИС Константин Паппе, проектом предусмотрен и второй этап — реконструкция Нагаевского шоссе до пересечения улиц Парковая и Рощинская протяженностью 1,85 км с переобустройством на четыре полосы движения. Но проект снова упирается в вопрос финансирования.

От Зауфимья до Затона

После Нового года планируется сдать знаковый и самый долгожданный инфраструктурный объект — Восточный выезд, который свяжет федеральную трассу М-5 «Урал» с проспектом Салавата Юлаева. Мост через Уфимку, возведенный в рамках проекта, не только откроет новый путь, но и послужит стимулом для развития Зауфимья, которое раньше сдерживалось из-за плохой транспортной доступности.

На международном форуме «Транспорт России», который прошел в ноябре, глава Башкирии Радий Хабиров заявил о намерении соединить через Восточный выезд трассы М-5 и М-7. Для этого тоннель под парком Лесоводов свяжут с улицей имени Города Галле дополнительным отрезком, который тоже предстоит построить. Однако для этого потребуется снос ряда зданий и сооружений. «Необходимые решения принимаются», — отметил руководитель республики.

Тем временем в два этапа проходила реконструкция улицы имени Города Галле. В 2021 году завершен капитальный ремонт на участке от Комсомольской до проспекта Октября, в 2023-м — от проспекта Октября до Рихарда Зорге.

На фоне грандиозных планов напрашивается и переустройство затонского кольца, которое, судя по ежедневной картине в час пик и при малейшей дорожной аварии, уже не справляется с интенсивным трафиком. У автомобилистов была надежда, что ситуация изменится вместе со строительством моста в 2016 году. Но появился мост, построена объездная затонская дорога, а вскоре откроется Восточный выезд, и весь этот транспортный поток сомкнется здесь, в бутылочном горлышке.

— Мы тоже видим проблему на затонском кольце. Проектом планировки и межевания улицы имени Города Галле на отрезке от моста через реку Белая до улицы Менделеева в Советском и Октябрьском районах Уфы предусмотрена двухуровневая развязка на пересечении улиц Пархоменко и имени Города Галле. Вместе с министерством транспорта РБ ведем работу по привлечению средств на ее проектирование, однако на сегодняшний день финансирование не подтверждено, — прокомментировали ситуацию в управлении по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений.

Мы также поинтересовались, будет ли капитально отремонтирован старый затонский мост, где дело ограничилось только укладкой асфальта.

— По заказу управления разработан проект капитального ремонта затонского моста, получено положительное заключение государственной экспертизы. Сейчас администрацией города совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Башкирии ведется работа по привлечению денежных средств на выполнение капитального ремонта, — ответили в УСРДИС.

Автор:Альбина ЗУБАРЕВА
Читайте нас: