Все новости
Транспорт
10 Ноября 2023, 20:15

Зима без неприятных сюрпризов

Как подготовить машину к сезону морозов и вьюг?

Зима без неприятных сюрпризов
Зима без неприятных сюрпризов

Михаил Баландин, автор интернет-портала «Колеса.ру» специально для «РБ».

Подготовка машины к зимней эксплуатации — дело, конечно, серьезное, но такая постановка вопроса сама по себе не совсем корректна. По большому счету, никаких серьезных сезонных работ автомобиль не требует. При условии, что за ним достаточно внимательно следят во все остальные времена года.

Плановый уход

Основные проблемы, возникающие зимой, связаны не с недостаточной подготовкой автомобиля к морозам, а с его техническим состоянием. Самая большая сложность — пуск двигателя. Исправный мотор гарантированно заводится и в -10ºС, и в -25ºС. Но для этого за ним нужно ухаживать.

Во-первых, требуется регулярно следить за электрикой. Окисленные клеммы «массы», изношенный стартер, старая, грязная не заряженная аккумуляторная батарея, утечки тока, старые свечи зажигания, пробитые катушки зажигания, неправильно установленное дополнительное оборудование становятся причинами неуверенного пуска двигателя или невозможности его запустить вовсе. И следить за этими вещами нужно круглый год, а не начинать что-то лихорадочно латать замерзающими руками под первым снегом.

То же самое можно сказать о датчиках. Неисправность некоторых из них не всегда критично отражается на поведении машины. Например, неработающий кислородный датчик (он же лямбда-зонд) приведет к росту расхода топлива, некоторому снижению динамики и (как правило) горящей лампе Check Engine на приборной панели, но ездить машина при этом сможет. А вот завести ее зимой будет намного сложнее из-за некорректной топливовоздушной смеси, которую блок ЭБУ не сможет подготовить правильно из-за отсутствующего или искаженного сигнала кислородного датчика. То же самое можно сказать и про датчик расхода воздуха, и про датчик температуры воздуха, а также про некоторые другие датчики. Важно помнить, что горящий Check Engine — это неправильно, и даже если летом машина худо-бедно ездила, зимой она может встать.

Аналогично дела обстоят с технологическими жидкостями. Допустим, моторное масло многие заменить не забывают, но масло — это не единственная важная жидкость. Старая жидкость в гидроусилителе приводит к очень быстрому износу насоса ГУРа именно зимой (из-за большого количества продуктов износа в ней она на морозе густеет намного сильнее свежей, что вызывает сложности с ее прокачиванием насосом). Вода в крайне гигроскопичной тормозной жидкости зимой может конденсироваться и замерзать (потому что редко кто помнит, что тормозную жидкость наиболее популярного типа DOT 4 нужно обязательно менять раз два года). Старая трансмиссионная жидкость в автоматической коробке — это тоже зло, которое в лучшем случае приводит к быстрому износу гидроблока и соленоидов коробки.

Неработающие обогревы заднего и лобового стекол и боковых зеркал заднего вида — это тоже не сезонная проблема, потому что могут потребоваться и летом (например, чтобы в дождь спастись от запотевания стекол), и беспокоиться об их исправности осенью — это все равно что убираться перед приходом гостей. Одним словом, плановое регламентное техобслуживание в любое время года — это основа беспроблемной зимней эксплуатации. Это аксиома, и забывать про нее нельзя. Ну а теперь перейдем к сезонной подготовке.

Приятные хлопоты

Самое неприятное, что может случиться перед зимой, — это необходимость купить зимние шины. Стоят они сейчас дорого, так что особой радости эта покупка не доставит. Однако помним, что ездить зимой на летних шинах не только опасно, но и наказуемо: с 1 декабря до 1 марта эксплуатация автомобиля в шинах, не соответствующих сезону, является нарушением и наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Новые шины придется покупать в случае повреждения старых. Эксплуатация шин с внешними повреждениями в виде пробоев, порезов, разрывов, обнажающих корд, расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины, запрещена. Так же, как и поездки на изношенных шинах с остаточной глубиной рисунка протектора менее 4 мм (для легковых автомобилей).

Если шины шипованные, но еще не старые (не старше пяти лет), при необходимости их можно дошиповать. Это дешевле, чем покупать новые шины, но результат качественной дошиповки обычно радует.

Если вдруг придется стискивать финансовый кулак и покупать новые шины, при этом важно помнить, что эксплуатация автомобиля с шинами нештатного размера сейчас запрещена. Лучше не рисковать и купить то, что положено заводом-производителем автомобиля. Рекомендуемый заводом размер шин обычно можно узнать из таблички в проеме водительской или передней пассажирской двери.

Пожалуй, шины — это потенциально самый дорогой пункт подготовки машины к зиме. Все остальное — мелкие хлопоты, не связанные со слишком большими тратами.

Во-первых, нужно заранее, еще до морозов, залить в бачок омывателя зимнюю омывающую жидкость. Покупать ее нужно с запасом, потому что «незамерзайка», рассчитанная на температуру -10 градусов, может замерзнуть и при -8, и особенно на нее полагаться не стоит. А на трассе она замерзнет и в -5, так что если планируется ездить за городом, температурный запас должен быть существенным.

Во-вторых, нужно проверить состояние щеток стеклоочистителей. Теоретически в продаже есть специальные зимние «дворники», но я не могу рекомендовать использовать только их. По идее, это хорошо защищенные бескаркасные или гибридные щетки, и основное их отличие от обычных «дворников» заключается только в совершенно непотребной стоимости. Обычные бескаркасные щетки вполне работают и зимой, а стоят дешевле. Правда, от самых дешевых каркасных лучше отказаться: их механизм зимой действительно может обледенеть, после чего прилегать к стеклу плотно «дворники» не будут.

В-третьих, нужно подумать о свете фар. То, что они должны быть отрегулированы, а если их пластик со временем помутнел, то и отполированы — очевидно. Есть другой важный вопрос — лампы галогенных фар. У нас сейчас модно ставить лампы «холодной» температуры цвета — от белого до синих оттенков. Летом и на сухом асфальте такие лампы действительно светят хорошо, но зимой лучше использовать лампы «теплых» желтых оттенков: они лучше освещают мокрую или заснеженную дорогу, а главное — более эффективны в снегопад.

Второй вопрос относительно фар — это их чистота. Зимой они быстро пачкаются (в силу того, что галогенная оптика сильно греется и вся дорожная грязь прилипает к еа пластику особенно охотно), так что их приходится часто протирать от грязи. Для этого в машине лучше иметь специальные салфетки из мягкой ткани, которые есть в любом отделе с запчастями. Тереть пластик фар жесткой тряпкой — идея так себе, потому что он очень хорошо царапается, и фары от этого быстро мутнеют.

…И напоследок

Зимняя дорога — это не только романтично, но и опасно. И рассчитывать в пути нужно, в первую очередь, на себя, поэтому напомним основные правила.

Первое: никогда не ездить на неисправной машине. Штраф можно и заплатить, но иногда за наплевательское отношение к технике приходится платить не деньгами, а здоровьем и жизнью.

Второе: даже если на улице тепло, не надо ездить в легкой одежде и обуви, особенно далеко. Если по какой-то причине машина утратит способность передвигаться или просто сломается, можно легко замерзнуть. Поэтому если уж не на себе, то хотя бы в багажнике про запас должна лежать теплая одежда.

Третье: обязанность возить с собой аптечку, световозвращающий жилет и знак аварийной остановки придумали не просто так. Особенно это касается двух последних пунктов: световой день зимой короткий, и обозначать себя и машину во время вынужденной остановки или стоянки жизненно необходимо.

Четвертое: желательно иметь в багажнике хороший трос и провода для прикуривания. Может быть, они не понадобятся годами, но бывают моменты, когда без них будет очень плохо. Много места они не займут, так что пусть лучше всегда будут под рукой.

Ну и самое главное: подготовить к зиме нужно не только машину, но и себя. Управление автомобилем в зимних условиях — это особый навык. Если он есть, нужно его вспомнить и, как говорят водители, “переключить голову на зимнее управление”. Если такого навыка нет, очень желательно получить его на курсах зимнего или контраварийного управления. Это и интересно, и полезно, а обучаться приемам зимнего вождения самостоятельно на дорогах общего пользования — самое безрассудное, что может прийти в голову. А голову лучше беречь, причем и свою, и чужую.

Фото: Александр ДАНИЛОВ.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: