Такие данные привел на оперативке в правительстве региона министр транспорта и дорожного хозяйства РБ Александр Клебанов.
По его словам, самая низкая стоимость строительства дороги с песчано-гравийным покрытием сложилась в Илишевском районе — там один километр в среднем обошелся бюджету в 429 тыс. рублей. Самый дорогой километр — в Белебее, здесь на одной из новых улиц построили дорогу более чем за 8 млн рублей.
Министр объяснил разницу в стоимости строительства внутри республики тем, что, к примеру, илишевцы использовали при строительстве собственные карьеры с инертными материалами. А вот белебеевцам пришлось еще включить в стоимость работ переустройство всей подземной инженерной инфраструктуры — там заново переносили и газо-, и водопроводы.
— Дорога в Белебее была очень нужна, поэтому мы пошли на эти затраты, — сказал Александр Клебанов. — В местном микрорайоне Ласточка 300 метров дороги обошлись в 850 тысяч рублей. Поэтому такое строительство и повлияло на среднюю цену по району — почти 6 миллионов рублей. Но в целом там, где не требовались дополнительные работы, километр подъездных путей к населенным пунктам выходит дешевле — 606 тысяч рублей.
Для сравнения, самая низкая стоимость работ по обустройству местных дорог сложилась в Зауралье — один километр шоссе к населенным пунктам, новым микрорайонам обходится здесь в среднем в 983 тыс. рублей. В то же время в центральных районах республики этот километр будет почти на миллион дороже и обойдется в 1 млн 962 тыс. рублей. Министр объяснил это тем, что в Зауралье инертные материалы буквально лежат под ногами, а в центре Башкирии их приходится завозить издалека — местные не годятся из-за высокого содержания глины.
По информации Александра Клебанова, дорог в Башкирии за последние пять лет стало больше на 2233 км, теперь их протяженность составляет 36 088 км.
Структура дорог местного значения на сегодня выглядит так: более половины — гравийные, треть — асфальтированные, а 12 процентов и вовсе грунтовые.
Глава республики Радий Хабиров признался, что изучал вопрос стоимости строительства дорог и пришел к выводу, что в целом их цена на данный момент может считаться адекватной.
— Понятно, что большое значение имеют стоимость материалов, плечо их подвоза до места работ, — сказал он. — Дороги нужны, нам надо больше строить, чтобы людям было комфортнее не только в городах, но и на периферии. Давайте пока сделаем упор на ускорение строительства в районах, находящихся в «зеленой» зоне, там, где стоимость материалов дешевле.
Между тем строительство дорог с асфальтовым покрытием в России стоит несоизмеримо дороже, чем таких же с песчано-гравийкой. К примеру, километр одной полосы асфальтированной дороги в стране обойдется в 41 млн рублей. И мы в этом вопросе не уникальны — километр такой же дороги в США (в пересчете на рубли) будет стоить 72 млн, а в Германии — более 122,5 млн рублей.