Все новости
Транспорт
1 Августа 2023, 09:15

Подземный выход

Один из самых давних инфраструктурных долгостроев в республике близок к завершению

Александр ДАНИЛОВ  У главного транспортного инфраструктурного проекта в столице республики появился свет в конце тоннеля.
У главного транспортного инфраструктурного проекта в столице республики появился свет в конце тоннеля.Фото:Александр ДАНИЛОВ

— Уже в августе рабочая техника будет проезжать через тоннель, — говорит нам руководитель управления строительства Восточного выезда из Уфы компании «Пуск» — технического заказчика — Павел Шаповал.

Принимая во внимание, что первые проектные документы по этому транспортному комплексу появились еще в 1992 году, новость действительно долгожданная.

Разрешение на строительство Восточного выезда было получено в 1996 году. Тогда еще и проспекта Салавата Юлаева не существовало, поэтому первоначально планировали построить лишь тоннель под парком Лесоводов. Но даже этот проект собственными силами республика не осилила, и после долгих раздумий его решили законсервировать — к 2007 году, когда прекратили работы в тоннеле, успели пройти порядка ста метров из необходимых более 1,2 км.

Тем временем законсервированный объект продолжал «съедать» в год до 400 млн бюджетных рублей. Однако просто «закопать» его выходило еще дороже — назывались суммы в пять-шесть миллиардов. Помнится, один из руководителей правительства республики тех лет негодовал по отношению к тем, кто принимал решение о начале строительства тоннеля. «Для чего, зачем начали это строительство? — задавал он риторические вопросы. — Безумные средства тратятся, а уверенности в том, что когда-нибудь мы его возобновим — нет».

Жизнь распорядилась иначе — не только возобновили, но и улучшили проект, сделав его более функциональным. Теперь не только тоннель почти готов, но еще и мост через Уфимку открывает новые перспективы развития этого обширного района столицы Башкирии. При этом республика нашла удачный ход, при котором собственные вложения в проект составляли бы лишь десятую долю от общих, остальное — средства концессионеров.

Автодорожный тоннель — лишь часть большого инфраструктурного проекта, реализация которого стала возможна благодаря консолидации усилий федеральных и республиканских властей, частного бизнеса. С 2017 года Восточный выезд обрел реальные очертания — тогда «Башкирская концессионная компания», входящая в «ВТБ инфраструктурный холдинг», заключила с властями республики концессионное соглашение.

По соглашению предусматривается завершение строительства автодорожного тоннеля, возведение мостового перехода через реку Уфу длиной 470 метров и эстакады, а также 10-километрового участка платной скоростной автомобильной дороги с прямым выходом на федеральную трассу М-5.

Длина тоннеля под парком Лесоводов на правом берегу Уфимки 1276 метров, максимальная глубина — 63 метра.

— Таких тоннелей, строящихся по так называемой новоавстрийской технологии, в стране вместе с нашим три, — объясняет Павел Шаповал. — В свое время не хватило средств, чтобы начать строить подземную часть щитовым способом, это когда проходка осуществляется сразу по всему диаметру. Можно было бы года за полтора все пройти. Но денег не было, а потому как смогли, так и смогли — выбрали как дешевле.

На сегодня тоннель готов на 80 процентов, рассказали членам общественного совета при минтрансе республики, побывавшим на объекте. Осталось выполнить монтаж инженерных коммуникаций и устройство финишного дорожного покрытия.

— На мосту все металлоконструкции смонтированы, остается обустройство гидроизоляции и асфальтового покрытия, монтаж барьерных ограждений и установка освещения, — поясняет Павел Шаповал. — Эстакада, протяженность которой составляет 2179 метров, готова на 90 процентов. Здесь уже выполнены работы по устройству гидроизоляции. После них приступим к укладке асфальта, устройству барьерного ограждения и освещения.

На самом протяженном, десятикилометровом, участке Восточного выезда — дороге до федеральной трассы М-5 «Урал», на 97 процентов выполнено устройство земляного полотна. Три километра уже и заасфальтированы.

В свое время глава республики Радий Хабиров оценивал этот проект как один из крупнейших в Приволжском округе. И эта оценка объективна — по расчетам, после ввода всех объектов в эксплуатацию автомобильный трафик на Восточном выезде достигнет 22,7 тыс. машин в сутки.

При этом, по словам Павла Шаповала, Восточный выезд — не только сложное инженерное сооружение, но и экологичный проект. К примеру, даже дождевые воды, которые будут омывать мост, в Уфимку не попадут: на нем предусмотрены сточные системы, вода будет собираться в специальные резервуары, так называемые локальные очистные сооружения.

То же самое произойдет и с водой в тоннеле. Он пересекает бывшее русло Сутолоки, поэтому, чтобы избежать барражного эффекта (подъем водоносного горизонта. — Ред.), в тоннеле предусмотрены четыре камеры, в которых на глубину 20 метров пробурены скважины. При подъеме подземных вод они откачиваются в Западный портал, где установлена насосная станция, оттуда, уже после очистки, снова сбрасываются в Сутолоку — таким образом происходит некий круговорот воды в речке, найти которую сможет не каждый уфимец.

— Экология в этом проекте стоит на первом месте, — говорит Павел Шаповал. — В принципе можно было обойтись вообще без тоннеля. Просто вырубить лес на 20 гектарах, сделать просеку под трассу к Уфимке. Но решили оставить все в первозданном виде.

Большое внимание на объекте уделено системе безопасности: устанавливается мощная система принудительной вентиляции, в случае чрезвычайной ситуации предусмотрена быстрая эвакуация людей из тоннеля.

В последние дни по всей стране бушуют ураганы, заливает дождями не то что подвалы домов, но уже и вокзалы, торговые центры. Поэтому «РБ» поинтересовалась: не случится ли подтопа тоннеля в случае весеннего половодья или сильных ливней. Нам объяснили, что въезды в оба портала — Западный и Восточный — устроены так, что на протяжении 200 метров они идут на подъем, и только потом следуют два уровня перепада, когда даже на глаз видно углубление. Поэтому затопление тоннеля исключено, заверили нас.

Напомним: во время визита в Башкирию в феврале руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков высоко оценил ход работ, ведущихся в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

— Такие объекты окажут серьезное влияние на изменение дорожной сети республики, — сказал он. — Это удобство пользователей, это новые драйверы для экономики, потому что появляются новые логистические маршруты. И это все должно положительно сказаться на общей дорожной инфраструктуре региона. И Федеральное дорожное агентство, и правительственная комиссия по региональному развитию, конечно же, такие проекты поддерживают.

На данный момент на строительстве только тоннеля круглосуточно трудятся по 430 человек ежедневно. Причем состав самый разношерстный. По словам Павла Шаповала, половина из них россияне, треть — граждане Турции, остальные — жители Средней и Центральной Азии. Отмечается, что весь этот интернациональный коллектив, несмотря на работу в замкнутом пространстве, ведет себя корректно по отношению друг к другу. Поговорили мы с некоторыми из них о размерах оплаты труда. Цифры называть не будем, но зарплаты достойные.

— Проект очень значимый и долгожданный для столицы республики, — оценил увиденное председатель общественного совета при минтрансе РБ Рустам Баязитов. — Уфа находится на полуострове, поэтому такие выезды с него крайне необходимы. Это важно и в плане безопасности, и для дальнейшего пространственного развития города. Дополнительный выезд на федеральную трассу разгрузит имеющиеся мостовые переходы, уменьшится нагрузка на городскую транспортную сеть, значительно сократится время выезда из городской черты. Серьезный толчок получит развитие Зауфимья.

В общем, эффект от ввода объекта в эксплуатацию получается исключительно положительный. Произойдут изменения и для владельцев садовых участков в Зауфимье. Не такие кардинальные, как им хотелось бы — дорога-то будет платной до 2042 года по условиям концессии. Те, кто сейчас перебирается через Уфимку на пароме, смогут по мосту спуститься вниз (по тоннелю ходить запрещено). Возможно, даже на лифте, как нам пояснили. На машине проехать через тоннель к своему участку даже платно без петляний не получится, потому что съездов с основной трассы не предусмотрено.

Член общественного совета при минтрансе Владимир Кобзев, больше известный как блогер Кабзон, в беседе с «РБ» обратил внимание на полное отсутствие внятных объяснений по уровню платы за проезд. А ведь до сих пор есть некоторые наивные граждане, думающие, что проезд сделают свободным.

— Для чего эти «тайны мадридского двора»? — говорит Владимир Кобзев. — Строятся терминалы для оплаты проезда — значит, будут взимать плату. Скажите наконец людям: сколько? Чтобы они уже сейчас могли ориентироваться на что-то, строить планы — стоит ли надеяться на этот маршрут в будущем или уже сейчас настроиться на объезд, потому что денег нет. Как нет и объяснений владельцам садов: как они будут ездить к себе после пуска движения? При этом поразила культура строительства; по качеству ничего сказать не могу — не проверял в лаборатории, но внешне все выглядит достойно. Вот только бы еще с людьми научились разговаривать, объяснять им, как все будет дальше.

Александр ДАНИЛОВ  Тоннель позволил сберечь пару десятков гектаров леса.
Тоннель позволил сберечь пару десятков гектаров леса.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас: