Все новости
Транспорт
31 Марта 2023, 11:15

БАМ: возвращение ударной стройки

Знакомую аббревиатуру можно расшифровать и так — Бураевская автомобильная магистраль

Ринат РАЗАПОВ  Машинист грейдера Николай Кулаков и замдиректора «СК Автодор» Михаил Кокуркин на трассе.
Машинист грейдера Николай Кулаков и замдиректора «СК Автодор» Михаил Кокуркин на трассе.Фото:Ринат РАЗАПОВ

«Там еще конь не валялся!» — таково мнение многих из опрошенных мной людей о строительстве скоростной платной автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург.

Есть и такие, кто, узнав о сроке ввода дороги в декабре 2024 года, отмахиваются: «Что за фантастика! Нереально». Директор Башкирского филиала госкомпании «Автодор» Рашит Рафиков, выслушав от журналиста набор слухов, предлагает нам выехать на любой участок М-12 и убедиться — работа кипит. И это несмотря на весеннюю распутицу. В слова руководителя даже столь высокого ранга трудно было поверить, так как у нас, свидетелей более чем четвертьвековой реконструкции федеральных дорог М-5 и М-7, сложилось устойчивое представление: дороги так быстро не рождаются.

О «вкусе» езды по скоростной дороге

Прежде чем выехать на трассу, Рашит Габдулхаевич предлагает совершить виртуальную экскурсию на стройплощадку не выходя из его кабинета. В компьютере — панорамные фото. Вот идет закладка свай будущего моста стратегического значения через Белую у деревни Вострецово в Дюртюлинском районе. Снимки сделаны минувшей осенью с берега, и уже зимой — с вертолета. Внушительная картина. Съемки с подготовки просек в лесных зонах. Вот идет складирование стволов поваленных деревьев для продажи с аукциона. Котлованы карьеров для добычи песчано-гравийной смеси. Вот снимки временных понтонных мостов. И обилие техники: бульдозеры, экскаваторы, автобетономешалки, сваебои. Все машины новенькие, известных мировых марок. Организация труда, по всем признакам, на высшем уровне.

— В своем поручении правительству от 2 мая 2021 года президент страны Владимир Путин обозначил срок завершения строительства скоростной автомагистрали Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург — декабрь 2024-го, — рассказывает Рашит Рафиков и для пущей ясности рисует схему ее башкирского отрезка на бумаге. — Протяженность участка Дюртюли — Ачит 275 км, из них 140 пройдут по территории Башкирии, точнее, по Дюртюлинскому, Бураевскому, Татышлинскому районам, 92 — по Пермскому краю, 43 — по Свердловской области. Проектные работы завершены, госэкспертиза дала положительное заключение. Генподрядчиком определена компания «Автодор». Она приступила к работам.

— Обычно самые затяжные вопросы возникают при переводе земель под нужды строителей и перекладке трубопроводов и ЛЭП. Последние принадлежат монополистам, они чаще всего начинают проявлять «характер». Были тут споры?

— Нет. И аграрии, и другие хозяйствующие субъекты дружно продемонстрировали единодушное понимание значения трансконтинентальной магистрали и шли навстречу заказчику. Со всеми проводится расчет по оценочным актам. Необходимо выполнить комплекс операций по выносу из створа инженерных коммуникаций. Тут предлагается два варианта: вынести их силами подрядчика или собственника. Соглашения о компенсации потерь подписаны с «Башнефтью», АО «БЭСК», «Газпромом».

Сегодня идет снятие плодородного растительного слоя, устройство насыпи под дорогу, буронабивных свай под мосты, свайных полей под путепроводы, проездов вдоль трассы, временных объездных дорог, городков для строителей.

— Сколько инженерных сооружений предусмотрено проектом?

— На нашем участке — 32 путепровода, 15 мостов, в том числе один внеклассный через Белую в 813 метров, 145 водопропускных труб, девять биопереходов для диких животных. Еще три серьезных объекта — многофункциональные площадки с магазинами, гостиницами, предприятиями сервиса, которые дадут рабочие места для местных жителей.

— Сколько людей трудится сегодня на объекте?

— На строймонтажных работах — 1200 специалистов и 500 единиц техники. В пиковый период количество возрастет до 5200 и 2100 соответственно. Срок ввода, как было сказано, декабрь 2024 года. Но это касается только ленты магистрали.

Понадобятся еще месяцы, чтобы завершить весь дорожный комплекс: примыкающие ответвления, подходы, предприятия сервиса, некоторые инженерные объекты.

— Ну и, как говорится, коренной вопрос: какая будет плата за проезд?

— Надо подождать ввода всей дороги. Рынок и трезвый расчет подскажут. Скорее всего, с первого дня и на определенный период разрешат бесплатный проезд. Надо дать возможность людям войти во вкус езды по скоростной магистрали.

Опять ударная стройка

— Встретимся в Бураево, там наши база и офис, — предлагает замдиректора генподрядной строительной компании «Автодор» Айдар Яруллин и преду-преждает: — На легковой машине на трассе делать нечего, повезем вас на вездеходе.

В Бураево нас перехватывает другой сопровождающий, уже на внедорожнике УАЗ-«буханке», заместитель технического директора Михаил Кокуркин. Он слегка волнуется — никогда не давал интервью. Убегает в офис за новенькой каской, на всякий случай: мало ли что, вдруг начальство заметит по снимкам в газете несвежий головной убор. В «Автодоре» повышенные стандарты к порядку во всем. Вскоре мы в этом убедились по пути на базу в сторону деревни
Тугаево. Везде новенькие дорожные знаки, полосатые ленты безопасности трепещут на ветру, чернозем бережно сдвинут для дальнейшего использования, горы уральского щебня, песчано-гравийной смеси — все это заскладировано как надо.

Михаил Кокуркин окончил Казанский инженерно-строительный институт, начинал мастером по прокладке федеральной трассы М-7, дорожный стаж 11 лет. Семья живет в Казани. Раз в неделю наведывается к жене и двум дочерям. «Поэтому вахтовиком себя не считаю», — говорит Михаил.

Останавливаемся, прижавшись к обочине. Дальше притрассовая временная дорога не прикатана, даже наша «буханка» там бессильна. Рядом разглаживает дорогу грейдер с надписью организации-собственника «Амуртехимпорт».

— Он что, из Амурской области?! Из такой дали?! — спрашиваю Кокуркина.

— Да, — невозмутимо отвечает Михаил и поясняет: — Сюда приехали субподрядные организации из Благовещенской, Омской, Тюменской, Оренбургской и других областей, наши из Татарии.

— Как на ударной стройке Байкало-Амурской магистрали! — подытоживаю я. — А это тоже БАМ — Бураевская автомобильная магистраль. Или Башкирская.

Грейдер «Амуртехимпорта» останавливается рядом. Машинист Николай Кулаков рад пообщаться с репортером — редкой птицей на трассе. Он из поселка Акбулак Оренбургской области. Вахтовик. Тридцать дней здесь, 15 дома. Как признается Кулаков, такую зарплату, как здесь, дома не найти. Так же считает и его земляк из Оренбурга мастер СК «Автодор» Денис Татарченко. Дорожники расквартированы кто в гостинице, кто в домах местных. Съемом жилья занимается, чтобы исключить неразбериху, специальная служба.

В нарождающийся коллектив генподрядчика вливаются местные жители. Работодатель отдает предпочтение тем, кто живет в нашем регионе. Такова, кстати, устная директива руководства «Автодора». Контролер-учетчик Руслан Мухаметханов два года назад вернулся из армии, таксовал на своей «девятке», успел окончить Бирский многопрофильный колледж, получил свидетельство машиниста-тракториста, но по специальности устроиться не мог. Здесь зарабатывает больше, чем таксистом.

— На дорогу устроились и мои друзья, — рассказывает Руслан. — В основном водителями уазиков. Некоторые бросили северную вахту, здесь зарплата такая же, да еще всегда с семьей. Документы при приеме на работу изучают строго, затем идет испытательный срок.

Бураево ждёт новую цивилизацию

На северной окраине Бураево, у дороги Уфа — Янаул — Пермь, есть кафе с притягательно-теплым названием «Огонек». Точнее, даже не кафе, а торгово-офисный комплекс предпринимателя Ильдара Хазиева. «Огонек» — индикатор состояния общественно-деловой жизни: в стране хорошо — работает в полную силу, наступает кризис — сбавляет обороты.

— В период пандемии вынуждены были закрыться, потому что поток посетителей почти иссяк, — рассказывает Хазиев. — Затем появились геологи, которые обедали у нас. Они принесли долгожданную весть, что М-12 пройдет рядом с райцентром. До этого ходили разные слухи, называли Янаул. Взвесив все сообщения, навели порядок в комплексе и вновь открылись. Товарооборот возрос в разы. А когда дорога заработает, я так прикинул, нарастим объемы раз в пять.

У Ильдара Хазиева помимо «Огонька» есть еще предприятие по строительству дороги, жилья, небольшой железобетонный завод. Он уверен, что скоростная магистраль даст местной экономике и социалке второе дыхание.

— Специалисты администрации района регулярно встречаются с руководством, мастерами «Автодора», совместно решаем все вопросы, — рассказывает замглавы администрации Бураевского района Рушан Ахматнабиев. — Например, когда тяжелые автомобили начали разбивать сельские дороги, жители стали жаловаться. Представитель генподрядчика успокоил: все дороги скоро будут не только отремонтированы, но и обновлены.

С пуском М-12, уверен Ахматнабиев, сюда придет другая цивилизация. Бураево находится между Казанью и Екатеринбургом примерно на равном расстоянии, уже сегодня заявляют о себе самые разные инвесторы: хотят ставить газовые заправки, кемпинги, пищевые предприятия. Если местные власти смогут, так сказать, «оседлать» магистраль, создать хорошие условия для жизни, то люди перестанут уезжать на «севера» и останутся дома, ближе к семье, детям.

Ринат РАЗАПОВ  Строительство моста через Белую у деревни Вострецово.
Строительство моста через Белую у деревни Вострецово.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас в