Все новости
Транспорт
27 Сентября , 13:15

А мы пойдём в обход

Работы на новом участке федеральной трассы М-7 стартовали официально

Ринат РАЗАПОВ  При строительстве нового участка федеральной трассы «Волга» применят технику, участвовавшую в прокладке дорог и моста в Крыму.
При строительстве нового участка федеральной трассы «Волга» применят технику, участвовавшую в прокладке дорог и моста в Крыму.Фото:Ринат РАЗАПОВ

Долгие годы жители пяти населенных пунктов на территории Илишевского и Дюртюлинского районов были вынуждены постоянно слушать рев многотонных автомобилей — прямо по центральной улице их сел пролегает федеральная трасса. К примеру, только за пять минут, остановившись в селе Исаметово, мы насчитали 43 двадцатитонные фуры, проехавшие мимо одного из дворов. А еще добавьте сюда легковушки.

— День и ночь гул стоит от машин, — вступает в беседу местная жительница Зиля. — Мы уже привыкли, даже внимания не обращаем. А вот гости удивляются — как вы спите в таком шуме, говорят.

Новый участок федеральной автомагистрали М-7 «Волга» проляжет по территории трех районов республики. Начиная от административной границы с Татарией, трасса «вгрызается» в лесной массив. Ровно год назад президент страны Владимир Путин поставил задачу продолжить автодорогу М-12 от Казани до Екатеринбурга, а просека под обход трассой М-7 населенных пунктов уже почти готова. Так что могут работать быстро и проектные институты, и другие службы, когда перед ними ставят ясные цели.

— Других вариантов не было, — говорит главный инженер проектно-изыскательского института «Гео-проект» Санкт-Петербурга Наталья Мухутдинова. — Понимали, что высшее руководство страны не станет слушать наши отговорки по поводу нехватки времени. Поэтому когда узнали, что нам предстоит выполнить этот проект, на свой страх и риск начали работать на четыре месяца раньше.

По словам нашей собеседницы, в работе было много сложностей. К примеру, приходилось неоднократно корректировать трассу, принимая во внимание пожелания местных администраций, требования экологов и других.

— Требования к нам от заказчика главным образом касались минимизации финансовых вложений, — уточняет Наталья Мухутдинова. — Мы и сами рады были бы линейкой начертить прямую линию от точки «А» до точки «Б». В свое время император Николай Первый именно так показал, где строить железную дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга. Но в вашей республике на каждом шагу богатые месторождения ископаемых, которые нельзя закрывать автотрассой. В общем, пришлось усердно поработать, чтобы всем было хорошо: и краснокнижные растения не тронуть, и нефтяников не обидеть.

Проектная документация дублера трассы М-7 получила положительное заключение Главгос­экспертизы в середине лета. Обход пяти населенных пунктов войдет в состав скоростного маршрута Москва — Казань — Екатеринбург, реализация которого ведется по поручению президента Владимира Путина. Именно оно и стало, по мнению всех наших собеседников, спусковым крючком, давшим возможность в рекордные сроки разработать, а главное, согласовать проект.

— Обычно минимум год согласование идет, а здесь прошло несколько месяцев — и работы начались, — говорит один из них. — Вот бы всегда так вопросы решались.

Работы на объекте включают в себя строительство четырехполосной автодороги протяженностью 65 км, двух мостов, девяти путепроводов, шести транспортных развязок, 18 сельхозпроездов, 70 водопропускных труб. Для безопасного доступа к участку скоростной дороги и сохранения транспортного сообщения между населенными пунктами вблизи Карабашево, Рсаево, Семилетки, Бишкураево предусмотрено строительство развязок. Две другие появятся на стыке с основным направлением трассы М-7 возле сел Исаметово и Асяново.

На новом участке предусмотрено строительство четырех площадок отдыха с перспективой возведения на них многофункциональных придорожных сервисов.

— В настоящее время существующая здесь дорога имеет по одной полосе движения в разных направлениях, — объяснил нам необходимость строительства нового участка трассы главный инженер управления дороги «Приуралье» Александр Михайлов. — В каждом направлении они имеют ширину всего 3,5 метра, и это создает риск дорожных происшествий, аварийных ситуаций. Кроме того, сейчас федеральная трасса пролегает прямо по улицам Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново. Все это негативно влияет на жизнь местного населения, создает угрозу их безопасности. Поэтому в любом случае обход этот необходимо было строить. Но, кроме того, старая дорога еще снижает пропускную способность трассы.

Действительно, местами на старой трассе (можно уже так называть существующий сейчас участок дороги М-7, проходящий по улицам пяти сел республики) ограничение скорости движения достигает 40 километров. Любой автомобилист скажет вам, как это нервирует, когда приходится резко сбрасывать скорость вдвое. А если за вашей спиной еще и груз в 20 тонн, то понятно, что на тормозную систему автомобиля положительно это никак не влияет. Новая дорога не будет иметь ни одного пересечения на одном уровне с примыкающими участками, поэтому притормаживать не придется.

Интересно, что буквально в этом году на прежней трассе завершились ремонтные работы. Теперь она в идеальном состоянии, обустроили тротуары, обновили освещение.

— Не жалко потраченных средств? — спрашиваем у Александра Михайлова.

— Так это для людей делали, — отвечает он. — Когда запустят дорогу в обход, передадим этот участок в региональное ведение.

В том, что новый участок будет качественным, не приходится сомневаться. Заместитель гендиректора — исполнительный директор компании «Автобан» Олег Мартыненко рассказал нам, что опыт реализации таких проектов у них огромный.

Компания работает в пяти федеральных округах.

— Президент поставил задачу, и мы ее выполним, несмотря ни на какие трудности, — заверяет Олег Мартыненко. — Если быть точным, протяженность участка обхода составляет 65 километров и еще 80 метров. Точность здесь важна. Нам необходимо уложиться по стоимости в отведенные лимиты, поэтому все закупки для объекта будем вести централизованно.

По словам представителя подрядчика, в самые пиковые этапы работы на объекте будут задействованы до 1,7 тысячи сотрудников, 350 единиц техники. Проект поделен на четыре участка, на двух из которых возможно участие субподрядчиков.

Они уже всем известны, но Олег Мартыненко отказывается их называть, потому что договоры пока еще не подписаны. По его словам, необходимость в привлечении субподрядчиков обу­словлена временными рамками проекта — нужно строить быстро и качественно. А чем больше участников, тем выше скорость работ.

Новая дорога станет настоящим спасением для местных жителей. Увы, не для всех. На торжественной закладке капсулы в основание будущей трассы хозяин одного из крупнейших объектов придорожного сервиса, расположенного на старой дороге, лишится огромного количества клиентов.

— Местные не покроют моих затрат, — говорит он. — На новой трассе строиться? Но для этого нужно еще тендер выиграть. А там федеральные игроки будут участвовать. С ними конкурировать?

Вопросы есть, но, по крайней мере, у него еще есть два года для принятия решения, пока будет построен обход.

На проходившем в Уфе конгрессе «Транспорт и строительство» глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко говорил о том, что будущая трасса М-12, в которую интегрирован и обход в Башкирии, будет платной.

— Меня часто спрашивают, почему так, — рассказывал он. — Потому что мы привлекаем с рынка огромные средства для строительства новых дорог. Эти деньги нужно будет возвращать. Вот поэтому дороги платные.

Однако Олег Мартыненко пояснил, что они начинают строить обход как бесплатный для автомобилистов участок. По его словам, здесь не запроектированы пункты оплаты.

Трудности в строительстве связаны и с неустойчивыми почвами по всей будущей трассе.

— Болотистая здесь местность, — пояснил нам старший научный сотрудник «Гео-проект» Нагапет Устян. — Поэтому будут привлекать буронабивные машины, которые использовались еще при строительстве трассы «Таврида», Крымского моста.

Их преимущество в том, что применяются инертные материалы из местных месторождений. Глубина забивания таких «свай» в основание дороги — от пяти до двадцати метров. Дорога будет очень крепкая. Здесь применяются самые передовые технологии.

Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас в