Все новости
Транспорт
2 Сентября 2022, 13:15

Умный автобус придёт по расписанию

Продолжается обновление автопарка пассажирских перевозчиков республики

Ринат РАЗАПОВ  В новых автобусах можно и телефон подзарядить.
В новых автобусах можно и телефон подзарядить.Фото:Ринат РАЗАПОВ

По признанию кондуктора автобуса уфимского маршрута номер 107 Насимы Низамовой, работать в автобусе, оснащенном кондиционером, очень комфортно.

— Дышать легко, — говорит она, — даже не чувствую, что уже полсмены отработала. И пассажиры рады таким условиям, удивляются.

Мы едем от остановки «Центральный рынок» в сторону Михайловки. На улице — плюс 34 градуса, плавится асфальт, люди прячутся в тени деревьев в ожидании нужного им рейса. И повезет тем, кто сядет в новые автобусы, пополнившие парк «Башавтотранса» в начале этой недели — все они оборудованы мощными кондиционерами.

Мы заходим в такой автобус. У нас с фотокорреспондентом редакционное задание: на личном опыте проверить, насколько комфортнее стало пассажирам в поездках по городу. Ведь в прошедший понедельник парк «Баш-автотранса» пополнили еще 37 современных автобусов «Неф-АЗ». Всего же с 2019 года их у главного перевозчика стало на 943 машины больше. Все они — большого, среднего и малого классов вместимости. Еще 150 машин приобрели частные перевозчики. Так что на дорогах республики становится больше удобных, а главное, безопасных авто, перевозящих пассажиров. Осенью «Башавтотранс» получит еще 33 новые машины, сообщил на своей страничке в социальных сетях глава региона Радий Хабиров.

А в первом квартале будущего года поступит следующая партия в 35 автобусов.

Словом, обновление подвижного состава, как перевозчики называют автобусы, идет полным ходом. Поступившие машины вместимостью до 105 человек работают на экологичном газомоторном топливе, оборудованы информационными табло, навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, кондиционерами, системой видеонаблюдения. В «НефАЗах» также установили аппарели и специальные места для инвалидных колясок.

Мы поинтересовались у директора УПАП-3 Алексея Васюры: что значит аппарель? Со времен армейской службы в памяти осталось, что это пологий спуск в окопы. Оказалось, это слово применимо и для автобусов. — Так называют выдвижную площадку для удобства заезда или выезда на инвалидной коляске, — объяснил Алексей Васюра.

— В последние годы много делается для удобства пассажиров, — говорит заместитель гендиректора «Башавтотранса» по пассажирским перевозкам Сергей Паскин. — И это не только новые комфортабельные автобусы большой вместимости.

Продумана маршрутная сеть, когда из любой точки мегаполиса за короткое время можно добраться до так называемой узловой остановки, пересесть на другой автобус и доехать до нужного места. Причем в течение «счастливого часа» по карте «Алга» пересадка эта будет бесплатной. Он дает возможность поездки по нескольким маршрутам по цене одной. То есть пассажир в течение одного часа может пересесть по одному билету из автобуса в автобус нашего предприятия, трамвай или троллейбус, пригородную электричку «Дема — Шакша» и наоборот. Мы подсчитали, что только за сутки пассажиры в столице региона экономят в сумме до 340 тысяч рублей.

— Пассажирам выгодно, а вы теряете миллионы в месяц, — выражаем мы сомнение в такой благотворительности.

— Наше предприятие — государственный перевозчик, — возражает Сергей Александрович. — Как я уже говорил, мы стараемся сделать все возможное для удобства пассажиров. А когда им удобно, комфортно, они выбирают наши автобусы, их становится больше. Если до 2018-го мы за год перевозили около 60 миллионов пассажиров, то пару лет назад уже около 90 миллионов, а за прошлый год уже 104. Теперь даже трудно представить, что в «газельку» набьется тридцать человек, люди лучше подождут приезда удобного автобуса. Стратегия республиканских властей, транспортная реформа делают поездку во всех смыслах приятной. А если человек утром добрался к рабочему месту без проблем, то и отдача от его труда будет выше.

Согласен с руководителем водитель автобуса 107-го маршрута Зимфир Исламов. По его мнению, люди все больше ценят комфорт. И внешние атрибуты. Он сам одет с иголочки — в белоснежной сорочке, с галстуком.

— Никто нас не заставляет так одеваться, — отвечает он на мой вопрос. — Это личное дело каждого. Но трудно представить, чтобы за рулем такого автобуса сидел человек с наколками во всю грудь, в тельняшке без рукавов и резиновых сланцах. Такое рабочее место требует определенного дресс-кода.

Пассажирка Ралина Насырова, медсестра уфимской больницы, рассказывает, что еще недавно добраться на работу или обратно домой было очень трудно.

— Частники ездили как попало, — говорит она. — Зимой вообще отказывались от рейсов, потому что дорогу на Михайловку плохо чистили от снега. Теперь большие автобусы на маршруте, они ездят по расписанию, поэтому можно регулировать свое время, чтобы лишние минуты не проводить на остановке.

Действительно, заметное улучшение пассажирских перевозок на затонском направлении началось после вмешательства главы республики. Многие жаловались на нерегулярные рейсы, старые автобусы. Теперь ситуация кардинально меняется.

По информации, которую нам предоставил заместитель гендиректора «Башавтотранса» Сергей Паскин, ежедневно на этом направлении работает семь маршрутов, выходят 65 автобусов, совершающих 824 рейса.

— В среднем каждый день только наши автобусы перевозят здесь по 28,3 тысячи пассажиров, — говорит он. — Стараемся выдерживать интервал в семь минут между автобусами. Жалоб становится меньше.

Впрочем, нашлись и критически настроенные пассажиры.

— Проверка? — спрашивают нас. — То-то, думаем, кондиционер включили. В первый раз за все время. Показухой занимаются.

Наши объяснения, что этот автобус лишь второй день на маршруте, а в других кондиционеры не были предусмотрены, не разубеждают пассажирку Елену Сергеевну. Недовольна она и расположением остановок.

— Вот мне надо в магазин, а возле него нет остановки. И тротуаров нет. От остановочного павильона приходится идти по проезжей части. А если машина собьет?

В этом вопросе Сергей Паскин ее поддерживает.

— У нас тоже есть претензии к расположению остановок, — говорит он. — К примеру, сейчас подъедем к перекрестку на улице Летчиков, там павильон расположен прямо возле светофора. Автобусу необходимо к нему подъехать, высадить пассажиров, а затем исхитриться вклиниться в поток и повернуть налево. Автолюбители с большой неохотой уступают право на выезд с остановки, хотя по правилам дорожного движения должны. А вот если бы метров за 50 до перекрестка остановка была, то проблем было бы меньше.

На наш вопрос, кто определяет места остановок, Сергей Паскин отвечает:

— Есть административная комиссия. Из чего они исходят, когда определяют, где поставить павильон, нам не известно.

По его мнению, в последнее время порядок на дорогах наводится, но проблемы еще остаются. И каждую по отдельности не решить, требуется скоординированная комплексная работа.

— Транспортная реформа продолжается, — резюмирует Сергей Александрович. — Мы движемся поэтапно, решая одну задачу за другой. Сейчас наступает время цифровизации, оборудования «умных» остановок. Власти республики настроены решительно, по всему видно, начатое доведут до логического конца. Сейчас в Уфе десять перевозчиков, включая «Башавтотранс». Четыре из них считаются крупными. Так что конкуренция на этом рынке есть. По старинке работать уже никто не сможет. В столице республики решена проблема нелегальных перевозчиков, вместе с этим растет нагрузка на наших. Но мы этому только рады. А в итоге выиграют пассажиры. Уже сейчас знаю людей, которые пересаживаются со своих автомобилей на общественный транспорт. Так и дешевле, и удобнее получается.

Ринат РАЗАПОВ  Интервал между автобусами составляет семь минут. В час пик выдержать его очень трудно, но водители стараются выдержать график.
Интервал между автобусами составляет семь минут. В час пик выдержать его очень трудно, но водители стараются выдержать график.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас: