Все новости
Транспорт
5 Июля , 11:15

Сплошное покрытие

В борьбу с ямами на улицах вступили власти, дорожные строители и жители

Александр ДАНИЛОВ  Опять угодил в яму
Опять угодил в ямуФото:Александр ДАНИЛОВ

А вы знали, что на некоторых улицах Уфы местные жители дают ориентиры проезда к своим домам по народным дорожным приметам? «Едешь по Айской, а как качнешься на провале, сворачивай направо — эта улица моя». Бывают такие прорехи на улице или во дворе, рядом с которыми можно прожить всю жизнь и потомкам передать в наследство. В точности по Ильфу с Петровым «вечные провалы, на которые всегда можно собирать деньги, чтоб совсем  не провалились»

Тояма Токанава

С городскими автоактивистами, а проще говоря неравнодушными автолюбителями Евгением и Андреем, корреспонденты «Республики Башкортостан» отважно отправились на уфимские улицы. Все ли ямы на месте, все ли в порядке на дорогах?

За последние три года огорчений уфимским водителям дороги доставляют все меньше, с этим не поспоришь. Но есть «белые пятна», своего рода фигуры дорожного умолчания, о которых знают старожилы и завсегда либо сбрасывают газ, либо стараются автоматически, на рефлексе объехать выбоину. Страдают новички и гости столицы.

— Вроде и незаметно, что тут что-то не в порядке с дорогой, но эта кажущаяся видимость даже на разрешенной скорости тебя ощутимо тряхнет в лучшем случае, в худшем — пробьет амортизатор, — останавливаемся напротив 71-го дома по улице Октябрьской Революции и приседаем с Евгением на обочине — так яма фактурно выделяется на фоне дорожного полотна. Дорожники периодически латают этот недопровал рядом с канализационным люком, но он упрямо появляется из года в года.

Следующий пункт — знаменитая в узких кругах таксистов, курьеров и местных жителей улица академика Ураксина, поднимающаяся от улицы Софьи Перовской. Полубетонка, с торчащей кое-где арматурой и следами чьих-то несчастий по обочинам — кусками пластиковой обшивки и колесных колпаков.

— А это бич Уфы — непонятно кем и когда установленные, явно незаконные лежачие полицейские. Ладно, если бы возле них стояли знаки, но точно о них знают только местные жители, которые наверняка и просили асфальтных дел мастеров их оборудовать. Причем даже не во дворе, а в межквартальном проезде. Тут их на съезде четыре друг за другом, — комментирует Андрей, когда мы спускаемся по улице Волонтеров. И в самом деле, если во дворах искусственные валики еще как-то оправдывают себя с точки зрения безопасности пешеходов, то на городских дорогах самовольные преграды грозят водителям ущербом для подвески или ударом сзади от менее внимательного автолюбителя. А еще зимой именно в этих местах коммунальщики недочищают дороги.

Еще раз убеждаемся в непоколебимости уфимских провалов, проехав по улице Габдуллы Амантая. Раньше здесь было много «впуклостей», но их наконец-то заделали, остались выпуклости, которые, как и в сотнях других мест столицы, никто не удосуживается хотя бы
обозначить, придав им легальности, если уж не хочется связываться со сносом.

Ныряем во дворы на улице Загира Исмагилова, вот двор после дорожного ремонта — спасибо, что не стало хуже, чем до него — лоскутное одеяло дорожных заплат, а вот следующий, возле дома 6/1, — и тут лежачие полицейские и ямы.

— О, как же мы забыли, надо обязательно посмотреть, сделали ли что-то с ямой на путепроводе по улице Мингажева над Салаваткой. Каждый год там одно и то же, — спохватываются наши проводники, и мы топим на знаменитый перекресток, где сливаются шесть транспортных потоков плюс трамвай. Тут, пытаясь объехать яму, ты уже рискуешь не просто пробить колесо, а повредить чужую машину. Уф, яма на месте, прямо в самом неудобном месте — на стыке дорожного полотна и трамвайных путей.

На перекрестке улиц Ветошникова и Новомостовая нам показывают «лобное место» — периодически возникающее место дорожного ремонта, где старое покрытие убрано, а новым асфальтом еще не заполнено. Часто, даже слишком часто, эти коварные вырезы не обставляются знаками, а без ущерба проехать по ним можно на скорости 5 — 6 километров в час. Вот и курят нервно вечерами и ночами водители возле такой рукотворной ямы, меняя колеса или дожидаясь эвакуатора.

— Ямочный ремонт — благое дело, никто вам слова против не скажет. Только поблагодарят, но почему, обрезав по контуру микропрореху, строители создают теперь уже по-настоящему опасную яму и пропадают на неделю, месяц, полгода? — стоим с Андреем в обычном уфимском хрущевском дворе 29-го дома на проспекте Октября. Еще раз убеждаемся — плюс одна яма, вырезанная безымянным дорожником, минус — четыре парковочных места и явное недовольство уфимцев, вынужденных опасаться непонятных маневров автомобилей, объезжающих препятствия.

Блуждающая аномальная зона может заглянуть в любой двор, на любую улицу. Никто не застрахован от заботы дорожников, но и заставить их полюбить твою дорогу непросто. А значит, знакомая всем советским людям беда под псевдояпонским именем будет жить и дальше.

Дороги на просвет

С того момента как пожаловаться на ямы на дорогах, в том числе и на застарелые многолетние язвы, стало возможно на портале госуслуг, на официальный сайтах госорганов и специализированных порталах, с точечным дорожным ремонтом и вправду стало намного проще. Только представьте себе масштаб проблемы мегаполиса: на интерактивной карте ямочного ремонта Уфы (очень удобная штука, рекомендую) — 5342 заявки. Ремонт выполнен менее чем в половине случаев. Фотографии, которые иллюстрируют успешный процесс ямочного ремонта, доказывают, что «висеть в листе ожидания» мольбы жителей могут и полгода, и год. А ведь еще столичные власти могут и не принять заявку или переадресовать ее в управляющую компанию. Или вовсе проигнорировать…

Минтранс сейчас вообще сообщает, что в регионе проинспектированы абсолютно все дороги с асфальтобетонным покрытием, все дефекты оцифрованы, на картинке вся республика в зеленом цвете. В переводе с чиновничьего языка это значит, что дорожники проехали по всем региональным дорогам, все ямы и «канавы» взяли на учет, отметили в плане и, по идее, должны бежать впереди асфальтоукладчика, указывая путь. Минтранс передает, что нашлось 90612 дефектов, а исправили уже почти 97 процентов. Но это по региональным. По местным дорогам ситуация менее радужная — устранили чуть больше 90 процентов из 51156 прорех.

Однако сам же минтранс наступает на горло победной песне, признаваясь, что контрольная проверка показывает, что десятки муниципалитетов не полностью «оцифровывают» дорожные дырки, оправдываясь, что, дескать, это новые успели появиться. Часто история сообщений местных жителей такие словесные чиновничьи демарши опровергает, но на все дороги проверяющих не напасешься. Поэтому минтранс от лица правительства дал поручение всем городам и районам повторно проинспектировать улицы и магистрали до 10 июля, а до 20 июля дорожные огрехи исправить. Подождем?

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Александр БУЛУШЕВ, министр транспорта и дорожного хозяйства РБ:

— Знаю, что муниципалитеты говорят — до них не доходят средства от министерства. Речь прежде всего о деньгах на ощебенение дорог, связана эта «узость» с нормативными процедурами. До 10 июля деньги от минтранса дойдут до муниципальных районов. Всего в 2022 году в Башкирии на содержание автодорог регионального, межмуниципального и местного значения предусмотрено 5,7 млрд рублей.

Сергей КОЖЕВНИКОВ, замглавы администрации Уфы:

— Что касается ямочного ремонта дворовых территорий, сейчас проинспектировано 4137 участков, оцифровано 2475 дефектов, 2393 — устранено. Процент выполнения запланированных работ — 98,2%. Также ведется ямочный ремонт на улицах города, в том числе по заявкам, поступающим на интерактивную карту (о чем мы и говорили — прим. «РБ»). На конец июня поступило 5 272 заявки, из них 908 приняты в работу, по 2 311 ямочный ремонт выполнен, 12 находятся на рассмотрении, 831 направлена в управляющие компании, остальные отклонены.

Кстати

Активно жалуются на ужасное, по их мнению, состояние дорог жители республики в соцсетях главы республики, профильных министерств и глав муниципалитетов. Недаром потом на правительственных совещаниях ЦУР и минтранс рапортуют в формате «было — стало» о локальных победах на дорожном фронте.

Порой иначе добиться быстрой ликвидации что вечной, что свежей ямы невозможно.

Альберт ЗАГИРОВ  Заехав в такую яму, на подвеске можно ставить крест.
Заехав в такую яму, на подвеске можно ставить крест.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Дмитрий ВОЛКОВ
Читайте нас в