Безусловно, в дорожном строительстве влияние национального проекта «Безопасные качественные дороги» на региональную транспортную инфраструктуру неоспоримо.
Он позволяет регионам качественно фокусироваться на проблемных дорожных участках и осваивать перспективные направления, на которые самостоятельно территориальные фонды вряд ли могли претендовать в ближайшем будущем.
— Привести в нормативное состояние — за этой формулировкой кроется не просто «латание дыр» на дороге, а фактически новое, на годы вперед дорожное полотно. И в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» нам удалось привести в норму1151 километр автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Булушев.
Сами посудите, много это или мало, если по нацпроекту в регионе потратили почти 20 миллиардов рублей, в том числе 7 — из федерального бюджета. Дорожные работы шли в уфимской и стерлитамакской агломерациях, Кармаскалинском, Кушнаренковском, Благовещенском, Чишминском, Иглинском районах, Салавате и Ишимбае. И ведь на этом действие нацпроекта не прекращается.
— В этом году запланировано привести в нормативное состояние более 203 километров автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, сдать 9 мостов общей протяженностью почти полкилометра, — отметил первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства Виктор Жульков.
Наиболее крупный объект — реконструкция дороги Бирск —Тастуба — Сатка, а это, на минуту, почти 61 километр пути. Ну а о другом проекте — развязке у Зинино в Уфе, от трассы М-5 «Урал» до примыкания к Нагаевскому шоссе, не знает в республике только самый нелюбопытный житель.
— Вообще, в отличие от оперативных путевых проектов при составлении планов работ по нацпроекту особое внимание уделяется дорогам, ведущим к социально значимым объектам: медицинским учреждениям, школам, детским садам и другим учебным и досуговым заведениям, а также по туристическим маршрутам, — подчеркивает Александр Булушев.
Понятно, что точки притяжения нацпроекта «БКД» распределены неравномерно. Но есть некоторая справедливость в том, как распределена загруженность дорог по республике. Уфа, например, рассчитывает привести в нормативное состояние 26 километров на 17 участках столичных магистралей.
— Из них я бы отметил два объекта, которые будут начаты в этом году, а завершатся в следующем, — на улицах Менделеева (от улицы Генерала Горбатова до Обской) и Новороссийской (от Центральной до автодороги на Затон). В северной части отремонтируем девять улиц, в южной — десять, пару в Нижегородке и одну в Деме, — поделился планами начальник управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений столичной администрации Константин Паппе. Он не обошел вниманием и продолжающийся проект по строительству южного выезда из Уфы.
— Мы заключили контракт с дорожниками на реконструкцию улицы Галле до входа в тоннель, поэтому приступаем к переговорам с собственниками недвижимости, попадающей в зону реконструкции, — добавил Константин Паппе.
В Стерлитамаке не менее грандиозные намерения в разрезе нацпроекта — отремонтировать 15 дорог общей протяженностью более 11 километров.
— Наметили довести до конца ремонт на участке улиц Профсоюзная — Элеваторная. Кроме того, будем устанавливать новые светофорные объекты, ограждения и системы освещения, — рассказал начальника отдела строительства администрации Стерлитамака Марат Кинзябаев. — Все работы планируется завершить до 31 июля.
А вот о чем стоит непременно сказать, так это о том, что нац-проект начинает отрабатывать свою главную задачу — снижает смертность на дорогах. Например, к июню этого года ДТП на улицах республики произошло почти на 9 процентов меньше, а погибло в авариях на 10 процентов меньше по сравнению с прошлогодней статистикой.
К сожалению, на печальные цифры влияет не только состояние дорог.
— Как длинные праздники, так больше нетрезвых водителей за рулем, пешеходы продолжают ходить без светоотражающих элементов в темное время суток. Молодые и даже часто несовершеннолетние водители, не только за рулем автомобилей, но и на мототранспорте, самокатах, велосипедах, без опыта и знаний провоцируют аварии, особенно летом, — отметил старший инспектор по особым поручениям УГИБДД МВД Линар Зиннуров. Однако автостатистика тоже помогает делать дороги безопаснее — после совместных обследований с госавтоинспекцией власти выявили несколько аварийно опасных участков, установили барьеры, переставили камеры, ограничили скоростной режим.
В этом году в Башкирии по нацпроекту «БКД» запланировано привести в нормативное состояние более 40 километров дорог, ведущих к популярным туристическим местам и достопримечательностям региона, около 7,5 км — к образовательным учреждениям и более 4,5 км дорог — к медицинским организациям.
А еще попутно установят 20 тысяч дорожных знаков и 13 светофорных комплексов.
В рамках реализации проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в 2022 году регион планирует увеличить долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 55,9 %, аналогичную долю дорожной сети городских агломераций — до 75,3 %.