Все новости
Транспорт
27 Апреля , 11:15

Следующая остановка — вовремя

Транспортная реформа повернулась к горожанам, что называется, лицом. Тому, кто четыре года назад сказал бы, что на остановке можно будет не только увлекательно и полезно провести полчаса-час, но и успеть выбрать из пяти-шести маршрутов наиболее удобный, покрутили бы пальцем у виска.

Аниса Янбаева  В Учалах скоро каждый автобус будет закреплен за определенным водителем.
В Учалах скоро каждый автобус будет закреплен за определенным водителем.Фото:Аниса Янбаева

— Мне как обычному безлошадному уфимцу сегодня не в чем упрекнуть зачинателей транспортной реформы. Может быть, впервые за тридцать лет, что я живу в Деме, отсюда, наконец, можно уехать на общественном транспорте после девяти часов вечера. Да еще и по двум-трем маршрутам. И вообще, утром и днем автобусы стали ходить как часы. Гляжу в мобильное приложение — «будет через пять минут», смотрю — действительно, едет. Реально — автобус, реально — не таратайка типа «пазика» или «газельки». Жаль только, «умных» остановок в одном из самых старых районов Уфы пока так и не появилось, — высказал свое мнение «Республике Башкортостан» демчанин Динис Гилязитдинов. И его разделяют с десяток опрошенных журналистами уфимцев. Горожане вообще не привыкли стесняться — чуть что, соцсети взрываются возмущением. Но справедливости ради стоит сказать, что к общественному транспорту в столице претензий все меньше.

Приоткроем занавес. К началу транспортной реформы в республике, по оценке минтранса, в «серой», то есть никак не учитываемой, зоне обслуживалось 60 миллионов пассажиров.

Мимо казны экспрессом пролетало до полутора миллиардов рублей ежегодно. Кстати, эти самые деньги, судя по всему, частные перевозчики скрепя сердце и вложили в обновление и замену автобусного парка. Ведь это же было первым и главным условием транспортной реформы.

Давайте сравним. Пять лет назад в сфере пассажирских перевозок в столице республики работало 2410 разнокалиберных автобусов, из которых только восьмая часть — большого класса. Остальные — мелкая копытная банда и позднесоветские «пазики». В 2022-м наблюдаем противоположную картину: только по улицам Уфы ходит 1150 новых автобусов, половина которых — большого и среднего класса. До конца года эту четырехколесную армию ждет пополнение еще на четверть.

Впрочем, как бы ни сложилась судьба автопарка в республике, власти уверяют, что главной защитой интересов пассажиров станет система брутто-контрактов. Тогда любой маршрут в миллионнике будет функционировать как часы и с должным уровнем комфорта.

— Переход на контрактную систему исключит гонки перевозчиков, так как они будут получать выплаты не за пассажиров, а за километры, пройденные по маршруту. Очевидно, что в реальности ездить без пассажиров автобусы не смогут. Контракты, где оговорены все условия, от возраста и класса автобуса до графика и интервала движения, дают реальные рычаги влияния в интересах тех, кто стоит на остановках, — объяснил «РБ» министр транспорта Александр Булушев. — Жители продолжат платить по регулируемым государством тарифам, в данном случае мы выступаем заказчиком, что является важной социальной функцией. При этом пассажиры получают новые автобусы в соответствии с самыми высокими и жесткими требованиями, а также доскональное исполнение расписания маршрутов. Во многих городах нашей страны это работает именно так.

Сегодня подходишь к уфимской остановке и, глядя в хвост уходящего автобуса, не волнуешься понапрасну — точно будет новый автобус через пять-десять минут. Так что тот самый «Техас» с гиканьем и свистом на самом деле отправился прямиком в прошлое. 

Дмитрий ВОЛКОВ

Читайте нас в