Все новости
Транспорт
25 Февраля 2022, 11:15

Паркуйся и плати

На улицах в центре Уфы автомобиль просто так уже не оставишь

Паркуйся и плати
Паркуйся и плати

Вопрос о введении в столице республики платных парковок обсуждался несколько лет, однако до конкретных решений дело не доходило. И вот, наконец, случилось: по заказу городских властей небезызвестная Высшая школа экономики разработала для Уфы проект платного парковочного пространства. К его реализации планируют приступить уже 1 июня нынешнего года, так что ждать осталось недолго.

Тариф — как в такси

Пилотный проект будет претворен в жизнь в историческом центре города. На первом этапе речь идет о квадрате, ограниченном улицами Заки Валиди, Воровского, Айской, Революционной и Аксакова. На этой территории планируется создать 3,7 тысячи платных парковочных мест. На втором этапе зона платной парковки расширится и еще больше покроет центр города. Платными станут уже 5,5 тысячи мест.

— Уфа — один из последних городов-миллионников, где внедряются платные парковки, — пояснил на брифинге начальник управления транспорта и связи администрации столицы Олег Хмарин. — Вначале мы посмотрели, как это сделано у других: многие города прошли в этом плане значительный путь и в том числе набили шишки. Проанализировав их опыт, мы поняли, как правильно и комфортно реализовать проект у нас.

Платные парковки расположатся вдоль улиц — там, где позволяет инфраструктура. Вначале рассматривался вариант, что этим делом займется концессионер, однако позже горсовет сделал выбор в пользу городской организации.

Администрировать платные парковки будет муниципальное учреждение по благоустройству и содержанию автопарковочных мест, известное своей работой по эвакуации автомобилей из неположенных мест.

На каких принципах будет действовать платная парковка?

— На улицах всегда должны быть свободные парковочные места: 75 — 80 процентов занято, 20 — 25 процентов — свободно. Количество свободных мест планируется регулировать при помощи динамического тарифа: автоматическая система в режиме реального времени следит за загруженностью парковки, и если она выходит за порог в 80 процентов, поднимает тариф. Это как в такси: чем выше спрос, тем выше цена, — отметил Олег Хмарин. — Динамический тариф будет введен в перспективе. Пока же стоимость парковки составит 40 рублей в час (первые 20 минут не оплачиваются). Бесплатно оставить машину на улице можно будет с 21.00 до 7.00, а также в выходные и праздничные дни.

Контролировать процесс планируется с помощью автомобилей, оснащенных видеофиксаторами «Паркон». Кроме того, будет действовать штат контролеров, которые с планшетами в руках будут ходить и фиксировать нарушения.

— Автомобиль с системой видеофиксации будет ездить по круговому маршруту, отслеживая припаркованные машины каждые 15 минут. Если оплата не прошла, будет выписываться штраф, — пояснил руководитель управления. — Опыт других городов говорит о том, что водители зачастую закрывают номера автомобилей карточкой или снегом, и «Паркон» не может с этим справиться. Контролеры будут ходить и фиксировать оставшиеся нарушения.

В качестве примера успешной реализации проекта платных парковок Олег Хмарин назвал Казань.

— Мне нравится, как в Казани это реализовано: там система работает достаточно эффективно, вопрос администрирования находится на высоком уровне, — отметил он.

Увы, во время поездки в Казань прямо-таки бросилось в глаза, что на платных парковках буквально у каждой второй машины бумажкой или диском закрыты номера. Из последних новостей: там же в качестве борьбы с не желающими платить начали блокировать колеса.

Шлагбаумы — за свой счёт

У проблемы платных парковок есть и другая сторона: «экономные» водители начнут забивать своими машинами окрестные дворы, устраивая там настоящий ад. Выходом могли бы стать шлагбаумы, однако они стоят денег, и немалых.

— Когда в Москве ввели платные парковки, все дворы были заставлены автомобилями. После этого власти начали помогать жителям устанавливать шлагбаумы. Мы скорее всего столкнемся с такой же проблемой, — признал Олег Хмарин. — Благо у нас в центре города достаточно много дворов уже закрыто шлагбаумами. Мы хотим разработать единый алгоритм действий по их установке для наших жителей, это одно из обязательных условий при введении платных парковок. Важно размежевать территорию, чтобы все было законно. В этой части мы планируем содействовать нашим жителям.

А вот вкладываться в установку шлагбаумов город не намерен, и с этой стороны поддержки ждать не приходится. Между тем в той же Москве, на опыт которой тоже ссылаются уфимские чиновники, на установку каждого шлагбаума выделяется из бюджета города по 100 тысяч рублей. Причем установить шлагбаум при поддержке правительства Москвы могут жильцы любого дома в квартале, где хотя бы на одной улице введена платная парковка.

Тему предстоящих мучений жильцов продолжила замначальника Главархитектуры Уфы Ольга Сарапулова.

— Парковки, конечно же, выльются во дворы, и этот вопрос тоже надо решать, — отметила она. — В отличие от многих городов-миллионников, у нас жители многоквартирных домов не несут ответственности за свои дворы. Большинство из них не размежевано, не поставлено на кадастровый учет. В результате мы не содержим их должным образом, ждем, что муниципалитет почистит снег. Почему я двор своего индивидуального дома сама чищу, а к кому-то на налоги, с нагрузкой на бюджет, приезжают и чистят двор? Как-то нечестно получается.

Здесь известный специалист по общественным пространствам, правда, немного попутала: очистку двора от снега жильцы многоквартирных домов оплачивают в рамках статьи «содержание», причем деньги за это своей управляющей компании платят немалые, и бюджет тут ни при чем. Но сути дела это не меняет: по мнению Ольги Сарапуловой, введение платных парковок — хороший стимул для того, чтобы запустить процедуры оформления дворов в общедомовую собственность.

— В том, что территория двора будет огорожена, будет шлагбаум, ничего плохого нет, — подчеркнула она. — Значит, у двора будет хозяин, который за него отвечает.

Кроме того, с появлением платных парковок в рост пойдут и многоуровневые паркинги.

— Сейчас зачастую проекты планировки предусматривают создание многоуровневых паркингов. Однако загруженность существующих — 20 — 30 процентов, максимум 50. А все потому, что можно бесплатно на улице парковаться. А если парковки будут платными, то и строительство паркингов станет целесообразным, — пояснила Ольга Сарапулова.

Резонансный вопрос

В целом замначальника Глав-архитектуры внедрение в городе платных парковок горячо поддерживает, мотивируя это повышением эффективности использования городских территорий.

— Без введения платных парковок город не будет современным. Я уверена, что мы пройдем этот этап, и это послужит на благо столицы. Город начнет зарабатывать и лучше содержать территории: деньги пойдут на их уборку, очистку от снега, — пояснила Ольга Сарапулова. — Помимо этого мы получим понятные для всего городского сообщества правила использования улиц. Сейчас их нет, и это порождает конфликты между людьми, когда парковочные места все заняты. На мой взгляд, платные парковки — важный шаг в выстраивании прозрачных и конструктивных отношений внутри городского сообщества.

А вот председатель общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Рустам Баязитов был в своих оценках более осторожен.

— Вопрос платных парковок, конечно, резонансный, остро социальный. И все проблемы, которые здесь возникнут, нужно с общественностью проговорить, объяснить, для чего и почему нужно принимать эти меры, — отметил он.

По сути, во всем виноват конфликт между сложившейся планировкой города и уровнем автомобилизации.

— Можно спорить до хрипоты, но мы не сможем разместить такое количество автомобилей на территории города, — пояснил Рустам Баязитов. — В мировой практике существуют разные инструменты ограничения количества машин, и платные парковки — один из самых лояльных.

По мнению председателя общественного совета, надо объяснить людям, что платные парковки — это не фискальный инструмент, не средство пополнения бюджета и зарабатывания денег. Это регуляторный инструмент, позволяющий повышать пропускную способность улиц в нужных местах и в нужное время.

— Нам придется с этим смириться, мы никуда от решения этого вопроса не денемся, он назрел давно, — подчеркнул Рустам Баязитов.

К плюсам введения платных парковок участники брифинга отнесли и то, что они заставят людей пересесть на общественный транспорт.

— Внедрение платных парковок — один из этапов транспортной реформы, — сказал Олег Хмарин. — Наша задача — не только улучшить качество общественного транспорта, но и стимулировать людей перемещаться на нем. Платные парковки — это инструмент, который обеспечит перевес в сторону общественного транспорта и сократит использование личных автомобилей.

Звучит, конечно, неплохо, если бы не одно «но». Не так уж хорош пока наш общественный транспорт, чтобы возникло желание на него пересесть. Да и те, кто по утрам и вечерам ездит как сельди в бочке, вряд ли обрадуются «прибавлению в семействе» в виде отказавшихся от личных авто. Ну и второе: как быть тем, кто работает в центре города, а живет в поселке под Уфой, из которого без машины не выбраться? А если еще надо завезти детей в детский сад и школу, поможет ли тут общественный транспорт?

В общем, вопросов много уже сейчас, еще больше их будет в начале лета. И отношение людей к платным парковкам будет во многом зависеть от того, насколько разумно власти города решат возникающие проблемы.

Между тем

В Москве на улицах в пределах Садового кольца стоимость парковки составляет 450 рублей в час днем и 200 рублей ночью. Чуть дальше от центра — 380 и 200 рублей соответственно, в спальных районах — от 40 до 150 рублей. Жильцы домов в зоне платной парковки могут бесплатно оставить автомобиль только ночью.

В Казани на сегодня 4,4 тысячи платных парковочных мест, однако их количество планируется увеличить до 6,7 тысячи. За первые 15 минут платить не придется, также парковка бесплатна ночью, по выходным и в праздники. Стоимость «постоя» составляет от 70 до 100 рублей в центре города и 30 рублей в остальных местах.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: