Все новости
Транспорт
22 Февраля 2022, 16:00

Как повезёт

Транспортная реформа выезжает к пассажирам навстречу

Как повезёт
Как повезёт

В стремлении сделать транспорт для жителей комфортным и безопасным власти республики практически завершили обновление парка автобусов в Уфе. Удалось в большей массе привлечь к обновлению подвижного состава общественного транспорта и частных перевозчиков.

Не мытьём, так катаньем

Не везде эта работа проходила гладко. Три года понадобилось, чтобы участники рынка перевозок пришли к одному знаменателю. Того «Техаса», о котором говорил Радий Хабиров, характеризуя хаотическое и рисковое передвижение маршруток по столице республике, больше нет.

Давно замечено, что избалованный невниманием со стороны, фактически негласно поощряемый бизнес в нашей стране так или иначе быстро скатывается к махновщине. Собственно, неважно, по большому счету, государственный он или частный. В засаленных пыльных салонахпазиков и «Газелей» водитель — король дороги. Замотанному горожанину-пассажиру вроде бы до зеленой лампочки, лишь бы дождаться транспорта на остановке, где привык, поморщиться в тесноте и от застарелой табачной вони, постараться удержаться в гонке-болтанке и, поругавшись при расчете за проезд, вывалиться на столичную улицу да и выкинуть из головы дорожные войны.

— Мы запустили транспортную реформу в республике осознанно с единственной целью — обеспечить жителей возможностью передвигаться на комфортных автобусах, принимающих оплату любым удобным способом, — рассказывает министр транспорта и дорожного хозяйства республики Александр Булушев.

Неудивительно, что один за одним частные перевозчики приглашают главу региона Радия Хабирова, чтобы продемонстрировать свои приобретения. И ведь понятное дело, сфера эта, видимо, настолько выгодная, что покидать ее из-за частных амбиций не хочется никому.

— Я действительно считаю, что наша Уфа достойна, чтобы парк автобусов, которые ездят по ее улицам, был новым и современным. Важно то, что это уже не государственные автобусы. Это автобусы, которые покупают по нашей просьбе частные перевозчики. Хочу сказать, что мы вышли на лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по среднему возрасту пассажирских автобусов. Им в основном по три-четыре года. А еще несколько лет назад были по 10 и старше, — рассказал Радий Хабиров.

Начинается новая эра общественного транспорта под брендом «Транспорт Башкортостана».

— Если надпись изумрудная, то это автобусы частного перевозчика, если синяя — то государственные. Мы специально так сделали, чтобы жители могли идентифицировать, кому принадлежит транспорт. Меня радует, что частный бизнес начал вкладывать свои деньги, покупать новые автобусы, вместе с нами исправлять ситуацию. Как видите, появились и новые перевозчики. Для тех, кто хочет работать и зарабатывать, создавая при этом комфортные условия для пассажиров, наши двери открыты, — подытоживает Радий Хабиров.

Мечта пассажира, или Будет на вашей улице праздник

Введение бесконтактной оплаты проезда, заметим, что речь не только о транспортной карте «Алга», но и об обычных кассовых терминалах, за последние три года выявило любопытную картину. Как сообщил министр цифрового развития государственного управления республики Геннадий Разумикин, 55 процентов пассажиров в нашей республике оплачивают проезд с помощью карты «Алга», 26 — с помощью банковских карт. И только 19 процентов по-прежнему оплачивают поездки наличными. Во-первых, частные перевозчики такое нововведение натурально невзлюбили. Это же убивало на корню саму суть их бизнеса — много налички и никакого контроля. Во-вторых, разрушился тщательно лелеемый миф о том, что частный бизнес, как вода, заполняет естественным путем наиболее востребованные направления перевозок и облегчает жизнь горожанам. Нет, общественный транспорт в муниципалитетах в данном случае укрепляется больше как социальная, а не экономическая функция.

— К сожалению, не все частные перевозчики готовы работать по правилам, извините, но необлагаемая налогами наличка им важнее. В связи с этим специалисты управления транспорта и связи администрации Уфы и минтрансареспублики каждый день мониторят загруженность автобусов, особенно в час пик. По результатам таких проверок вносятся коррективы в расписание, — рассказывает Александр Булушев.

Помогают им, как нам кажется, вопреки чаяниям частных перевозчиков, отзывы о работе общественного транспорта жители республики в соцсетях. До последнего, видимо, частникинадеялись перевозчики на то, что многолетний призыв убрать устаревшие ей пазики с уфимских улиц, так и останется пустой декларацией. Не вышло. Последним аккордом стал демонстративный отказ одного из таких перевозчиков в Уфе выводить на линию свои маршруты. Жители северной части столицы взвыли. Вынужденные считаться с королями маршрутов, власти обратили внимание на устройство альтернативных вариантов проезда на общественном транспорте.

— Они позволяют спокойно и комфортно доехать до места по маршрутам, которые отказались обслуживать частные предприятия, — уточняет Александр Булушев.

Свято место пусто не бывает. На фоне досужих разговоров о дотационности сферы городских пассажирских перевозок последний демарш негосударственного перевозчика, как повелось, с флешмобами в сети взываниями к несчастной доли радетелей за пассажирское благо, обнажил любопытную деталь. Коммерсант потребовал от уфимской администрации компенсации за 22 дня простоя нескольких десятковсвоих небольших автобусов в 3,5 млн рублей. Заметьте, на одном маршруте, не самого крупного транспорта. А в Уфе, на минуточку, сейчас действуют 109 маршрутов. Так что рассуждения о том, что эта сфера убыточна,— в пользу бедных.

— Планируется по максимуму заменить автобусы малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости, тем самым сократить количество единиц транспорта и увеличить пропускную способность дорожной сети, повысить уровень безопасности дорожного движения и качество обслуживания пассажиров, — рассуждает начальник управления транспорта и связи уфимской администрации Олег Хмарин.

Верной дорогой едете, товарищи

«Техас» остался позади. На улицах Уфы уже не встретишь вездесущих «Газелей» оставшиеся не у дел престарелые пазикиеще кое-где мокнут во дворах в ожидании других, не столичных дорог. Задний ход власти не включили, его просто нет в коробке передач транспортной реформы. 

— Транспортные проблемы, которые до сих пор остаются в городе, формировались годами. Наши усилия направлены на решение каждой из них, что позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в Уфе для всех — пешеходов и велосипедистов, автомобилистов, пассажиров общественного транспорта. Мы завершаем в этом году программу обновления автопарка. В планах — разработка новой маршрутной сети, работа с частными и государственными перевозчиками,— рассказывает Олег Хмарин.

Теперь в ее развитии республиканские власти переходят к фазе четкой настройки равномерной загрузки маршрутов, построению разветвленной маршрутной сети в городской агломерациии— внимание! — соблюдению перевозчиками интервалов движения. На остановочных пунктах муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа всегда были вывешены расписания с указанием интервалов отправления транспортных средств по периодам времени суток. Пристрастный городской житель долгое время просто смеялся над этим— мало того что часто расписание движения можно было узнать только у кондуктора конкретного автобуса, так крайние сроки окончания движения до сих пор остаются тайной за семью печатями.

Улучшили имидж транспортной реформы появившиеся «умные остановки».

— Пока информация на табло вот на этих остановках, где они есть, плохо совпадает с реальным положением дел. Даже вот приложение «Умный транспорт» четче показывает, где мой автобус находится, — справедливо указывает нам уфимка Светлана Наумова. И мы начинаем подмечать, что все больше горожан стоит на остановках, пялясь в смартфоны, но уже не с зависом в соцсетях, а отслеживая нужный маршрут на улицах. Удобно? Безусловно. Осталась малость — составить толковое расписание и обеспечить наличие достаточного общественного транспорта, чтобы это расписание выполнялось от и до.

— Хотим мы этого или нет, но нам придется переходить на брутто-контракты. В соответствии с законодательством, такие контракты на маршруты с регулируемым тарифом мы обязаны заключить с 13 июля этого года. Маршруты на нерегулируемом тарифе мы также планируем переводить на брутто-контракты. И да, для пассажиров лучше не придумаешь.  Перевозчики в Уфе будут обслуживать необходимые маршруты в соответствии с требованиями контракта, что повысит качество обслуживания, а оплата будет за их регулярность и движение согласно расписанию, а не за количество пассажиров,— обрисовывает ближайшие перспективы Олег Хмарин.

Маршрутная сеть цивилизованного общественного транспорта настраивается не в одночасье. Со временем пробросят новые линии и в разрастающиеся жилые микрорайоны, и в пригородную агломерацию, и к промышленным центрам — туда, откуда поступают общественные запросы.

А мнение жителей ресмпублики сейчас как нельзя более кстати, как говорили древние, глас народа — глас божий.Тем более что в соцсетях люди не стесняются выражать свое мнение, а власть теперь держит этот канал связи открытым.Не случайно, несколько новых маршрутов, появившихся в Уфе за последние три месяца проходили с анонсом «по многочисленными просьбам жителей».

— Спасибо большое, что нас услышали и запустили новый маршрут. Автобусы новые, чистые, очень теплые, что важно в такую морозную погоду, комфортные, удобно ездить. Интервал небольшой, ждали примерно 5 минут, — делятся впечатлениями в соцсетяхуфимцы.

Главным заказчиком транспортной реформы теперь становится пассажир.

КСТАТИ

В Уфе сегодня пассажиров обслуживают 1149 автобусов. Из них только 394 автобуса от «Башавтотранса» (225 — большого класса и 169 — среднего), 755 автобусов — выставляют частные перевозчики (71 — большого класса, 96 — среднего и 588 — малого). В этом году частники планируют приобрести 150 автобусов большого класса, 165 — среднего класса и 80 — малого. «Башавтотранс» пополнит копилку 77 автобусами. Таким образом, минтранс республики предполагает полностью ликвидировать дефицит общественного транспорта в столице и даже перевести часть автобусов на межмуниципальные маршруты.

Фото с сайта главы РБ.

Автор:Дмитрий ВОЛКОВ
Читайте нас: