Все новости
Транспорт
4 Февраля 2022, 13:15

Арка встанет над Белой рекой

Первого марта начнётся операция «Мост» длиной в два с половиной года и ценой в 4 миллиарда рублей

Арка встанет над Белой рекой
Арка встанет над Белой рекой

«Белая река, память о былом», — пел Шевчук. Только стоя внизу на продуваемом всеми ветрами песчаном берегу, понимаешь, что три моста над Белой на фоне уфимских холмов поют каждый свою песню. В полном согласии с возрастом.

Мост образца 1991 года ведет напряженно-шумную партию — он теперь основной трудяга, пропускает по себе половину трафика на южном въезде в столицу. Мост-вставка, открытый меньше полугода назад, вторит ему веселым, энергичным голосом. И только мост-ветеран с горбатой аркой посередине едва поспевает за ними, выводя надтреснутую, распадающуюся от шороха шин мелодию.

Снизу отчетливо видно, насколько они разные — все три моста над Белой-Агиделью. Старый весь изъеден ржой, изборожден белесыми морщинами насквозь проеденного щелочью железобетона, тут и там видны заплаты после многочисленных ремонтов. Арочник ведь был построен в 1956-м, славном году для прущего на всех парах по пути индустриального развития СССР. И хотя нормативный срок эксплуатации моста — 50 лет, он по сей день в строю. И все-таки для моста-пенсионера вышел срок.

— Над старым арочным мостом последний раз строители «колдовали» в 2018 году. Проводился капремонт деформационных швов, первой, одиннадцатой и восьмой опор. После этого сооружение разрешили эксплуатировать на определенных условиях, ведь его износ достиг 57 процентов, — стоя под мостом, можно сказать, на натуре, показывает и рассказывает замначальника управления по строительству и ремонту дорог администрации Уфы Евгений Кулешов.

В то же время специалисты дали заключение, что безо­пасно эксплуатировать арочник можно будет еще два-три года. А он стоит и мужественно принимает до трети всего транспортного потока на выезде из Уфы — десятки тысяч автомобилей в сутки. Особенности его конструкции не позволяют заменить какую-то изношенную часть отдельно — балки цельнометаллические, а перекрытия — из сборного железобетона. Вот последний-то и изветшал, протек, растрескался до сердцевины. При взгляде сверху печальное состояние моста не так заметно — асфальтовое покрытие выглядит вполне себе прилично, хотя по перильным ограждениям, явно накренившимся к воде, видно, что с речным переходом все далеко не в порядке.

— Проект реконструкции давно разработан и прошел гос­экспертизу. Тянуть дальше нельзя. Будут полностью разобраны и заменены первая и одиннадцатая опоры, остальные разберут частично. Будет заменена вся надземная часть — мост станет цельнометаллическим, — говорит Евгений Кулешов.

После реконструкции параметры моста — две полосы движения с контурами безопасности и пешеходными дорожками — останутся прежними. Хотя во время проектирования и рассматривались варианты расширения проезжей части, чтобы увеличить ее пропускную способность, но в конце концов специалисты рекомендовали не менять ни внешний вид, ни подземное устройство.

— Не поверите, но подземная часть устоев, опор моста до сих пор в хорошем состоянии — 66 лет назад строили на совесть. Тем не менее весь верхний уровень будет реконструирован — все 670 метров. Строители возведут временные опоры, с которых и смонтируют новые балки пролетных строений, — подтверждает замдиректора управления по ремонту искусственных сооружений Раиль Ибрагимов.

Есть надежда, что после реконструкции внешне ничего не изменится — мостостроители обещают пересобрать арочную конструкцию, которая станет чисто декоративной.

Никто не вынет ее из неба синего — нам это важно! Можно придумать много метафор для полюбившейся всем арки — тут и ажурная вязь стальных конструкций, и радуга, встающая над главной рекой республики, и просто историческая открытка Уфы, где три символа все сразу охватываются взглядом на въезде. Слева — конный Салават Юлаев, справа — монумент Дружбы, а прямо — он. Арочный мост.

Самое важное, к чему нужно морально готовиться уфимским автолюбителям, — изменение с 1 марта схемы движения на южном въезде в столицу. Все транспортные потоки перераспределятся в пользу оставшихся в строю мостов — 1991 года постройки и моста-вставки: по пять полос движения на въезд и выезд.

Кто вернёт в строй «пенсионера»?

Муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту моста заключен с АО «Уралмостострой». Средства будут выделены из республиканского и столичного бюджетов. Кстати, «Уралмостострой» в 2016-м построил автомобильный Затонский мост, в 2019-м — Тимашевский путепровод, в 2021-м — мост-вставку и путепровод по улице Заки Валиди. А сейчас параллельно строит новую транспортную развязку вблизи села Зинино.

Справка

1956 год, когда в Уфе построили арочный мост, в истории СССР был весьма примечательным. Был дан старт освоению целины, отменена плата за обучение в старших классах школы, ссузах и вузах. Страна впервые дала возможность выходить на пенсию колхозникам, запустила первый в мире реактивный пассажирский лайнер и освоила производство знаменитой «Волги» ГАЗ-21, ставшей через два года лучшим автомобилем Европы. Кроме того, союзное правительство объявило начало комсомольских строек на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.

А еще в 1956 году состоялся XX съезд КПСС, развенчавший культ личности Сталина. Сборная СССР по футболу стала триумфатором летней Олимпиады.

Арка встанет над Белой рекой
Арка встанет над Белой рекой
Автор:Денис БОРОДИН
Читайте нас: