Все новости
Технологии
23 Августа 2023, 09:15

Из-под земли достанет цифра

Археология будущего раскрывает тайны прошлого

Ринат РАЗАПОВ  Возле мавзолея Тура-хана обнаружили некрополь.
Возле мавзолея Тура-хана обнаружили некрополь.Фото:Ринат РАЗАПОВ

На раскопках возле мавзолея Тура-хана в Чишминском районе, где археологи спешат изучить местность и заодно пополнить артефактами коллекцию будущего Евразийского музея кочевых цивилизаций, мы встретились с Рамилем НАСРЕТДИНОВЫМ, заведующим историко-археологическим ландшафтным музеем-заповедником «Ирендык». Он также является пионером по внедрению цифровой археологии в Башкирии. И разговор наш был посвящен не только тайнам, которые явил исследователям Тура-хан, но и новому витку развития археологической науки в республике.

Некрополь под землёй

— Прошлым летом вы нашли здесь немало интересного. Чем-то удивило это место на этот раз?

— В пятидесяти метрах от мавзолея, где в будущем появится смотровая площадка, мы заложили раскоп. Здесь найдено пять могил, из которых одна мужская, две женские, детская и парное захоронение — рядом покоятся останки мужчины и ребенка. Не обошлось без сюрпризов. В могилах, кроме одной, положение костей соответствует ранним исламским традициям — череп обращен к югу, в сторону Каабы, скелеты слегка повернуты на бок. Но в одной — судя по глубине залегания останков, женской (представительниц прекрасного пола хоронили глубже, детей близко к поверхности, а для мужчин копали яму на среднюю глубину) — мы обнаружили только череп и фрагмент конечности. Остается загадкой — куда девались остальные кости, умерла ли эта женщина своей смертью. Пока же это нетипичное захоронение мы условно называем «ритуальным». Кстати, в прошлом году по другую сторону от мавзолея нашли похожее.

А в детской могиле обнаружили россыпь монет чеканки 1645 года, времени правления царя Михаила Федоровича Романова. Любой артефакт в погребальных комплексах — большая удача для нас, так как позволяет точно определить дату захоронения. Тем более что оставлять предметы в могилах не характерно для мусульманского обряда.

У стен мавзолея вы видите следы другого раскопа. Здесь также фиксируются погребения, что неудивительно: считалось почетным хоронить людей рядом с мусульманскими святынями, каковой являлся мавзолей Тура-хана. Таким образом, он со временем оброс некрополем. Предварительно можем сказать, что погребения, расположенные у его стен, совершены сразу после строительства мавзолея, в XIV-XV веках. Детское погребение с монетами и соседние с ним — уже после XVII века. Мы видим, что могилы не наслаиваются друг на друга, как это бывает, когда погребения совершаются в разные отрезки времени. Наоборот, расположены в определенном порядке.

— Чем вам здесь помогла цифровая археология?

— Цифровая археология — это геодезия, но ориентированная и переработанная под наши задачи. Она позволяет уловить мельчайшие колебания рельефа в 5-10 см.

В цифровой археологии применяется метод фотогрометрии, когда выполняется большая серия снимков в определенном алгоритме. Потом они обрабатываются с помощью специальных программ. И то, что было затеряно в лесах, болотах, засыпано землей, проступает и становится видимым.

Именно поэтому мы смогли обнаружить эти погребения. В довоенные годы холм перепахивался, надгробные камни были сняты, дальнейшая судьба их неизвестна. К настоящему времени уже ничто не напоминало о существовании кладбища. Съемка с воздуха указала нам на аномалии в рельефе. Также мы полностью оцифровали мавзолей — как изнутри, так и снаружи, получив точную трехмерную модель.

Большое видится на расстоянии

— Как вы познакомились с методом цифровой археологии?

— Технология эта не нова. С ее помощью, например, удалось обнаружить древние города на континентах Северной и Южной Америк. В интернете есть много примеров, когда под плотными кронами деревьев обнаруживаются затерянные поселения с сетью дорог, каналов, жилыми и ритуальными постройками.

С данной методикой я познакомился в 2016 году, когда в составе экспедиции Эрмитажа отправился на раскопки в Алайскую долину в Киргизии. Это красивое место находится на границе с Китаем и Таджикистаном. Там я увидел, как коллеги из Москвы применяют цифровые технологии на практике. Как раз в то время перед нами в Башкирии поставили задачу по уточнению границ памятников и выявлению новых. А это достаточно объемная работа. Я подумал: почему бы не применить новые знания? Для меня это был своего рода научный стартап. Вложил свои средства, привлек людей. Не сразу получалось, бывало, что дроны падали, терялись. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

Сейчас наша группа — одна из самых активных в России в плане применения современных цифровых методик в археологии. Мы можем снимать и оцифровывать большие историко-культурные пространства, работать с внушительным объемом информации. Огромный накопленный массив данных храним в наших хранилищах и на серверах, обрабатываем материалы на суперкомпьютерах высокой производительности.

Цифровая археология — не только средство изучения, но и инструмент сохранения памятников археологии, что очень важно в условиях интенсивного экономического развития, когда древние объекты могут быть разрушены в ходе строительства. На данный момент нами оцифровано свыше 630 памятников археологии. Обнаружены новые объекты, на археологическую карту Башкортостана занесено около четырех тысяч — и это еще не все.

В прошлом году для нужд археологов научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики было закуплено два беспилотника, в этом году еще один, его возможности позволяют «просвечивать» рельеф даже через густой лес. Имеющиеся в нашем распоряжении дроны способны облететь и отснять большие территории — до 30 километров в поперечнике.

— Какие открытия позволила совершить новая методика?

— Оцифрованные снимки территории Баймакского района проявили контуры городищ аркаимовского типа с жилищными впадинами. В Абзелиловском районе в 2020 году обнаружили еще два поселения-спутника, что стало сенсацией. Все это следы одной культуры, существовавшей в эпоху бронзы.

Таких уникальных примеров близкого расположения друг к другу городищ, как в Абзелиловском районе, больше нет. Вероятно, один город страдал от систематических подтоплений, на что указывают сохранившиеся следы водоотводных каналов и остатки болотных лилий. Поэтому люди вынуждены были построить рядом другой.

Это не плод наших фантазий, существование круговых поселений подтвердила археологическая разведка. Также под вопросом еще одно городище.

Мы предполагаем, что представители этой культуры продвигались с запада на восток. Уровень расположения укрепленных поселений в Башкортостане гораздо ниже, чем в Челябинской области. Вероятно, насельники не понимали здешних условий и селились близко к пойме. Либо преднамеренно использовали данные участки в своих целях, о которых мы пока не знаем. Кстати, наши поселения чуть меньше — примерно 80 метров в диаметре, в то время как Аркаим достигает 145 метров.

Также оцифровка снимков показала целые россыпи курганов эпохи бронзы (XVI век до нашей эры) в Хайбуллинском районе, скопление примерно 45 курганов в Абзелиловском районе. Археологическая разведка подтвердила эти данные, развеяв сомнения скептиков. Чтобы вы понимали — эти курганы не представляется возможным увидеть невооруженным глазом. Ведь поля перепахивались десятилетиями. Могильники проявились только после оцифровки местности.

Раскопки на городище у подножия горы Тра-тау археолог Нияз Мажитов проводил в 70 — 80-е годы. Эта территория покрыта лесом. И только оцифровка показала, что городище имеет протяженность до километра и целых четыре рубежа обороны. Раскопана только небольшая часть городища. Представляете, сколько времени ушло бы на то, чтобы узнать такие подробности с помощью традиционных методик?

Еще пример: городище в Иглинском районе в Охлебинино. Снимки четко показали наличие двух валов — один массивный, другой выражен более слабо. То есть первый появился раньше, а другой пристроили позже. Поэтому мы можем говорить о том, что городище в определенный момент было заброшено, а потом его снова заселили, освоив новые территории.

По соседству находится известное Охлебининское городище, самое крупное в Башкортостане, протяженность его вала 1,2 км. В его валах мы увидели входные точки — ворота. Но самое примечательное в том, что мы обнаружили самый ранний вал, который ранее никак не фиксировался, хотя на нем и проводились раскопки.

Раньше на изучение больших историко-культурных пространств традиционными методами уходило несколько лет, в течение которых все равно не удавалось зафиксировать все объекты. На территории историко-археологического ландшафтного парка-заповедника «Ирендык» оцифровка позволила восполнить пробелы буквально за неделю. Мы не только зафиксировали ранее известные памятники, но и выявили множество других. Оказалось, что здесь концентрируется свыше 400 объектов, что сопоставимо с количеством в центральных районах Башкортостана — своеобразный археологический Клондайк.

По нашим подсчетам, известно лишь 10 процентов археологических памятников в республике, остальные еще предстоит выявить. Это огромная работа, которой хватит будущим поколениям археологов. Однако закупаемое оборудование, способное изучать огромные пространства, безусловно, ускорит и упростит ее. Цифровых археологов ждут великие открытия.

Детектив продолжается

— На территории Уфимского района продолжается изучение селища Подымалово-1 времен Золотой Орды. Какие открытия совершили в этом сезоне?

— Этим летом мы раскопали аномалии, которые показали геофизические исследования. Оказалось, что это не что иное, как котлованы, в которых находились мастерские по выплавке черного и цветных металлов, на что указывают остатки руинированного горна, а также костерезная мастерская. По периметру над этими котлованами мы нашли отверстия — следы от вкопанных в древности столбов. А на них, вероятно, сверху была уложена шатровая конструкция. Судя по обилию найденных здесь артефактов из черного металла, его производство было развито очень хорошо. Кстати, возле мавзолея Тура-хана мы обнаружили кистень из черного железа, похожий на те, что были найдены в Подымалово.

За этот сезон во время раскопок на золотоордынском селище мы извлекли 2300 артефактов, что намного больше, чем за прошлый, хотя и более длительный, сезон. Это монеты, фрагменты керамики, различный инвентарь, украшения и другие предметы.

— В вашем полевом лагере много молодых людей, которые помогают на раскопках. Охотно ли идут учиться на археологов?

— Практиканты и волонтеры принимают активное участие в археологических раскопках. И я действительно отмечаю, что интерес к науке вырос. Большую роль в этом, считаю, сыграла именно цифровая археология. Если раньше с профессией ассоциировались лопата и кисточка, запыленная одежда, то теперь еще и беспилотники, компьютерные программы.

Будущий Евразийский музей кочевых цивилизаций даже на этапе проектирования стал драйвером развития археологической науки в Башкирии. Этот проект соединил компетенции археологов, микробиологов, генетиков, антропологов, программистов и других специалистов. Мы готовим кадры для музея в нашем образовательном центре «Археология 2.0», созданном на площадке Уфимского университета науки и технологий. Студентов-историков, которые искренне любят археологию, учим вести раскопки, анализировать, работать с фотогрометрией и 3D-моделированием.

Готовы делиться наработками и с зарубежными коллегами. К нам приезжали специалисты из Азербайджана за знаниями в области оцифровки. Мы пошли им навстречу, не делая из своего опыта коммерческой тайны. Теперь планируем совместные проекты в этой области.

Мы чувствуем поддержу со стороны республиканских властей. У нас появилось больше возможностей для международного сотрудничества. В сентябре планируем поездку в рамках соглашения между государственным музеем «Эрмитаж» и Академией наук Кыргызстана. В республике мы будем вести цифровую часть археологических раскопок близ города Тарас. Для нас эта работа интересна вдвойне, так как на могильном камне в мавзолее Хусейн-бека в Чишминском районе указано, что он родом из города Тарас. Так что наш археологический детектив продолжается…

газета «Хайбуллинский вестник»
Фото:газета «Хайбуллинский вестник»
Автор:Альбина ЗУБАРЕВА
Читайте нас: