Все новости
Технологии
8 Августа 2023, 09:30

Им сверху видно всё

Развитию беспилотной авиации сегодня уделяется повышенное внимание

Александр ДАНИЛОВ  Любые идеи по развитию БПЛА вызывают большой интерес у специалистов.
Любые идеи по развитию БПЛА вызывают большой интерес у специалистов.Фото:Александр ДАНИЛОВ

В России скоро станет одним нацпроектом больше. Несколько недель назад президент страны Владимир Путин потребовал утвердить проект до 1 сентября.

Не удивительно, что в Уфе на завершившемся недавно форуме «Умный город — Умная страна» именно теме БПЛА было уделено особое внимание. Впрочем, развитием беспилотной авиации в республике занимаются для решения не только гражданских проблем.

Комплекс полноценности

Тема развития беспилотной авиации, без сомнения, сегодня стала хитом среди экономистов, программистов, чиновников и управленцев. Практически в каждом регионе внимание к этой теме повышенное. Где-то — на словах, а где-то и на деле.

Многие специалисты с сожалением называют складывающуюся ситуацию «броуновским движением». Потому что желания развивать БПЛА на местах много, а вот знаний и компетенций меньше. Многие действуют по наитию исходя из собственных приоритетов.

Что касается ведомств, то здесь, безусловно, самый богатый опыт в части использования БПЛА у министерства чрезвычайных ситуаций. Наработки позволили очертить и круг проблем, которые стоит решать в первую очередь. Как сказал на форуме в Уфе замминистра этого ведомства Антон Герасимов, для МЧС, учитывая специфику, вопрос рентабельности не стоит на первом месте. А вот для регионов важны три вещи:

— Я бы отметил такие проблемы в развитии БПЛА. Во-первых, это цены на изделия. Во-вторых, качество, уровень той техники, которая предлагается. И, наконец, вопросы ремонта и обслуживания. Здесь тоже есть о чем говорить. И, как показал наш опыт, нужны аппараты, способные решать одновременно несколько задач.

Но не только в «железе» проблемы. Анатолий Курманов, замруководителя рабочей группы минстроя России по реализации проекта «Умный город», назвал еще одну насущную необходимость:

— Нужны общие протоколы передачи данных, причем на отечественной базе. Тогда можно оперативно обмениваться информацией между регионами.

И в качестве отрицательного примера приводилась ситуация в одном из соседних с Башкирией регионов, когда с помощью БПЛА еще в 2020 году была проделана работа по сбору информации, а на обработку данных ушло чуть ли не два года.

Курманов обозначил еще одну проблему, которую необходимо решать. Развивая мысль по обслуживанию беспилотников, он подчеркнул, что такие центры должны быть универсальными. И в идеале — от самих производителей БПЛА. Как это сплошь и рядом имеет место, например, у производителей автомобилей.

И здесь представитель рабочей группы в положительном ключе упомянул Башкирию. По его данным, в рамках минсельхоза республики прорабатывается вопрос о создании межмуниципальных аэродромов для БПЛА с соответствующим сервисом.

По принципу издавна существующих в аграрном секторе МТС. Воистину, новое — это хорошо забытое старое. Хотя МТС в республике существуют и сегодня.

Пока среди лидеров

Вообще Башкирия, когда речь заходит о развитии беспилотной авиации, упоминается часто. В первую очередь потому, что регион стал одним из пионеров в развитии отрасли и имеет сегодня немало положительных наработок. В республике БПЛА занимаются уже больше двух лет. За это время регион получил свой экспериментальный правовой режим (ЭПР), в рамках которого в Чишминском районе были осуществлены первые полеты. Вышло на практическую стадию решение таких вопросов, как подготовка кадров и проведение научных разработок. Здесь, конечно, первое место принадлежит УГНТУ и УУНиТ, к которым примкнули несколько средне-специальных учебных заведений.

Налажен в Башкирии и выпуск беспилотников. Как рассказывает замминистра промышленности и инноваций республики Рустам Набиуллин, в Кумертау реализуется проект по БПЛА вертолетного типа грузоподъемностью до 50 кг. Его серийный образец был представлен в Санкт-Петербурге на ПМЭФ, а сейчас аппараты проходят летные испытания.

Другой компанией, которая наладила выпуск БПЛА в регионе, стала «ИТР». Здесь локализация достигла уже 80 процентов.

И, наконец, компания «Геоскан-Уфа» совместно с белорусско-китайским предприятием «АТК» открывает в Уфе еще одну промышленную линейку. На первом этапе будет выпущено 25 БПЛА, а проектная мощность — 100 беспилотников в год.

Что же касается инфраструктуры, то Башкирия и тут в пионерах. В завершающей стадии создание радиоэлектронного технопарка РВ-1, он заработает в полную силу уже в третьем квартале этого года. Более того, рядом с Уфой, на улице Рубежной, будет организован региональный научно-производственный центр. Сейчас в минпром России ушла заявка на регистрацию соответствующего кластера, что позволит выделить на его финансирование до 2,5 млрд рублей, причем половина средств — федеральные. «И, естественно, готовим свою республиканскую стратегию по развитию беспилотных авиационных систем» — подчеркивает Рустам Набиуллин.

Впрочем, и в Башкирии есть к чему стремиться. Познакомившись с ситуацией в регионе, соруководитель комитета по БПЛА минстроя России Владимир Маркин высказался так:

— Действительно, ЭПР был создан в республике за максимально короткий срок. Сегодня в Башкирии, насколько я знаю, около 10 организаций используют БПЛА, причем направленияих деятельности на 90 процентов совпадают. На специальном совещании даже отмечалось, что если отправить в полет вместо нескольких легких один тяжелый БПЛА с мультиоборудованием, с различными датчиками, то это позволит региону закрывать сразу до 40% своих потребностей в информации.

Тем не менее специалисты признают, что наработки Башкирии сейчас являются одними из сильнейших в стране. В том числе в части локализации, в том, что региону удалось заключить очень перспективный контракт с Беларусью. В результате которого планируется в перспективе наладить выпуск очень востребованных машин со взлетной нагрузкой в 750 кг, из них целевой — не менее 250 кг. На такие аппараты действительно можно подвешивать сразу десятки датчиков.

— Правда, здесь предстоит сначала собрать вместе заказчиков информации и понять, какие данные они хотят получить, — уточнил Рустам Набиуллин.

Кстати, такой бурный рост сектора БПЛА открывает огромные перспективы для молодежи. Нужны не только пилоты, но и программисты, техники, обработчики данных. Многие, правда, считают, что с развитием нейросетей всю работу предстоит выполнять искусственному интеллекту. Но, опять же, опыт МЧС подсказывает иное.

— Искуственный интеллект можно применять в стандартных ситуациях. Но как только возникают нештатные отклонения — а они в авиации не редкость — человека никто не заменит. И он всегда должен контролировать процесс, — уверен Антон Герасимов.

В учебных заведениях республики мест для обучения таким профессиям становится все больше. Но и здесь не обходится пока без ложки дегтя: общероссийская методика преподавания таких специальностей до сих пор не создана, каждый вуз понимает процесс обучения по-своему.

Завоевать небо

С началом СВО востребованность в БПЛА резко возросла. Об этом, впрочем, уже немало сказано и написано. Симптоматично, что и здесь Башкирия стала одной из первых в стране: в республике сегодня создан центр тактической и специальной тактической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов имени Владлена Татарского для работы в зоне специальной военной операции.

Подавляющее большинство сотрудников центра — участники СВО. Они готовы бесплатно обучить работе с БПЛА всех желающих из Башкирии и других регионов страны. Главное условие — подготовленный специалист должен подписать контракт с минобороны России и отправиться на спецоперацию.

Для обучения принимаются желающие в возрасте максимум 35 лет.

— Отрасль высокотехнологичная, если человек не имел никогда дел с подобной техникой, то до этого возраста еще можно «настроить» моторику, но после — затруднительно. У нас ведь профиль подготовки связан с дронами-ударниками, так называемыми FPV-дронами, которые достаточно требовательны к навыкам оператора, — поясняет руководитель центра с позывным «Карабас».

В центре фундаментом занятий служит общефизическая подготовка. Как поясняют специалисты, к специфическим нагрузкам многие оказываются не готовы. Далее идут тренировки вестибулярного аппарата, на который выпадает во время выполнения задания серьезное напряжение. Затем идет комбинированная отработка навыков управления дроном — как на виртуальных симуляторах, так и на настоящей аппаратуре.

— Отрабатываем маневры, различные способы поражения сил и средств противника. Учим ребят и техобслуживанию дронов — сборке, разборке и ремонту, важно оперативно вернуть аппарат в строй. FPV-дроны настраиваются под конкретную задачу индивидуально, алгоритм действий оператор подбирает сам, — рассказывает руководитель центра.

Процесс обучения — это четыре недели тренировок с проживанием в лагере в окрестностях Уфы. Условия приближены к полевым, чтобы обучающиеся сразу представляли, что их ждет. Но все же о землянках речь не идет. Ребята обеспечиваются бесплатным питанием, обмундированием и материалами, при отправке в зону СВО снабжаются соответствующим их квалификации оборудованием.

Кстати, в центре на коммерческой основе также производится обучение операторов беспилотников для производственных предприятий, сельского хозяйства, нефтяной отрасли, газодобычи и т.д. Но все же в приоритете — повышение эффективности выполнения боевых задач.

Центр работает круглосуточно, отборочный пункт — с 9.00 до 18.00 по будням и с 9.00 до 17.00 по субботам.

Он находится на проспекте Октября, 85 в Уфе, где расположен один из региональных филиалов фонда «Защитники Отечества». Предварительно можно позвонить по телефону +7 (347) 215-15-70, другие контакты для связи:

8-996-103-54-83 WhatsApp — только сообщения;
t.me/Z_BPLA Telegram — только сообщения.

Понедельник — пятница с 9.00 до 18.00.

Альберт ЗАГИРОВ  В многообразии моделей — и плюсы, и минусы новой отрасли.
В многообразии моделей — и плюсы, и минусы новой отрасли.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: