Все новости
Столица
23 Ноября 2013, 16:40

Детская филармония

Город взял под своё крыло ещё один Дворец культуры

Танцевальный спортивный клуб «Успех»: название говорит само за себя.
Танцевальный спортивный клуб «Успех»: название говорит само за себя.
В Уфе появилась детская филармония — единственная в республике и одна из немногих в России. Новая вывеска месяц назад украсила хорошо знакомое уфимцам здание — Дворец культуры УЗЭМИК. В последние годы «культурный очаг» предприятия жил нелегко, теряя присущие ему функции и превращаясь в «крышу» для собирающихся здесь любителей дисков, торговцев шубами и прочим барахлом. И вот, наконец, в конце тоннеля забрезжил свет — после передачи здания городу здесь разместилась Уфимская детская филармония.
Смена вывески на работе дружного, сплотившегося за годы коллектива отразилась только положительно, считает бывший директор дворца, а теперь директор детской филармонии Александр Вегелин.

— Текучка у нас не приветствуется, — отмечает он, обнаруживая прекрасное знание психологии. — Для детей это стресс, они переживают, часто не хотят признавать другого преподавателя.

В 90-е годы, да и позднее, когда многие руководители детских кружков, фанатично преданные своему делу, метались по городу в поисках пристанища для своих питомцев, дворец жил своей привычной жизнью, полной детского гомона, музыки, переплясов на сцене, мало в чем уступающей настоящей «взрослой». Этим, считает Александр Александрович, дворец обязан городскому управлению по культуре и искусству, особому вниманию к одному из старейших центров детского досуга со стороны руководства столицы.

Насчитывающая несколько десятков лет история кружков и студий приносит свои отрадные плоды: 14 коллективов новоявленной филармонии носят звание образцовых, а значит, не спасуют ни на какой сцене. В пример можно привести Женю Ларионову и Эмиля Вакилова, заслуживших звание чемпионов России по спортивным танцам в свои юные двенадцать лет. Это естественно для коллективов, которые возглавляют опытные и креативные руководители, считает Александр Вегелин. А они в филармонии, можно сказать, люди штучные и подбирались по всему городу не один год. Сам Александр Александрович пришел сюда еще студентом — подработать. Учил детей игре на народных инструментах, да так здесь и задержался — на 40 лет.

— Наследуются ведь только задатки, а талант, способности надо развивать. Мы искали не просто талантливых профессионалов, но людей, которые способны найти общий язык с особой публикой — детьми и их родителями, — рассказывает Александр Александрович. — Родители — это опора для развития творческих способностей ребенка. Не каждый способен разглядеть в малыше будущую звезду балета или голосистого запевалу. Ну а если они смотрят в одну сторону с руководителем кружка, результаты впечатляющие.

Во взрослую филармонию приходят уже состоявшиеся талантливые личности, задача детской — эту личность раскрыть, воспитать и развить во всех смыслах.

— Наши дети растут духовно, физически, учатся жить в коллективе и сообща что-то творить, прекрасно ориентируются в любой области знаний, умеют отстаивать свою точку зрения, а значит, не потеряются и будут интересны в любом обществе, — уверен директор.

Именно поэтому кружок «Умники и умницы», куда ходят дети начиная с трех лет, занимает в списке коллективов филармонии почетное место. Это вовсе не противоречит названию учреждения: «люблю гармонию» (так переводится слово «филармония») — значит, люблю не только петь и танцевать, но и читать, считать, рисовать. Говорят, что подросшие «умники» идут сразу во второй класс — в первом им скучновато.

Помимо традиционных для филармонии кружков вокала и танцев — спортивных, эстрадных, народных, бальных, здесь действуют театр кукол и цирковая студия — тоже единственная в городе. Три года назад циркачи отпраздновали ее 40-летие. На манеже выступают совсем малыши. Как считает руководитель студии Наталья Ананченко, чтобы сделать номер, нужно года полтора-два. Юные звезды арены нередко показывают класс вместе с заезжими гастролерами, а выпускники студии известны не только в России, но и в Польше, Таиланде, Узбекистане.

Немалого внимания требует и кукольный театр. Добывание костюмов для спектаклей было когда-то для директора настоящей головной болью и проделывало немалую дыру в бюджете — «будто мы шили у Зайцева», вспоминает А. Вегелин. Так было до того, как в штате будущей филармонии не появились Ольга Старостина и Жанна Копылова. Несмотря на свой опыт, им пришлось-таки попотеть, взращивая в себе креативность — одно дело шить блузки и юбки и совсем другое — создавать театральные костюмы. Но это дало ни больше ни меньше — семикратную экономию.

Без воспитанников филармонии в городе не обходится ни один праздник. Знают их и в других уголках России и даже за ее пределами. Только в этом году «филармонисты» с успехом выступили в Санкт-Петербурге, Болгарии, Греции.

Сейчас коллективы готовятся к Новому году, стараясь не замечать дождя и слякоти за окном. Любимый праздник здесь продлится не один день, а с 20 декабря до 7 января. Репетиции маленьких актеров идут во всех студиях филармонии.

Справка

Дворец культуры УЗЭМИК построен в 1970 году. Фасад здания украсило мозаичное панно замечательного художника Петра Храмова.
Уфимская детская филармония — одна из двадцати существующих в России.
В 73 кружках и студиях филармонии занимаются более 2 тысяч детей в возрасте от трех до 16 лет.
Читайте нас: