Давным-давно здесь, на территории Дуванского района, было большое голубое озеро, рядом с которым обживались переселенцы из Пермского края.
Сначала они назвали свое поселение Краснопольским, а потом — Озерским. Много воды утекло с тех пор: большой водоем сильно зарос, а название села сначала в народе, а потом и официально сократили до Озера. Сократилось и население села. Но те, кто остался, очень стараются сохранить его историю.
Год назад местные активисты создали в бывшей конторе колхоза музей сельского быта, и с гордостью продемонстрировали коллекцию, которая постоянно пополняется. Как рассказала директор музея Марина Поздеева, начиналась она буквально с чашки-ложки, но теперь уже есть что показать посетителям.
Вот старинное устройство для перемалывания зерна с симпатичным названием «крупорушка», сундуки различной формы, а вот старенькая детская люлька. До сих пор в рабочем состоянии, хотя в ней, как рассказывала свекровь нашего экскурсовода, укачивали детишек еще в начале ХХ века. По словам Марины Поздеевой, и ее дети, и даже внуки в ней младенчество провели.
— Вот наша озерская сахарница. Ее подарила нам жительница села Валентина Ивановна, ей подарила сахарницу свекровка, а свекровке — ее свекровка, вот и считайте, сколько ей лет! — отвечает директор музея на вопрос о том, какой экспонат в музее самый старый.
Недавно в селе появился еще один не совсем обычный культурный объект, демонстрирующий отношение озерчан к своей истории. Это обелиск с изображением героев яркого события из летописи Озера — крестьянского бунта. Местные крестьяне никогда не были крепостными, и когда в этих краях стали насаждать крепостное право, вместе с жителями Месягутово и Сикияза оказали сопротивление. На подавление бунта были направлены казаки и регулярные войска. Но, несмотря на кровавые расправы над бунтовщиками, власти в конце концов все-таки оставили местных крестьян в казенном реестре.
Историю в том же духе, но о более поздних временах, рассказал нам предприниматель Фанил Халилов, который держит в Озере пасеку:
— Когда в советские времена меня принимали в коммунисты, один партийный чиновник рассказал мне такую историю. В 1920-е годы все села в районе раскулачили, осталось одно зажиточное Озеро. И когда энкавэдэшники пришли сюда, то все село вышло им навстречу: впереди женщины, старики и дети, а за ними — мужики с вилами. «Нет у нас кулаков, — сказали тогда озерчане, — не верите — всех в Сибирь отправляйте!» Те подумали-подумали, да ушли.
— Вот так история, не слыхала о таком! — сказала активистка Поздеева и продолжила на позитивной ноте: — Мы хотим, чтобы наше село жило: вот, будем обустраивать ключ, ставить часовню на месте старой. И еще одна идея появилась, когда я обратила внимание на старые прилавки в старом райповском магазине, наверное, годов 40-х прошлого века. Ну как не обыграть эти уже исторические экспонаты!