Ученые Института стратегических исследований Академии наук РБ проводят комплексный анализ туристической отрасли РФ, в том числе изучают рынок гастрономического туризма.
В последние годы гастрономические бренды, национальная кухня особенно привлекают туристов, ведь путешественники выбирают не просто популярные места, а те, где представлена уникальная кулинарная культура.
Наряду с национальной кухней туристов привлекает возможность купить гостинец местного производства, в том числе с названием города.
К примеру, «Ленинградский» торт — кондитерская визитная карточка Санкт-Петербурга. Его придумали в 1960 году на Ленинградской кондитерской фабрике. В итоге торт стал самым популярным и знаковым десертом. Сегодня некоторые кондитерские мастерские и рестораны продолжают готовить этот торт по классическому рецепту, сохраняя его наследие и историю.
Еще один знаменитый торт — «Киевский». Он был создан в 1956 году на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса. Рецепт торта запатентовали в 1973 году, и говорят, что поныне он остается тайной.
Торт «Москва» появился только в 2015 году. Правительство Москвы поддержало идею создания собственного столичного торта, была создана специальная комиссия, организовано голосование среди жителей и экспертного сообщества. Рецепт торта выбирали сами москвичи: было организовано голосование на городском портале «Активный гражданин» и в нескольких популярных кондитерских. В центре торт украшает выполненная из белого шоколада копия памятника Юрию Долгорукому, также белым шоколадом написано название города.
Сладкие символы в виде тортов есть у многих городов России. К 650-летию Калуги местные кондитеры создали торт «Калуга» — шоколадный бисквит с космическим сюжетом: земной шар, звезды, ракета. Торт-суфле «Владивосток», сделанный ко Дню города в 2020 году, украшен парусником, чайками и морской звездой. Торт «Тюмень» внешне напоминает московский торт, но начинка своя — клюква и брусника, ведь этими дикоросами богата Тюменская область. В рецептуре торта «Казань» используют местные сладости: чак-чак, кырт (сушеный творог) и сухофрукты. Рецепт торта был разработан сравнительно недавно, в 2019 году, и теперь торт по праву считается одним из гастрономических символов республики.
В Уфе же пока нет своего торта. Некоторые пекарни выпускают торт с названием «Уфа», но его рецепт не запатентован. Думается, с привлечением специалистов министерства предпринимательства и туризма республики, Роспотребнадзора, кулинаров, рестораторов, шеф-поваров, Уфимского колледжа индустрии питания и сервиса можно было бы создать уникальный торт «Уфа», который стал бы гастрономическим брендом столицы.