-20 °С
Облачно
ВКOKДЗЕНTelegram
Все новости
Природа
28 Мая 2025, 11:15

Разрядить атмосферу

В Башкирии остаются сложности с чистотой воздуха в крупных городах

Александр ДАНИЛОВ  Самые крупные загрязнители воздуха находятся недалеко от жилых домов.
Самые крупные загрязнители воздуха находятся недалеко от жилых домов. Фото: Александр ДАНИЛОВ

«Нечем дышать…» — такие жалобы от жителей крупных городов республики не в диковинку. Особенно в жару, когда нет даже намека на ветер. Порой возникает парадоксальная ситуация: чем чище становится атмосфера в мегаполисах, тем острее люди реагируют на каждую аномалию. Специалисты выражают надежду, что через два-три года положение дел изменится в лучшую сторону.

Контроль и учёт

Общую ситуацию с состоянием атмосферного воздуха в республике отслеживает такая организация, как Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора. Ведомством за последние годы фиксируются противоречивые данные. В 2023 году по сравнению с предыдущим объем выбросов увеличился на три с небольшим процента, год спустя примерно на такую же величину уменьшился и составил 430,7 тыс. тонн.

Лидерами со знаком «минус» являются три города республики, на которые приходится больше половины, а точнее около 230 тыс. тонн всей нагрузки. Они у всех на слуху. Это Уфа, Стерлитамак и Салават. Если по Уфе за последние три года есть хоть и небольшое, но снижение, то Стерлитамак и Салават негатива только добавили, и в прошлом году каждый записал на свой счет более 51 тыс. тонн выбросов.

Эти данные собраны только по стационарным источникам выбросов, то есть по промышленным и прочим предприятиям. Часть из них учтены как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). С них, конечно, и основной спрос. Но количество таких заводов на общем фоне предприятий и фирм исчезающе мало. Всего в трех городах почти 82 тысячи юридических лиц, и среди них объектов НВОС — 2745, или четыре процента. Отвечают ли остальные за свое негативное воздействие на природу республики — вопрос скорее риторический. Нет учета — нет и ответственности, как и отчислений в бюджет.

— Для объективной оценки масштабов загрязнения воздуха необходимо провести масштабную инвентаризацию неучтенных объектов, чтобы определить у них источники негативных выбросов, — предлагает и. о. руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Алия Узкова.

И приводит такой неоднозначный факт. На основании полученных жалоб и заявлений ведомство направило в прокуратуру республики 31 заявление на согласование по проведению внеплановых проверок.

— На данный момент ни одна проверка в прокуратуре согласование не прошла. В первом квартале 2025 года направили пять заявлений, и тоже ни одно не было согласовано. И в прошлом году мы были приглашены для участия только в одной проверке, — посетовала Алия Узкова.

Что, конечно, не помогает выявлять источники загрязнения. В результате деятельность ведомства ограничивается профилактическими визитами и выдачей предостережений. Хотя только за первый квартал этого года в адрес управления поступило 691 обращение по проблемам с атмосферным воздухом в жилой зоне.

Вопросы без ответов

При обсуждении в Госсобрании республики сложившейся ситуации у депутатов возникло немало вопросов. Например, в уфимской Черниковке, по их мнению, вредят экологии в основном «малыши», которые ни на каком учете не состоят. С ними-то что делать?

— Мы по закону не можем заставить предприятие встать на такой учет. Такая процедура носит заявительный характер. В нашей компетенции лишь направить уведомления о нарушителях в прокуратуру и в минэкологии республики, — признает Алия Узкова.

Попытался внести ясность в ситуацию министр природопользования и экологии РБ Нияз Фазылов. Республикой был заключен контракт с Уфимским НИИ медицины труда и экологии человека, сводные расчеты по загрязнению воздуха предприятиями Салавата и Стерлитамака уже проведены. Всего в двух городах было проверено около десяти тысяч предприятий, из-за секвестирования бюджета такие расчеты по Уфе не проводились.

Выяснилось, что примерно 90 процентов выбросов приходится на компании, уже включенные в список НВОС. Так что большое число неучтенных организаций, по его мнению, в целом не критично влияет на общий атмосферный фон.
Вообще, это, наверное, одна из серьезнейших проблем городов республики — самые крупные загрязнители воздуха находятся недалеко от жилых домов. Естественно, сбой в работе предприятия любой человек сразу может почувствовать в собственной квартире, открыв окна или форточку. Что тут же оборачивается потоком жалоб. За четыре месяца этого года по Уфе их было около 1,3 тысячи, по Стерлитамаку чуть меньше. В основном фиксируется превышение сероводорода.

— На каждое нарушение мы реагируем, инициируем внеплановые проверки. В прошлом году в органы прокуратуры было направлено 100 заявок по трем городам, в этом — 25. К сожалению, по всем получены отказы, так как основными загрязнителями воздуха являются крупные промышленные предприятия, которые подлежат государственному федеральному экологическому контролю, — констатирует Нияз Фазылов.

— И в минэкологии, и в Росприроднадзоре отметили, что обращения в прокуратуру результата не принесли. И что тогда делать? Ведь люди в больших городах постоянно жалуются на качество воздуха. Какой-то тупик получается? — задала риторический вопрос занимающаяся вопросами экологии депутат Госсобрания РБ Руфина Шагапова.

Однако многие крупные компании республики, объективности ради, серьезно работают по снижению своей нагрузки на окружающую среду. Например, до 2030 года Башкирская содовая компания планирует привлечь на эти цели более 8 млрд рублей и снизить выбросы на 14,5 процента, а «Газпром нефтехим Салават» — 5 млрд рублей со снижением примерно на треть. Есть и другие положительные примеры.

Например, всем памятна сложная ситуация с воздухом в Сибае, которая сложилась в городе пять лет назад. Тогда даже детишек из этого города отправляли отдыхать в Крым. Надзорные ведомства констатируют, что сейчас ситуация нормальная, на атмосферу в последние годы здесь жалоб нет.

Доживем до «понедельника»

Нияз Фазылов считает, что ситуация может измениться с 1 января 2028 года, когда на всех своих стационарных источниках выброса в атмосферу предприятия должны установить автоматические датчики контроля.

— Сейчас мы обратились к предприятиям городов, в том числе Стерлитамака, превентивно установить такие датчики, и у некоторых из них находим понимание, — поясняет министр.

Вообще, проблема Стерлитамака волновала депутатов особо. Ведь в прошлом году многие из парламентариев специально выезжали во второй по величине город республики, чтобы попытаться решить на месте экологические проблемы. Судя по отчетам представителей ведомств, результаты такой деятельности пока скромные.

— Согласен, количество жалоб из Стерлитамака и Салавата порой зашкаливает, и люди обоснованно высказывают претензии на тяжелый запах. Надо строго выполнять все заключенные с предприятиями соглашения, сформировать систему мониторинга в границе санитарно-защитной зоны, заниматься установкой датчиков автоматического контроля, — такими видит перспективы для горожан Нияз Фазылов.

При этом министр напомнил, что республика неоднократно обращалась в профильное российское ведомство с просьбой включить все три города в программу «Чистый воздух». Но по федеральному законодательству индекс загрязнения атмосферы должен соответствовать специальным критериям «высокий» и «чрезвычайно высокий» на протяжении трех лет подряд. Увы, под такие параметры ни один из городов Башкирии, как отмечают в минприроды России, не подходят.

В результате остается дожидаться 2028 года, когда, наконец-то, будут установлены датчики. Лишь бы и это решение не перенесли на более поздний срок, как один раз уже было, опасаются депутаты. Тогда хотя бы станет понятно, кто именно загрязняет атмосферу. Особенно если вся информация будет отправляться в единую информационную систему того же Росприроднадзора.

Определить границы

Сокращение числа проверок констатирует и замруководителя Управления Роспотребнадзора по РБ Галина Пермина. Главное для управления — оперативно реагировать на жалобы граждан.

— Особенно увеличивается вал обращений в дни неблагоприятных метеорологических условий, тогда прямо вал идет, — говорит руководитель службы.

Если в 2024 году сюда поступило 721 обращение, то за четыре месяца нынешнего года — уже 578. По итогам прошлого года в 89 случаях факты превышения предельно допустимой концентрации подтвердились, максимум составил 3,8 ПДК.

И это ведомство восемь раз обращалось в прокуратуру с инициативой проведения проверок и получило отказы с мотивацией отсутствия непосредственной угрозы вреда здоровью.

— Поэтому мы сейчас рекомендуем жителям фиксировать свои обращения в медицинские организации, — подчеркивает Галина Пермина.

— Мы на обсуждение проблемы приглашали представителей республиканской прокуратуры, просили их выступить, но был получен отказ, — высказался председатель Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Госсобрания РБ Ильшат Вазигатов.

Роспотребнадзор ведет большую работу и по установлению границ санитарно-защитных зон различных объектов. Галина Пермина обращает внимание еще на одну скрытую угрозу в случае отсутствия таких границ. Связана она с запретом возведения жилья внутри таких зон и может иметь самые неприятные последствия для строителей.

— Сейчас под нашим контролем находится около десяти тысяч объектов, деятельность которых является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения. Из них примерно половине требуется установление санитарно-защитной зоны, — подчеркивает руководитель управления.

Галина Пермина уверена, что в таком крупном промышленно развитом регионе, как Башкирия, главное для решения «атмосферной» проблемы — модернизация производства и использование современных технологий. Справедливо, ведь без новых инженерных решений, на одних штрафах принципиально объемы выбросов в атмосферу не уменьшить. Тем более что даже пойманные за руку предприятия порой неохотно платят штрафы, уходят в судебные разбирательства и даже выигрывают иски.

Точки сборки

— До 2006 года в Башкирии функционировали стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в Белорецке, Ишимбае и Кумертау, которые затем были закрыты из-за прекращения финансирования. Сегодня они остались в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Белорецке и Туймазах. Не организовано наблюдение в двух городах с населением больше 100 тысяч человек — Нефтекамске и Октябрьском. Сейчас там идет подбор земельных участков и решается вопрос по ассигнованиям, — рассказал и. о. начальника Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Алексей Перонко.

В целом сейчас в республике действует 20 таких стационарных постов, которые ведут контроль на наличие от 8 до 26 веществ. За прошлый год ими было зафиксировано более 600 нарушений. Хотя, по словам Перонко, самый тяжелый период, так называемый режим №3, наблюдался достаточно давно, в 2015 и 2016 годах. Тогда из-за антициклона на территории республики установился штиль и раз за разом наблюдалось пятикратное превышение ПДК. Больше подобных ситуаций в регионе было.

Впрочем, и метеорологи подтверждают главную мысль других специалистов: по итогам прошлого года уровень загрязнения воздуха в Стерлитамаке и Салавате оценен как высокий, в Уфе — повышенный. В целом по республике годовой объем выбросов в атмосферу за последние пять лет не меняется и составляет от 570 до 560 тысяч тонн в год. А количество обращений меняется, и, как отмечают некоторые специалисты, во многом это зависит как раз от направления ветра.

Контролирующие службы единодушно настаивают, что необходимо возобновить работу по составлению сводных таблиц загрязнения воздуха, активнее воздействовать на предприятия.

А пока депутаты пришли к невеселому выводу: получается заколдованный ведомственный круг, где организации фиксируют обращения граждан и показания приборов, выезжают для снятия анализов, передают результаты проб воздуха друг другу и… ничего. В итоге всем, по большому счету, остается уповать на 2028 год, когда каждую промышленную компанию получится все же «поставить на счетчик».

Автор: Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас