За минувший год органами прокуратуры республики выявлено 5801 нарушение законодательства об охране окружающей среды. При этом природоохранной прокуратурой из указанного числа вскрыто 541 нарушение, с целью устранения которых принимался полный спектр мер реагирования.
Из общего массива природоохранных нарушений больше всего выявлено нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о лесопользовании, об охране вод и атмосферного воздуха, отметил прокурор надзорного ведомства Евгений ГУСЛОВ.
— Евгений Александрович, более пяти тысяч нарушений в экологической сфере за прошлый год — немалое коли-чество. В чем специфика работы природоохранной прокуратуры?
— Выявление свыше пяти тысяч нарушений — это общий результат работы всех органов прокуратуры республики, включая работу территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности и находится на личном контроле прокурора Республики Башкортостан Игоря Пантюшина.
Природоохранная прокуратура осуществляет надзор за основными региональными органами контроля в указанной сфере: министерствами природопользования и экологии, лесного хозяйства, Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Управлениями Роспотребнадзора и Россельхознадзора, Госкомитетом РБ по ветеринарии, отделом водных ресурсов, отделом Росрыболовства. Участвует в координации деятельности уполномоченных органов, территориальных прокуроров, на постоянной основе оказывает им практическую и методическую помощь. Сотрудники постоянно выезжают на места с проверками, иногда несколько раз в день. Так что работа у природоохранной прокуратуры не кабинетная.
В республике реализуются различные государственные, муниципальные программы с целью обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, расходуются бюджетные деньги. При этом результаты наших прокурорских проверок показывают, что финансовые средства органами власти расходуются не всегда эффективно, а уполномоченные органы контроля не всегда своевременно пресекают нарушения законодательства, что требует постоянного прокурорского вмешательства. Многие предприятия в силу специфики должны реализовывать природоохранные мероприятия, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако не всегда данная обязанность ими выполняется, что тоже требует реагирования. Поэтому работы в экологической сфере у нас всегда предостаточно.
— С чего начинается проверка, откуда поступает информация?
— Основной источник информации — люди. Они, например, сообщают о незаконной рубке леса или о стихийных свалках. Связь с населением особенно важна, если закон нарушается в отдаленных районах. Местные жители видят, что происходит, и обращаются к нам.
Также поступают заявления и во время выездных личных приемов граждан, которые мы регулярно проводим. Еще один важный источник информации — СМИ и соцсети. Сейчас много телеграм-каналов и сайтов, где люди выкладывают фотографии и ролики с описанием проблем. Мы постоянно мониторим интернет и оперативно реагируем на сообщения.
В прошлом году к нам поступило 644 обращения (на 31 процент больше, чем в предыдущем). Кстати, такая тенденция характерна для органов прокуратуры республики в целом, поскольку люди доверяют надзорному ведомству и надеются на защиту своих законных прав.
— Кстати, кто виноват в том, что рядом с контейнерами образуются мусорные кучи: регоператор или управляющая компания?
— По общему правилу регоператор должен вывозить твердые коммунальные отходы и крупногабаритный мусор из отдельных мусорных баков. Все, что находится за пределами площадки, либо отходы, которые не относятся к твердым коммунальным отходам, например, автомобильные покрышки, — это уже ответственность органов местного самоуправления. Поскольку за содержание контейнерной площадки и ее уборку отвечает местная администрация или управляющая компания.
— А кто устанавливает график вывоза мусора?
— Периодичность вывоза установлена законом. При температуре +5°С и выше твердые коммунальные отходы должны вывозиться раз в сутки. При пониженных температурах интервал может быть увеличен до трех суток. Для крупногабаритных отходов эта периодичность составляет семь и десять суток соответственно.
— Сколько сейчас в республике несанкционированных свалок и как с ними ведется борьба?
— Совместно с заинтересованными органами и территориальными прокурорами нам удалось существенно снизить количество таких свалок до 117. В 2022 году их насчитывалось свыше полутора тысяч.
Боремся, используя все средства прокурорского реагирования. Нередко приходится использовать и судебное понуждение. К примеру, в прошлом году благодаря ему нам удалось добиться от республиканского минлесхоза фактической ликвидации десяти несанкционированных свалок на землях лесного фонда.
Кроме того, после прокурорского вмешательства многие несанкционированные свалки были включены в программу «Генеральная уборка» с федеральным финансированием, за счет чего удалось существенно снизить их количество.
К сожалению, проблем в экологической сфере в республике еще предостаточно, и работы у природоохранной прокуратуры немало.
— Какие из уголовных дел, возбужденных по материалам проверок вашего ведомства, оказались наиболее резонансными?
— Сейчас расследуется уголовное дело по факту деградации земель сельскохозяйственного назначения в результате незаконной добычи полезных ископаемых на территории Уфимского района. Почвам причинен ущерб в размере более 176 миллионов рублей.
В рамках другого уголовного дела идет следствие в отношении горнодобывающего предприятия, которое за пределами лицензионного участка на территории Уфимского района незаконно добыло свыше 28 тысяч кубических метров полезных ископаемых, тем самым причинив недрам вред на сумму более 15 миллионов рублей. Ранее подобных уголовных дел в республике не было.
— Какие направления в экологической сфере в прошлом году оказались наиболее чувствительными?
— Охрана атмосферного воздуха и недр. С учетом количества поступивших в природоохранную прокуратуру обращений (свыше ста), эти вопросы больше всего волновали наших жителей. При этом во многом благодаря неравнодушной позиции граждан нам удалось пресечь значительное число нарушений в данных направлениях.
— В каких городах у нас самый «плохой» атмосферный воздух?
— Проблема с охраной атмосферного воздуха остро стоит по всему региону. При этом в Салавате и Стерлитамаке уровень загрязнения характеризуется как повышенный, в Уфе — высокий. Поскольку наша республика — экономически развитый регион, она насыщена различными производствами. Это предприятия топливно-энергетического и химико-технологического комплексов, химической, металлургической и легкой промышленности.
Поэтому любые превышения предельно допустимых концентраций по определенным видам загрязняющих веществ, характерных для этих предприятий, должны являться сигналом для работы органов контроля.
Между тем результаты наших проверок показали, что Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Роспотребнадзора по РБ и минэкологии региона не всегда оперативно принимали необходимые меры, организовывали профилактическую работу, что являлось основанием для соответствующего реагирования природоохранной прокуратуры.
В прошлом году после длительных судебных разбирательств нам, наконец, удалось добиться судебного решения относительно оборудования постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в городах республики. На органы Росгидромета возложена обязанность финансирования и оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в Нефтекамске и Октябрьском. А на минэкологии возложена обязанность установить стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в Сибае, Кумертау, Белебее, Ишимбае, Мелеузе, Учалах и Туймазах.
— Какие предприятия больше всего негативно влияют на нашу экологию?
— Предприятия I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду — это крупные объекты энергетики, предприятия химического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов. Далее идут предприятия II категории, их воздействие на экологию оценивается как умеренное, затем III категории — незначительное, и IV — минимальное, например, это может быть магазин автозапчастей.
При этом объекты I категории находятся под строгим надзором. Они должны получать комплексное экологическое разрешение (КЭР) и разрабатывать программу повышения экологической эффективности. Но, как показывают наши с Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проверки, 33 предприятия вышеуказанную обязанность до 1 января 2025 года не выполнили. Мало того, многие из них даже не направили заявочные материалы для получения названных разрешительных документов.
Совместно с территориальным органом Росприроднадзора мы сейчас делаем все, чтобы заставить нарушителей исполнить свои обязанности, в том числе привлекаем их к административной ответственности за то, что они осуществляют свою деятельность без КЭР, и понуждаем их в судебном порядке получить разрешительные документы.
— Какие еще сферы находятся под особым контролем природоохранной прокуратуры?
— Их достаточно много. Наше ведомство надзирает за исполнением законов об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, об обращении с отходами, о рациональном использовании природных ресурсов и т.д.
В 2024 году нам удалось обеспечить возврат земель водного фонда в собственность государства. В частности, в деревне Шипово Иглинского района в собственности физлиц находилось шесть земельных участков на берегу реки Белой, которая является федеральной собственностью. Мы обратились с исками в суд о признании сделок о передаче участков гражданам недействительными, земли сняли с государственного кадастрового учета и вернули государству.
Также через суд мы добились, чтобы минэкологии РБ внесло в ЕГРН сведения об охранных зонах 200 источников водоснабжения, расположенных на всей территории региона. Это очень важно, поскольку в этих зонах нельзя осуществлять деятельность, которая может повредить качеству питьевой воды.
Кроме того, в Башкирии сформирована судебная практика о взыскании вреда, причиненного недрам. В ноябре прошлого года суд удовлетворил наш иск и взыскал с недропользователя «Трансгидромеханизация» ущерб на сумму свыше
15 миллионов рублей. Данное решение оставлено в силе Верховным судом РБ.
Под особым контролем у нас находились вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделенных в рамках нацпроекта «Экология». Во многом благодаря своевременному прокурорскому вмешательству удалось не допустить срыва реализации мероприятий по ликвидации шести свалок на территории республики, обеспечить возврат в бюджет свыше 30 миллионов рублей, затраченных в связи с неисполнением одним из регоператоров своих обязательств.
В 2024 году проведены результативные проверки исполнения законодательства при реализации министерством природопользования и экологии РБ, Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Управлением Россельхознадзора полномочий в сфере недропользования, по итогам которых работа названных органов в сфере недропользования активизирована.
И это лишь некоторые примеры нашего вмешательства. В завершение мне хотелось бы обратиться к читателям газеты с призывом бережно относиться к окружающей среде. Ведь мы все дышим одним воздухом, пользуемся одними природными ресурсами. Нужно беречь то место, где мы живем. Как гласит народная поговорка, природа дает силы. Не стоит об этом забывать.