Все новости
Право
4 Февраля , 11:15

Федот, да не тот

О том, как главаря стерлитамакской банды в 90-е из дома горячим паром выкуривали

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

В российском Уголовном кодексе чекистскими считаются статьи «Шпионаж», «Измена Родине», «Диверсия», «Терроризм» и еще несколько, затрагивающих государственную безопасность. «Бандитизм» к таковым не относился, но когда прокуратура Республики Башкортостан осенью 1993 года обратилась в Управление ФСБ по РБ за помощью в расследовании уголовного дела по этой статье, разумеется, наше руководство пошло коллегам навстречу.

Помните пьесу в стихах Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»? Так вот, в те времена в Стерлитамаке обретался тезка персонажа, некий Федот — вор в законе, главарь преступной банды. Его шайка буквально терроризировала город: были убийства, грабежи, разбои и прочее насилие. Особенно громкий резонанс тогда получило ограбление представителей турецкой фирмы, которые приехали работать в объединение «Сода» и жили в местной гостинице «Восток».

Следователи уже многое знали о банде, но им не хватало доказательств. Потому была создана группа оперативного сопровождения. В нее вошли самые опытные чекисты, отличившиеся при расследовании громких дел. Они должны были помочь установить личности всех членов банды и задокументировать их преступную деятельность.

Старшим в группе назначили начальника подразделения по борьбе с терроризмом федеральной службы безопасности полковника Марата Харисова. С 1982 по 1986 год он отслужил в Афганистане, работал советником органов безопасности, стоял у истоков создания башкирского спецназа, награжден орденом Демократической Республики Афганистан «Звезда» третьей степени.

Также в группу вошли и другие чекисты, настоящие профессионалы своего дела. Вся эта оперативная группа на протяжении двух лет работала в Стерлитамаке. Домой в Уфу приезжали только по выходным или для доклада начальнику управления — генерал-майору Владимиру Наумову. Владимир Петрович лично курировал ход расследования и встречался с членами оперативной группы. При необходимости и сам выезжал в Стерлитамак. Дело в том, что существовала высокая вероятность утечки информации. По подозрению в связях с преступным миром тогда были уволены должностные лица органов внутренних дел и судейской сферы.

Как только к расследованию подключились оперативники, информация хлынула бурным потоком. Уставшие от бандитского террора жители Стерлитамака доверяли сотрудникам органов безопасности и охотно рассказывали им все виденное или слышанное о том, что творили в городе Федот и его сообщники. Кроме того, чекисты плотно работали и со своими информаторами из преступного мира.

На тот момент криминалитет, который начинал с рэкета, пытался «отмыть» деньги, добытые преступным путем. Для чего «авторитеты» вкладывались в легальный бизнес. В ходе оперативно-розыскных мероприятий было вскрыто несколько таких легализованных форм деятельности банды. В Ишимбае трое братьев из числа федотовцев открыли салон по продаже легковых автомобилей. Покупателям предлагали новые машины, а после оплаты отдавали бэушные, с пробегом. При этом жертв обмана так запугивали, что те в ужасе старались поскорее уехать на подержанных авто. Братьев-аферистов задержали с поличным.

Постепенно круг сужался. В результате удалось получить полную картину злодеяний членов банды, и руководство республиканской прокуратуры и регионального ФСБ дало добро на их задержание.

Операцию готовили в строжайшей секретности. Никто в Стерлитамаке не знал о ней. Командирам групп УБОП, спецназа, СОБРа и ОМОНа вручили опечатанные пакеты, которые они должны были вскрыть только при въезде в город. В шесть часов утра колонна милицейских машин подъехала к Стерлитамаку, все выезды и въезды в город были перекрыты.

Федота задержали в его деревянном доме, который находился в микрорайоне Выселки. Причем весьма оригинальным способом. Когда группа задержания окружила домовладение и хозяину предложили сдаться, в ответ раздались выстрелы.

Вместе с Федотом отстреливались и его подельники, находившиеся с ним. Тем временем вокруг стали собираться зеваки, в том числе дети. Ситуация складывалась опасная для окружающих. Надо было срочно выкуривать преступников из дома.

Только вот чем? Спецсредств тогда не хватало. Кто-то остроумно предложил — кипятком. Через полчаса к дому бандита подъехали две пожарные машины и стали поливать окна крутым кипятком. Осажденным это очень не понравилось, и они сдались.

Семья Федота держала скотину, к ним приходили за молоком соседи. Никому и в голову не приходило, что хозяин ничем не примечательного домишки — главарь банды. В ходе обыска у него нашли несколько единиц огнестрельного оружия, а под полом — огромный подвал, забитый всякими ценностями: тюками с отрезами дорогих тканей, продуктами. Только на опись обнаруженного добра ушло более двух суток.

Всего в этот день арестовали тринадцать членов преступной группировки. Для пресечения сговора их распределили по разным следственным изоляторам республики, а самого Федота поместили в Бирский изолятор. До оперативников дошла информация, что криминальное сообщество решило выкупить главаря банды. Они собрали свыше двух миллионов рублей, огромная сумма по тем временам. В момент передачи денег судье взяли и самих инициаторов «освобождения».

Всем членам банды были предъявлены обвинения в совершении бандитизма. Верховный суд республики приговорил их к длительным срокам заключения. Так с помощью чекистов была закрыта еще одна криминальная страница в истории Стерлитамака.

За высокий профессионализм при участии в расследовании уголовного дела всему составу оперативной группы приказом начальника УФСБ РФ по РБ была объявлена благодарность.

Автор:Марс АБДЕЕВ, подполковник органов безопасности РФ в отставке, член Союза журналистов РБ
Читайте нас: