В последние дни пришлось услышать немало мнений о том, что цены на зерно в этом году низкие, и аграрии останутся по итогам года с убытками. Думаю, что с этой проблемой надо разобраться серьезнее.
Проблема затоваривания на рынке зерна четко прослеживалась уже с августа. А первые сигналы о коррекции цен на зерновые наблюдаются с середины 2016 года. И то, что говорят эксперты, не новость. Сегодня в России уже собрано 140 млн тонн зерна, и это даже не конечная цифра. Урожай действительно рекордный, что сказывается и на объеме экспорта.
Естественно, что правительство Башкирии этой проблемой активно занимается. В том числе ведутся переговоры с зарубежными партнерами, в первую очередь с Ираном, Монголией, также с рядом африканских стран. При наличии хорошей товарной партии, когда есть соответствие по комплексу показателей, покупателя сегодня найти уже легче. Он появился.
Одновременно готовится соглашение с нашими партнерами из ряда стран по строительству в республике терминала для хранения и переработки зерна. Таким образом, будет решаться проблема не только экспорта, но и реализации урожая на внутреннем рынке. Кстати, не надо забывать, что у нас внутри Башкирии свой очень хороший рынок. Все-таки четыре миллиона населения гарантируют стабильный спрос на хлеб, муку, макароны, кондитерку. Все это в совокупности достаточно перспективно. В довершение ко всему минсельхоз разрабатывает целый комплекс мер по поддержке сельхозпроизводителей, о которых он скоро сам расскажет.
Но здесь другой вопрос — где мы не доработали, чтобы ситуация не была столь острой? В первую очередь это дальнейшее развитие высокоинтенсивного животноводства. Необходим диалог с элеваторными компаниями с целью сохранения урожая.
Также в октябре в Госсобрании республики прошел «круглый стол» по проблеме развития электронной торговли в АПК. Был сделан анализ правоприменительной практики в других регионах. И выяснилось, что везде, где имеются хорошие урожаи, поддерживается электронная торговля, особенно с экспортной направленностью. И выявилась очень серьезная проблема — с сожалением приходится констатировать, что наш республиканский сельхозпроизводитель в электронную торговлю не спешит.
А сегодня на мировом уровне уже развиваются технологии блокчейна, других передовых способов продвижения товаров. Все, что помогло бы нашему сельхозпроизводителю, необходимо энергично развивать. Важно, что глава республики Рустэм Хамитов в последнем послании парламенту неоднократно подчеркивал необходимость повышать уровень образованности. Причем это касается не только молодежи, но и людей в возрасте. Чтобы они были в курсе всех современных методов.
Если же подходить к проблеме глобально, то пришло время ставить вопрос о серьезной диверсификации всего нашего сельского хозяйства. Мы по старинке говорим, что надо больше зерна и мяса. Но сегодня реалии другие. Надо отходить от схемы, которая работала десятилетиями и включала в себя небольшой набор зерновых культур: озимая рожь, яровая пшеница, овес, ячмень, гречиха, горох и ряд кормовых и технических культур. Теперь нужно научиться подбирать такие сельхозкультуры, которые обеспечивали бы наибольшую эффективность. Тем более что наши аграрии о них, в общем-то, наслышаны.
В этом году себя очень неплохо показали рапс, лен, конопля — ненаркотическая, конечно. Это не новые культуры, а хорошо забытые, которые позволяют получать прибыль. Мы можем вспомнить про люпин, полбу, про ряд крупяных культур, в частности полбу и просо, которые и в наши дни сохранили высокую рентабельность.
Постоянно встречаясь с предпринимателями, вижу, что многие из них уверенно встали на ноги, отойдя от привычных схем. Например, в Кугарчинском районе успешно развивается пушное звероводство, в Гафурийском разводят страусов, перепелов, оказывают туристические услуги. Под Уфой, в Туймазинском и других районах занимаются кролиководством.
Знаю предпринимателей, которые занимаются выращиванием семян трав, саженцев плодовых и ягодных культур и в итоге получают хороший доход. Есть люди, активно работающие с аптечными управлениями. Мы забыли об этих направлениях, потому что упростили свое сельское хозяйство донельзя. Были тучные годы, когда цена зерна оставалась стабильно высокой, но полноценная модернизация отрасли не проводилась.
Что опять же видно на примере зерна. Которое мы называем лишним, а оно на самом деле не лишнее. Повторюсь, наше зерно — это в первую очередь, фураж-комбикорм. Который можно успешно использовать на корм сельскохозяйственным животным.
Сегодня в тренде рыбоводные хозяйства, которых в республике становится все больше. Это направление поддерживается на уровне страны и будет развиваться дальше. И в республике минсельхоз начал субсидировать часть стоимости оборудования, приобретенного для рыбоводства. Обратите внимание: цена на качественную рыбу далеко обогнала рыночную цену мяса.
Реалии таковы, что рано или поздно с рынка придется уйти всем, кто не стремится получать прибыль, не решает свои финансовые проблемы, погряз в судах, скандалах и долгах. Государство не может вечно субсидировать заведомо убыточные предприятия. На одном из совещаний под руководством главы республики было четко обозначено, что поддержку будут получать только рентабельные, крепкие аграрные предприятия, которые стремятся работать и вкладываются в развитие своего хозяйства. И это правильно.
Да, вопросы продажи, реализации сегодня становятся не менее сложными, чем проблемы производства. Необходимы свежие идеи и новые методы работы, требуется омоложение кадрами, знающими современные методы ведения дела. Отрадно, что аграрный вуз и сеть аграрных колледжей готовят сотни специалистов сельского хозяйства. И в перспективе стоит усилить дисциплины, позволяющие специалисту уверенно чувствовать себя в условиях рынка. Мы часто говорим такие слова, как менеджмент и маркетинг. Да, работа с людьми и поиск вариантов продаж — отдельное искусство. За 27 лет движения к рынку мы, наверное, впервые попали в шторм перепроизводства и должны сделать из этого правильные выводы.