-6 °С
Снег
ВКOKДЗЕНTelegram
Все новости
80 лет Победы
13 Июля 2025, 11:15

Один из великолепной восьмёрки

На войне, уничтожая немецкие танки, а в мирное время при бурении нефтяных скважин он показывал фирменный «почерк» героя

из семейного архива СУЛТАНОВЫХ Х. А. Султанов после Великой Победы.
Х. А. Султанов после Великой Победы. Фото: из семейного архива СУЛТАНОВЫХ

Статистика — вещь беспристрастная и точная. К ней часто любит обращаться историк башкирской нефти, давний автор нашей газеты Энгель Зайнетдинов. Вот и на этот раз он в связи с 80-летием Великой Победы как будто мимоходом привел факт, который запал мне в память и заодно отразился в журналистском блокноте. Оказывается, в СССР было всего восемь человек, награжденных боевым орденом Славы всех трех степеней, а в мирное время — еще и Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. Один из них — Хатмулла Султанов, уроженец села Копей-Кубово Буздякского района. Четыре самые высокие в стране награды, которых он удостоился в течение четверти века — с 1944-го по 1971 год, позволяют сделать вывод: случайности в этом нет. Скорее закономерность. Что только повышает интерес к столь неординарной личности.

Сумел объездить Вороного

О Хатмулле Султанове написано много газетных и журнальных статей, репортажей с нефтяных месторождений, где герой-фронтовик ставил рекорды по проходке. А самый популярный в Советском Союзе журнал «Огонек» разместил портрет нефтяника-героя на своей обложке. Одно время о бурмастере знали, пожалуй, в каждой семье Башкирии, так как республика считалась всесоюзной школой нефтедобычи. Но вот о том, что он входит — по количеству и статусу наград — в число великолепной восьмерки Союза, вряд ли. Потому что сам Хатмулла Асылгареевич был человеком крайне скромным, «не шумел» о наградах — так его воспитали в семье.

Передо мной две книги. Одна, состоящая из воспоминаний друзей и коллег и изданная под редакцией сына, Марата Султанова, доктора технических наук, директора Центра института проблем транспорта энергоресурсов, — посвящена 90-летию отца. Вторая, тоже сборник воспоминаний, более личного характера, написана дочерью Динурой Султановой и внуком Ринатом Муффазаловым, директором строительной компании, кавалером ордена Салавата Юлаева. Вышла она нынче весной и посвящена 100-летию отца и деда.

В паспорте Султанова записано, что родился он в 1924 году, 20 июля. Хотя раньше в ауле никто не знал точной даты своего появления на свет. Сельсовет работал не каждый день, а мулла не всегда был аккуратен в записях. «Ты родился, сынок, когда жали рожь, значит, в конце июля, — говорила мама и добавляла задумчиво: — Помню еще, стал накрапывать дождь». Самая горячая пора на селе, в бесконечных трудах и заботах.

Отец был конюхом, причем уважаемым. Любил ломовых лошадей и резвых скакунов. В семье росли девять детей, Хатмулла, самый младший, всегда рядом с лошадьми, охотно помогал папе. Жеребец по кличке Вороной никого, кроме отца, к себе не подпускал, это задевало самолюбие мальчика, и он стал искать дружбы со стригунком. Заодно пытался приучить Вороного к седлу. Тот несколько раз сбрасывал юного седока. Тем не менее Хатмулла объездил коня и уже тогда сделал не по возрасту серьезный вывод: воля у мужчины проявляется в спокойствии, терпении, понимании и наблюдательности. Это правило затем помогало ему по жизни.

И вот настал день сабантуя. Хатмулла с разрешения отца отправился на праздник плуга верхом, красиво держался в седле. Принял участие в скачках. Вся деревня смотрела соревнования. Кричали и аплодировали финиширующим. Неожиданно Вороной сделал рывок и первым коснулся ленточки. Аксакалы кидали на шею юному жокею вышитые полотенца.

Как-то раз во время сенокоса с Дальнего Востока, из городка Сучан, прибыл в отпуск старший брат Салимгарей. Он там работал шахтером. Профессия трудная, требующая недюжинной силы, но почетная. И платили хорошо. После окончания семи классов Хатмулла тоже решил ехать в Сучан, не все же время быть помощником конюха. Тогда вся большая страна поднялась с насиженных мест и поехала за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток — на большие стройки. Так Хатмулла стал шахтером, потому что верил в свои богатырские силы и чувствовал, что способен на трудовые подвиги, о которых писали в газетах и круглые сутки говорили по радио. Вскоре его как передовика приняли в комсомол. Запомнилась первая получка — 780 рублей. Хватило на костюм, рубашку, модельные туфли, и много еще оставалось. Пошел на почту отправлять родителям перевод. В тот день у треста «Сучануголь» увидел необычно большую толпу людей. Неужели на шахте обвал? Нет, люди слушали объявление о начале войны. Комсомолец Хатмулла, давно сдавший нормы ГТО, пошел в военкомат, пристегнув к пиджаку значки комсомольца и «Ворошиловского стрелка». Там сказали: когда будет нужно, пошлем на фронт, пока работайте.

Перед выстрелом — прогнать страх, напрячь волю

В армию Султанова призвали осенью 1941 года. Служил на Дальнем Востоке кавалеристом на погранзаставе. В конце 1942-го отправили в Казанское военное училище. Стал истребителем танков. Как отличника боевой и политичес­кой подготовки его оставили обучать молодых. Лишь в начале 1944-го отправили на фронт, в 8-ю армию генерала Чуйкова, которая дислоцировалась в Белоруссии. Истребитель танков должен уметь быстро и надежно окапываться. Сколько траншей и окопов оставил Хатмулла на белорусской земле, затем в странах Европы, сосчитать невозможно.

В Польше, близ города Радома, в первые дни нового, 1945-го, года взвод, в котором сражался Султанов, получил приказ оборонять небольшую высоту. Солдаты глубоко зарылись в мерзлую землю. Шесть «Тигров», сопровождаемые самоходками, громыхая, шли на них. Хатмулла, целясь из противотанкового ружья, настраивал себя психологически: прогнать страх, напрячь волю, сохранять спокойствие, выстоять. Следуют выстрелы. Первый, второй, третий — привычная работа. Вечером в блиндаж зашел замкомполка по политчасти Цыбульский, пожал всем руки, шутил. Возле Султанова остановился, улыбнулся, похвалил и сообщил, что за умелые огневые действия Хатмулла представлен к ордену Славы третьей степени. Попросил рассказать перед взводом свою биографию и предложил вступить в партию. Прямо на передовой его единогласно приняли в кандидаты.

Вторым орденом Славы наградили после тяжелого боя при форсировании Одера, за два подбитых танка.

Берлин был все ближе. Под городом Кюстрином наши окружили большую группировку вражеских войск. Полку, в котором служил Султанов, приказали овладеть опорным пунктом на окраине. Бой начался на рассвете. Фашисты били из пулеметов сплошными очередями. Погибли несколько бойцов, ранило командира роты. А два пулемета немцев продолжали поливать огнем наши позиции. Хатмулла вызвался их уничтожить. Обвешался гранатами и пополз. Сумел зайти в тыл противника и забросать огневые точки гранатами. Он выиграл этот трудный и опасный поединок. Командир полка на следующий день обнял Султанова и сказал: «Выручил роту. Доложу по инстанции. Ты заслужил полного кавалера!» То есть третий орден Славы — первой степени.

Когда начался штурм пригородов Берлина, сержанта Султанова приказали перевести в полковую разведку. Там не раз успех приносила рукопашная схватка. Его приняли в члены КПСС 9 мая 1945 года — Хатмулла во всех анкетах указывал эту дату с гордостью.

В 1945-м, учитывая его заслуги, командование полка предоставило месячный отпуск. Выдали обмундирование первой категории, паек, подарок для родителей. Солдат-победитель ехал по землям Германии, Польши, Белоруссии. Всюду пепелища и разруха. Доехал до станции Буздяк, незнакомые старики и бабушки здоровались, расспрашивали — не встречал ли он там земляков, называли имена. До родной деревни 15 километров, для пехотинца — один бросок с полной выкладкой. Дома встретил сильно постаревший отец. Тяжелая весть — мама умерла, когда получила известие о смерти сына Рахимгарея — брата Хатмуллы. Пошел на кладбище. Затем повидался с родственниками, соседями. Не стал дожидаться окончания отпуска, уехал в свою часть, в Германию. Только спустя два года, в феврале 1947-го, его демобилизовали. Хотя и предлагали остаться в армии с присвоением офицерского звания. Он выбрал отчий дом, родную буздякскую землю.

Вновь предстоял долгий путь в Башкирию через разрушенную страну, которую предстояло восстановить и сделать еще крепче и краше. Дорога судьбы продолжалась.

Нефтяникам тоже нужны разведчики

Через несколько дней после возвращения в Копей-Кубово к Султановым заглянул бессменный председатель колхоза Кашфулла агай и предложил Хатмулле возглавить клуб. «Уезжает молодежь из деревни, надо бы увлечь ее, удержать, — рассказал о главной проблеме председатель. — У тебя получится». Надо, так надо. Фронтовик взялся за дело. Добывал стулья, лампы, к ним керосин. Собрал вокруг себя активистов, чтобы помогали.

Библиотеке нужны книги, поехал за ними в райцентр. Там и познакомился с красавицей Васимой, осенью сыграли скромную свадьбу. Судьба, похоже, его вела. Брат Васимы Мунавир как-то сказал: «Тебе, гвардейцу и разведчику, нужна масштабная профессия. Не пойти ли тебе к нам, нефтяникам? В нефтеразведке очень нужны такие, как ты. Я уже переговорил с буровым мастером Павлом Андриященко — мужик что надо, начинал еще в Баку, теперь с семьей переехал в Башкирию».

И вот контора бурения. Его тут уже ждали.

— Жизнь будет кочевая — нынче здесь, завтра там, — повел разговор Павел Андриященко. — Дождь, снег, а ты стой на вахте. Как тот матрос. Но у матроса нет на корабле жены, а твоя согласится? Начнешь с простого бурового рабочего.

Покажешь себя — хоть через неделю переведу помощником бурильщика. Есть у нас и курсы буровых мастеров, — обозначил он перспективы.

Руководители быстро заметили его трудолюбие и ответственное отношение к делу. Скоро отправили на курсы по изучению теории нефтеразведки. Лекции читал главный инженер треста Валентин Шашин, который стал в будущем министром нефтяной промышленности СССР.

И вот начались будни. Хатмулла бурил самые разные скважины: опорные, параметрические, структурные, поисковые, эксплуатационные, специальные. Бурил в Буздякском, Туймазинском, Илишевском, Чекмагушевском и других районах. Жил с семьей на постое в домах колхозников. В 1958 году родился шестой ребенок, у всех предыдущих в метриках записаны разные места рождения. Наконец, в Чекмагуше выделили трехкомнатную квартиру. Семья «встала на якорь». Между тем бурение многочисленных скважин завершалось радостным событием — фонтаном «черного золота».

Как-то в красном уголке проходила встреча с молодыми нефтяниками, в роли агитатора — авторитетный к тому времени бурильщик Султанов.

— Вот много говорят о романтике труда, — обратился к нему один из любознательных парней. — Это как же понимать: хорошо только тогда, когда трудно, что ли? А если все хорошо, тогда нет романтики?

— Смотря о каких трудностях речь, — как всегда спокойно, с глубоким знанием жизни и своего дела отвечал бывший фронтовик, полный кавалер ордена Славы Хатмулла Асылгареевич. — Есть трудности, которых не должно быть — вроде досадной неразберихи, неорганизованности. А есть неизбежные трудности — от сложности задачи. Первое — не романтика, а отсутствие культуры труда, словом, безобразие. За такую «романтику» наказывать надо. А вот трудности от сложной задачи требуют умной головы и умелых рук. А еще творчест­ва. Трудно, но интересно. Силы человеческие, ум, талант, жизнь нельзя тратить попусту. Человеку надо создавать все условия для труда. А если уж говорить о нашей профессии — это чистая романтика!

По сути, Султанов изложил свое кредо — профессиональное и жизненное. Его звено признали в объединении «Башнефть» лучшим. Неудивительно, что в 1960 году Хатмуллу в составе специальной бригады командировали в Индию для бурения разведочных скважин.

Из первой же забил фонтан нефти. По такому случаю приехал сам президент страны Джавахарлал Неру, обошел всех членов бригады, поблагодарил. Вторая скважина тоже дала фонтан с дебитом 350 тонн в сутки. Таким образом, советские специалисты утерли нос американцам, утверждавшим, что нефти тут нет.

По возвращении домой Султанова направили на курсы буровых мастеров. Вскоре его разведочная бригада становится лучшей в «Башнефти». За выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетки 30 марта 1971 года ему присваивается звание Героя Социалистического Труда, в последующем он избирается депутатом Верховного Совета СССР трех созывов. Благодаря его инициативным действиям и напористости в Кандрах и Буздяке строятся объекты социального назначения — вне плановых программ.

Числятся пропавшими без вести. Пока

В селе Кандры в музее боевой и трудовой славы вот уже 16 лет дислоцируется поисковый отряд имени Х. А. Султанова. В совет отряда входит внук Султанова — Ринат Муффазалов, руководитель строительной компании, кавалер ордена Салавата Юлаева, один из основателей ветеранской организации воздушно-десантных войск. При его участии в парке «Волна» установлен памятник уроженцам Башкирии, погибшим в локальных войнах, а в парке Победы — монумент «Союз поколений десантников». Он награжден знаками «Ветеран боевых действий», «За отличие ВДВ», орденом «В. Ф. Маргелов», медалями «В. Ф. Маргелов» и «СОБР».

Кстати, его старший сын Иван последовал примеру прадеда и решил посвятить свою жизнь ратному делу — нынче окончил Уфимский кадетский корпус и мечтает по примеру отца стать десантником.

Поисковики отряда помогли перезахоронить 10030 солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны в Ленинградской, Тверской областях и в Крыму, сами подняли останки более тысячи солдат и офицеров, активно участ­вовали в благоустройстве десяти братских могил. Отряд поддерживает бойцов СВО, отправляя им гуманитарную помощь. Собрали 25 тепловизионных и более 40 коллиматорных (для автоматов Калашникова) прицелов, 17 квадрокоптеров, девять навигаторов, несколько сотен пар сапог, более 20 автомобилей повышенной проходимости. По данным поисковиков, около 127 тысяч жителей республики, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, до сих пор числятся пропавшими без вести. Задача отряда — продолжать поиск. Так поступил бы прославленный дед Рината Муффазалова, который всегда добивался поставленных целей.

из семейного архива СУЛТАНОВЫХ Бурмастер — главный герой главного журнала СССР.
Бурмастер — главный герой главного журнала СССР. Фото: из семейного архива СУЛТАНОВЫХ
из семейного архива СУЛТАНОВЫХ Правнук в кителе, в котором прадед участвовал в Параде Победы 1985 года на Красной площади.
Правнук в кителе, в котором прадед участвовал в Параде Победы 1985 года на Красной площади. Фото: из семейного архива СУЛТАНОВЫХ
из семейного архива СУЛТАНОВЫХ Хатмулла Султанов был разведчиком на фронте и в бурении на нефть.
Хатмулла Султанов был разведчиком на фронте и в бурении на нефть. Фото: из семейного архива СУЛТАНОВЫХ
Автор: Ринат Файзрахманов
Читайте нас