-6 °С
Снег
ВКOKДЗЕНTelegram
Все новости
80 лет Победы
17 Мая 2025, 13:15

Непокорённые

История «Молодой гвардии» тоже может стать оружием

коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото: коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Когда-то детьми мы играли в молодогвардейцев, споря о том, кто будет Олегом Кошевым, а кто — Любой Шевцовой.

Увы, большинство сегодняшних школьников, да и тех, кто постарше, легендарный роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» не читали, и имена молодых героев Великой Отечественной, ставших персонажами книги, им незнакомы.

Героическая и трагическая история подпольного движения «Молодая гвардия», на которой взращивался патриотизм нескольких поколений граждан СССР, сегодня обретает новое звучание.

Не потому, что открылись какие-то новые факты, скорее наоборот, потому что правду о подпольной комсомольской организации, действовавшей в городе Краснодон Украинской ССР в годы Великой Отечественной, удалось сохранить несмотря на попытки переиначить ее в угоду любителям подправить историю.

Сегодня с ней знакомит экспозиция Краснодонского ордена Дружбы народов музея «Молодой гвардии», куда приезжают делегации из разных регионов России, местные школьники и бойцы СВО — те, в ком патриотизм предстоит воспитать, и те, для кого это уже не просто абстрактное понятие. Возможность познакомиться с музеем дистационно недавно представилась школьникам из Башкирии. В Уфе побывала директор краснодонского музея «Молодая гвардия» заслуженный работник культуры ЛНР Наталья Николаенко. Она провела для детей на платформе Собора русских РБ урок мужества, посвященный истории молодогвардейцев, и показала школьникам фильм о «Молодой гвардии», который сняли в 2022-м году к 80-летию организации.

— Наталья Ивановна, ваш музей известен как один из первых, появившихся после Великой Отечественной войны. Как он сейчас работает?

— Нашему музею уже 80 лет. Его первая экспозиция была открыта 1 мая 1944 года, когда еще шла Великая Отечественная война. В прошлом году мы отмечали 80-летие нашей первой экспозиции. Музей славится тем, что с его открытия в нем побывало огромное количество посетителей — около 14 миллионов человек. Конечно, во многом благодаря роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», который вышел в 1946 году и рассказал о деятельности подпольной комсомольской организации. 9 мая 2015 года мы получили статус государственного учреждения культуры Луганской Народной Республики — это символично и для истории ЛНР, и для музея. Сейчас к нам приезжает много гостей из разных уголков России, особенно после воссоединения с ней в 2022 году. В свое время Донбасс был просто присоединен к Украине, но это всегда была Малороссия. Очень радует, что в России помнят о подвиге молодогвардейцев: их имена носят улицы, есть школьные музеи, памятники. Например, в небольшом поселке Сайга Томской области со дня его основания и до сих пор все улицы носят имена молодогвардейцев.

— Сейчас во время специальной военной операции Луганщина оказалась в эпицентре событий. Как музей участвует в поддержке бойцов и патриотическом воспитании?

— У нас бывает много участников СВО. К сожалению, некоторые из них, особенно молодые, не знают историю «Молодой гвардии» и открывают ее для себя здесь. У нас есть и специальные программы для участников СВО. В Краснодоне работает выставка, посвященная нашим землякам, воюющим сейчас. Местные жители историю знают, но мы все равно проводим большую работу с молодежью. При музее действует юнармейское движение, с 2016 года возрождена Вахта памяти. Наши ребята участвуют в фестивале «Спасская башня» в Москве и дважды занимали второе место.

У нас экспонируется сочинение молодогвардейца Анатолия Поповича, написанное незадолго до оккупации Краснодона весной 1942 года. В нем он отвечает на вопрос о любви к Родине: «Да, я люблю свою Родину, свободолюбивую, многонациональную. За ее героическое прошлое, за великое настоящее, а главным образом за ее будущее». За это будущее погибли молодогвардейцы, за будущее наших русских земель воюют сейчас наши ребята, наши мужья, братья. Для них очевидно, что Родину нужно защищать, продолжая традиции дедов и прадедов, победивших фашизм в 1945 году. Я спросила знакомого парня, отправляющегося на СВО: «Артем, а что для тебя Родина?» Он говорит: «Это моя мама, бабушка, дочь, рождения которой я жду». Он погиб в апреле 2022 года, не дожив до ее рождения... Другой боец рассказал, что пошел воевать, чтобы двум его сыновьям не пришлось… Ребята осознанно идут защищать то, что им дорого.

— Бывают ли у вас гости из Башкирии?

— Конечно! Еще в 2014 — 2017 годах к нам приезжали представители республики. В музее хранится книга о 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, освобождавшей Луганскую область. У ее командира Минигали Шаймуратова была трудная судьба, но благодаря огромной работе была найдена его могила, и в 2020 году ему присвоили звание Героя России.

У нас есть похожая история: Виктор Третьякевич, один из организаторов «Молодой гвардии», был оклеветан и лишь в 2022 году, посмертно, получил звание Героя России. Теперь он занимает достойное место среди других молодогвардейцев, удостоенных этого звания еще в 1943 году. «Молодая гвардия» была интернациональной: в ней были русские, украинцы, молдаване, азербайджанцы, армяне. Донбасс 30 — 40-х годов — это место, куда со всего Союза ехали люди строить шахты и заводы. Участники «Молодой гвардии» были выходцами из Ростовской, Воронежской областей, Рязани.

— Как жилось музею при киевском режиме?

— Юго-восток Украины все-таки оставался на позициях исторической правды. Руководство области поддерживало музей, и незадолго до событий 2014 года, когда мы отмечали 70-летие «Молодой гвардии», нам выделили деньги на капремонт и на создание новой экспозиции. Журналисты часто спрашивают, что было бы с музеем, если бы не события 2014 года? Может быть, нас бы закрыли, как, например, музей известного советского разведчика Кузнецова. Возможно, музей бы сохранили, но главная роль в этой истории была бы отведена не молодогвардейцам, а украинскому националистическому движению. В 1990-е годы их последователи начали «вспоминать», что якобы они приезжали в Краснодон, встречались с Олегом Кошевым и получили задание создать подпольную организацию для борьбы с большевиками и фашистами. Это абсолютная ложь. Мы изу­чали вопрос, и эта информация не была подтверждена, да и не могло этого быть.

Опять приведу историю молодогвардейца Виктора Третьякевича, которого в 1943 году обвинили в предательстве. Он был оклеветан полицейскими. Его невиновность удалось доказать в 1959 году, кстати, последним звеном в цепи доказательств стали также свидетельства осужденного полицейского. Виктор был посмертно удостоен ордена Отечественной войны. Во времена президента Ющенко мы ходатайствовали о присвоении Третьякевичу звания Героя Украины, но ходатайство было отклонено. Когда у нас в гостях был первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, он поинтересовался, чем помочь музею. Мы вновь подняли этот вопрос, и 22 сентября 2022 года был подписан указ о присвоении звания Героя России Виктору Третьякевичу. Историческая справедливость восторжествовала, пусть даже через 80 лет. Российское военно-историческое общество отреставрировало комплекс «Непокоренные» на месте гибели молодогвардейцев и помогло установить бюст Виктора в музее. Рассказывая о нем, я часто провожу аналогию с генералом Шаймуратовым, в дивизии которого было 78 Героев Советского Союза, а он получил это почетное звание спустя столько лет.

Люди разных национальностей защитили свою большую страну, и кто мог подумать, что фашизм может возродиться?!

Луганщина была поделена пополам линией разграничения, за которой стояли украинские войска. Если бы не Россия, скорее всего мы бы с вами сейчас не беседовали: все шло к тому, чтобы нашу территорию просто зачистить. У нас есть дорога, идущая от границы с Ростовской областью, протяженностью километров 50, и в 2014 году, когда люди остались без зарплат, пенсий, а магазины были пусты, по этой дороге к нам шли белые грузовики МЧС России. Люди на улицах их бурно приветствовали, потому что это была огромная помощь, благодаря которой, наверное, мы и выжили… Помню, в день, когда была объявлена СВО, в музее было много гостей. К вечеру, когда посетители и сотрудники ушли, я осталась одна.

На улице было уже темно, работало радио. И вот объявляют о начале СВО, рекомендуют эвакуироваться... Это был просто шок, ты просто не знаешь, что делать, куда бежать... Конечно, многое пришлось нам пережить...

— При киевской власти история «Молодой гвардии» была в школьных учебниках истории?

— В учебниках Украины, которые нам попадались, о войне — пара страниц. Нет слов «Великая Отечественная» — только «советско-немецкая война», и закончилась она у них в августе 1944-го. Там не упоминается 9 мая 1945 года: мол, после «освобождения» Украины началась «оккупация Европы». Я слушала запись одной экскурсии из города Борисполь под Киевом. Сотрудник рассказывает, что в 1941 году город был оккупирован советскими войсками. Так пытаются перевернуть историю. Даже название города Краснодон пытались заменить в поисковиках на старое название — Сорокино.

Когда Луганщина была разделена, на братских могилах в северной части не горел Вечный огонь. Там не отмечали ни День Победы, ни 22 июня. Сейчас мы работаем с этой территорией, у нас есть передвижная экскурсия. Когда в музее были ребята с той стороны, я спросила их про 9 Мая, и только один мальчик знал, что это за дата. У нас в музее есть капсула с огнем с Могилы Неизвестного Солдата. Представители Общероссийского народного фронта из Москвы побывали у нас и проехали с этим огнем по всей территории освобожденной Луганщины и снова зажгли Вечные огни.

— Что больше всего впечатляет в музее людей, не знакомых с историей «Молодой гвардии»?

— Хотя музей классический, благодаря России у нас появился и интерактив. Посетителям интересно, как молодогвардейцы учились, чем писали. Мы планируем воссоздать часть класса: поставить парту, чернильницы, чтобы дети могли попробовать писать перьями. Проводили реконструкции: дети писали листовки при керосиновой лампе, слушали сводки Совинформбюро. Ребята были в одежде молодогвардейцев, а «полицейские» с «немцами» проверяли, чем они занимаются.

Это произвело на детей очень сильное впечатление.

Больше всего посетителей, в том числе участников СВО поражает мужество молодогвардейцев. В их записках из застенков нет ни слова сожаления — только тревога за родителей. Возможно, они все-таки надеялись, что выживут, ведь уже был слышен гул наших самолетов: последняя группа была казнена за две недели до освобождения города. В шурф глубиной 53 метра многие молодогвардейцы были сброшены живыми. Виктор Третьякевич, казненный одним из первых, пытался утянуть с собой в шахту полицая…

— Пополняется ли сейчас коллекция исторических артефактов?

— В советское время люди, вдохновленные подвигом ребят, в том числе школьные учителя, приезжали в Краснодон со всего СССР, встречались с родителями молодогвардейцев, которые передавали им в дар личные вещи погибших детей. Так пополнялись коллекции школьных музеев по всей стране. Сейчас близких родных героев почти не осталось, и новых экспонатов практически нет. В Краснодоне осталось только два ветерана Великой Отечественной войны. И сейчас, когда наши противники стараются стереть эту память, рассказывая какие-то небылицы, нам нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить фальсификации истории. А тем, кто не знает о «Молодой гвардии», стесняться нечего, это результат провала в системе образования. Нужно наверстывать.

Автор: Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас