С каждым годом все меньше остается в живых тех, кто приближал Великую Победу, сражаясь с фашистской Германией. Тем ценнее для нас сегодня воспоминания о героях той войны, которые удалось сохранить их родным и близким. Об одном из участников Великой Отечественной, своем отце, и его внуке, сражающемся с нацистами на СВО, поведал, придя в редакцию «РБ», Гиниятулла Ибрагимов.
Мугайман Ибрагимов родился в 1910 году в деревне Айбатово Аргаяшского кантона. В 1919 году этот кантон, исторически заселенный башкирами, был включен в состав Башкирской АССР. Позже, в 30-х годах, семья переехала в Хабаровск.
Оттуда Мугаймана и мобилизовали на фронт в 1942 году. К тому времени у него были жена и три дочери.
— Отец воевал на Первом Белорусском фронте в составе 1137-го артиллерийского полка, — рассказал Гиниятулла Мугайманович. — Он прошел всю Европу, освобождал Варшаву, участвовал во взятии Берлина. Вернувшись, много рассказывал нам, детям, о войне. Жаль, что я запомнил немногое, так как был еще мальчишкой. Сейчас жалею, что не записывал.
Лучше всего ему запомнился отцовский рассказ о боях в Кенигсберге. В многоэтажном доме скрывались вражеские снайперы, из окон они расстреляли множество наших бойцов, погиб и командир. И тогда артиллеристам дали приказ до основания разрушить дом, где скрывались стрелки. Открыли огонь из захваченных немецких пушек, выпустили 360 снарядов. А то, что осталось от дома, сравняли с землей танками. Никто из фашистских снайперов тогда не ушел живым.
Артиллерист не раз был ранен и контужен. Однажды его вместе с другими бойцами накрыло в блиндаже авиационной бомбой. Их считали погибшими, но потом чудом обнаружили и откопали. Выжили не все.
Мугайман Абдуллович за годы войны был награжден множеством боевых наград, среди которых — ордена Отечественной войны 1 и 2 степеней, ордена Славы 2 и 3 степеней, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За отвагу», «За победу над Германией».
Вот что написано в наградном листе про один из его подвигов, за который он был удостоен ордена Красной Звезды в октябре 1944 года:
«Орудие, где был наводчиком лейтенант Ибрагимов, было подтянуто к переднему краю с задачей деморализовать работу КП противника. Товарищ Ибрагимов под артиллерийским огнем противника наводил орудие на цель. Благодаря его точной работе в КП противника было семь попаданий. Кроме того, снарядами разрушен наблюдательный пункт, уничтожена малокалиберная зенитная пушка. В этом большая заслуга товарища Ибрагимова».
После победы он еще какое-то время служил в Берлине. В побежденном городе еще оставалось немало нацистов, скрывавшихся в тоннелях и подземных ходах. Порой они нападали на наших офицеров. Нужно было наводить порядок, а также налаживать обеспечение наших войск, находившихся в Германии.
— Еще во время войны мать с тремя дочерьми вернулась на малую родину, в родное село. Отец воссоединился с семьей только в 1947 году, — пояснил Гиниятулла Мугайманович. — После войны у них родились еще шестеро детей — три дочери и три сына. Я, восьмой по счету ребенок, родился в 1954 году.
Дети очень гордились отцом-фронтовиком, вспоминает он. Он очень много работал — необходимо было кормить большую семью. Работал на машинно-тракторной станции, обслуживал тракторы. А еще был известным на весь район печником: печи, обшитые металлом, он научился делать еще в Германии.
— Дома он тоже сделал такую печь, — вспоминает сын участника войны. — Выкрасил металл черной краской и рисовал на нем для нас, детей, когда рассказывал о войне. Изображал свои пушки, танки, объяснял, какие они бывают. Рисовал и памятники, какие в Европе видел.
После войны Мугайман Абдуллович долго болел, а умер он в 60 лет — сказались ранения и контузии. Его портрет дети и внуки каждый год с гордостью несут в Бессмертном полку.
Год назад один из внуков фронтовика добровольно отправился на специальную военную операцию, и ратные подвиги предков сыграли в этом не последнюю роль. Владислав с позывным «Башкир» жил в Челябинске. Инженер по образованию, он работал на Челябинском тракторном заводе начальником участка. Пойти сражаться за Родину «Башкир» решил вместе со своим другом-уфимцем, поэтому контракт с министерством обороны они заключили в Уфе.
— Почему Владислав решил отправиться на передовую? Он сказал: «Мои деды воевали, а я что, буду сидеть и смотреть? Я тоже должен Родину защищать», — вспоминает слова племянника Гиниятулла Мугайманович. — В Великой Отечественной войне участвовали оба его деда, и он всегда гордился ими.
Друзья записались в штурмовики. Но поскольку «Башкир» на своем заводе успел научиться ремонтировать танки, его как ценного специалиста сразу же привлекли к этому делу в Донецкой Народной Республике. А через несколько месяцев отправили на дополнительное обучение в Пензу: фронту понадобились специалисты по ремонту артиллерийских орудий, минометных и зенитных установок. Сейчас он снова служит в зоне специальной военной операции. К лету семья ждет его прибытия в отпуск.
— А мой старший брат Урал вместе с женой и дочерью собирает гуманитарную помощь для участников СВО, — добавил гость редакции. — Недавно он на свои средства приобрел и отправил бойцам-землякам автомобиль «УАЗ». Каждый приближает победу как может.