-6 °С
Снег
ВКOKДЗЕНTelegram
Все новости
80 лет Победы
11 Мая 2025, 13:15

Тайны подполковника Гумерова

Командир полка из Башкирии не дал сбежать фельдмаршалу Паулюсу из сталинградского универмага

коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото: коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

«Я, нижеподписавшийся.., обязуюсь хранить в строжайшей тайне все данные.., ни под каким видом не разглашать их и не делиться ими даже со своими ближайшими родственниками и друзьями. Неисполнение грозит мне... Подпись, дата». Такое обязательство о неразглашении сведений о фронтовых событиях, в которых ему пришлось быть не только свидетелем, но и принимать непосредственное участие, Исхак Гумеров подписывал дважды.

С колхозных полей на боевые

Профессиональный военный, он никогда не делился воспоминаниями о событиях, участником которых ему довелось быть во время Второй мировой войны. Вообще, ему с рождения были уготованы сплошные испытания на крепость духа и тела. Как, впрочем, и всем, кто жил в ту пору.

Исхак Гумеров родился 10 ап­реля 1912 года в деревне Верхнемамбетово Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район). О босоногом детстве пришлось забыть уже с двенадцати лет, поскольку начал вкалывать на колхозных полях наравне со взрослыми. А в 21 год его призвали в Красную армию. Тогда же поступил в Объединенную татаро-башкирскую военную школу имени ТатЦИКа. Затем служил на Камчатке, участвовал в боях на Халхин-Голе.

В 1939 году поступил в Военную академию имени Михаила Фрунзе. В августе 1941 года после экстренного выпуска из академии участвовал в тяжелейших боях под Ельней, оборонял Москву. В сентябре 1942 года 1045-й полк уже под командованием гвардии майора Исхака Гумерова прибыл под Сталинград и с ходу вступил в бой в районе Мамаева кургана в составе легендарной 13-й гвардейской дивизии генерала Александра Родимцева. Получил контузию. После госпиталя его назначили командиром 120-го гвардейского полка 39-й стрелковой дивизии.

Как немецкий штаб «окольцевали»

Из двухсот дней грандиозной битвы на Волге 142 дня бои шли в самом Сталинграде. В ночь на 31 января 1943 года советские войска прорвались к зданию универмага в центре города, блокировав его со всех сторон. По сообщениям пленных немцев, именно здесь располагался штаб 6-й армии Фридриха Паулюса. Полк Гумерова располагался с тыльной стороны и огнем должен был перекрыть возможность бегства окруженным немцам. Советская операция «Кольцо» подходила к своему финалу.

Около шести часов утра стрельба со стороны немцев прекратилась. На первом и третьем этажах появились белые полотнища. Внизу у входа еще двое немцев подпрыгивали и отчаянно махали белыми тряпками. Противник захотел вступить в переговоры. По приказу командира бригады полковника Ивана Бурмакова к универмагу направилась группа парламентеров во главе со старшим лейтенантом Федором Ильченко. Задремавшего было командира полка майора Гумерова под утро разбудил телефонный звонок:

— Здорово, батыр. Немцы, похоже, сдаются. Вывесили белые флаги. Я послал на разведку группу во главе со старлеем Ильченко. Давай подходи, будем разбираться и докладывать руководству, — сообщил ему Иван Бурлаков, командир бригады, обложившей со всех сторон здание универмага.

Исхак дружил с ним еще с боев на Мамаевом кургане. Их подразделения почти всегда шли в бой рядом и часто выручали друг друга. Майор быстро собрался и на трофейном «фордике» подъехал к универмагу.

Постепенно сюда стали съезжаться представители старшего и высшего командного состава Красной армии. К тому времени группа, уполномоченная принять капитуляцию немецких войск, значительно расширилась. Через несколько часов в сопровождении нескольких полковников и подполковников в подвал спустился начальник штаба 64-й армии генерал-майор Иван Ласкин.

И сам сдался, и своих сдал

Немецкий командующий, по воспоминаниям Ласкина, встретил их фразой на ломаном русском языке: «Фельдмаршал германской армии Паулюс сдается Красной армии в плен». Худой, бледный и изнуренный командующий 6-й армией вермахта произвел на советских военачальников впечатление затравленного зверя.

После того как все формальности были соблюдены и фельдмаршал получил гарантии личной безопасности, его с офицерами штаба вывели из подвала и доставили в соседнее село Бекетовка, где располагался штаб 64-й армии. Там его допросили командующий армией генерал-лейтенант Михаил Шумилов и командующий Донским фронтом генерал-лейтенант Константин Рокоссовский.

В центре Сталинграда все еще шли уличные бои, но немецкие офицеры в сопровождении советских командиров уже направились на автомобилях в части с приказом о прекращении огня. В то морозное утро в Сталинграде стало понятно — это начало конца фашистской Германии и начало нашей Победы.

В завершение со всех советских военнослужащих, задействованных в приеме акта капитуляции, сотрудники контрразведки взяли обязательства о неразглашении любых сведений об этом документе. Исхак Гумеров, как и все, свято хранил тайну. Только медаль «За оборону Сталинграда» на кителе свидетельствовала о его участии в тех событиях.

Охота Гитлера на пленных

Спустя пару лет после пленения в подвале сталинградского универмага Паулюс начал активно помогать Красной армии в организации контрпропаганды. Широко известны его антинацистские обращения и листовки, которые гитлеровцы пытались объявить фальшивками. В них экс-фельдмаршал призывал немецкий народ к устранению Адольфа Гитлера и прекращению войны. А сразу после разгрома гитлеровской Германии именно Паулюс стал одним из основных свидетелей советского обвинения на Нюрнбергском процессе. Ему самому никакие обвинения в военных преступлениях не предъявлялись.

Мало кто знает, но Гитлер всеми силами старался ликвидировать попавшего в плен «соратника». В феврале 1943 года в тыл Красной армии под Сталинград с воздуха была переброшена большая группа гитлеровских диверсантов. Двадцать хорошо обученных, как сейчас сказали бы, спецназовцев-головорезов. Им поставили задачу любым образом ликвидировать всех попавших в плен немецких военачальников, Паулюса — в первую очередь. Точку высадки сталинградские чекисты вычислили очень быстро и столь же оперативно устранили десант в бою. Буквально через несколько месяцев гитлеровцы повторили попытку «достать» пленного фельдмаршала с помощью аналогичной диверсионно-истребительной группы под Суздалем. Именно в этом городе тогда располагался лагерь военнопленных командного состава. И вновь полный провал. Гитлеровцы, переодетые в красноармейцев, наладили связь с псевдобелогвардейским подпольем, роль которого сыграли опытные чекисты, сумевшие переиграть врага.

Никакого перемирия с фашистами!

В мае 1943 года гвардии подполковника Гумерова перевели на Юго-Западный фронт. Он участвовал в освобождении Западной Украины, Молдавии и Польши, прорывал оборону немцев на Одере и Шпрее. На последнем этапе войны — в Берлинской операции. В конце апреля его полк штурмовал квартал гестапо. В четыре часа утра 2 мая подполковник Исхак Гумеров доложил командованию, что имперская канцелярия и бункер Гитлера взяты. Их захват был поручен 301-й и 248-й дивизиям. Имперская канцелярия служила резиденцией фюрера. В конце апреля полк Гумерова оказался ближе всех к этому объекту, не более трехсот метров.

Накануне, 30 апреля, около пяти часов вечера командир второго батальона майор Шаповалов сообщил, что из подвала дома напротив машут белым флагом. Гумеров приказал полку прекратить огонь.

— Немецкий солдат вышел из подвала с белым флагом, — продолжил докладывать обстановку комбат.

Об этом немедленно доложили командиру дивизии полковнику Антонову. Через несколько минут командир и начальник штаба дивизии прибыли на контрольный пункт полка, куда доставили парламентера.

— Полковник Хейнерсдорф, референт нового рейхсканцлера Германии Геббельса, — представился через переводчика немец.

— А куда же подевался Гитлер? — удивились советские командиры.

— Гитлер час тому назад добровольно ушел из жизни. Всю власть в Германии он передал рейхспрезиденту Дёницу и рейхсканцлеру Геббельсу. Мы прибыли сюда по распоряжению Геббельса для переговоров с вашим командованием о прекращении войны, — отчеканил немецкий полковник.

— Вы имеете полномочия на подписание капитуляции Германии? — спросил его командир дивизии Антонов.

— Нет, мы должны получить разрешение на переход на вашу сторону начальника Генштаба сухопутных войск генерал-майора Кребса для переговоров с вашим высшим командованием, — последовал ответ.

Через час командующий армией Николай Берзарин дал указание: немцев отпустить, не мешать переходу Кребса на нашу сторону, усилить давление на врага. О ситуации сообщили Сталину. Главнокомандующий приказал, чтобы переговоры с Кребсом поручили заместителю командующего фронтом генералу армии Василию Соколовскому — речь должна идти не о прекращении войны, а только о безоговорочной капитуляции Германии.

Вторая подписка о неразглашении

Переговоры шли недолго. Соколовский сразу отверг предложение Кребса о перемирии. И предупредил: если до 10 часов 2 мая не последует ответа о капитуляции, то Имперская канцелярия и бункер Гитлера будут взяты штурмом. Ответа не последовало, и к 15 часам указанного дня советские войска полностью захватили логово фашистских главарей. Немецкие солдаты большими группами сдавались в плен.

Впоследствии Исхак Гумеров рассказывал о страшной картине, которую ему довелось увидеть в бункере Гитлера и на территории парка возле Имперской канцелярии.
— На каждом шагу валялись убитые немецкие солдаты и офицеры. Среди них мы узнали и последнего начальника генерального штаба Германии генерала Кребса, и главного адъютанта Гитлера генерала Бургдорфа. Многие покончили с собой, об этом свидетельствовали пулевые раны в голову или левую сторону груди. В одной воронке от бомбы обнаружили два сож­женных тела, наполовину засыпанные землей. Позже выяснилось, что это были Гитлер и Ева Браун. Перед входом в бункер лежали трупы Геббельса и его жены. Они приказали расстрелять себя немецким автоматчикам. В комнате, где они жили, лежали их мертвые дети — пять дочерей и сын.

Их умертвили сами родители, сделав им инъекции ядом.

3 мая полк посетили командующий 5-й ударной армией генерал-полковник Николай Берзарин и член военного совета генерал-лейтенант Федор Боков. Через час подъехали Георгий Жуков, член военного совета фронта Константин Телегин. Они осмотрели полуразрушенное здание Имперской канцелярии. В бункер Гитлера спускаться уже не стали. Жуков поздравил командный состав полка и лично его командира — подполковника Гумерова — с долгожданной победой.

В тот же день в полку появились сотрудники военной контрразведки и взяли у личного состава обязательства о неразглашении всего увиденного и услышанного в ходе этой военной операции. Данная информация в первую очередь должна была лечь на стол Главнокомандующего Иосифа Сталина.

Для гвардии подполковника Гумерова это было второе обязательство молчать о самом захватывающем эпизоде его боевых сражений. И снова лишь медаль «За взятие Берлина» на груди свидетельствовала о его причастности к тем событиям.

За Берлинскую операцию 1050-й полк был награжден орденом Красного Знамени и получил наименование Бранденбургского. После взятия Берлина подполковник Гумеров был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако по каким-то неведомым причинам вместо звания ему вручили орден Красного Знамени. В его копилке доблести ордена Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, польский Крест храбрых, золотая медаль ГДР «За боевое содружество» и множество других наград.

Такие люди — наше всё

В отставку Исхак Гумеров ушел в 1946 году по болезни. Позднее вернулся на военную службу и в том же звании подполковника работал в Калининском райвоенкомате Уфы. Его выбрали Почетным гражданином Берлина и в сентябре 1974 года пригласили на празднование 25-летия ГДР, куда он ездил в составе партийно-правительственной делегации СССР во главе с Леонидом Брежневым.

Завершился жизненный путь Исхака Гумерова 6 мая 1993 года на уфимском Южном кладбище. В Баймаке бережно хранят память о героическом земляке и почетном гражданине города. Его именем названа одна из баймакских улиц, а портрет — ежегодный участник Бессмертного полка. В свое время многим повезло лично пообщаться с Исхаком Идрисовичем, его часто приглашали в образовательные учреждения, и он никогда не отказывал. Это были настоящие уроки мужества. И взрослые, и молодежь слушали его буквально раскрыв рот. Еще бы. Ведь о Сталинградской битве и о Берлинской операции ярко и достоверно им рассказывал гвардии подполковник в отставке Исхак Гумеров — непосредственный участник тех исторических событий. К тому времени все запреты об их разглашении уже не действовали.

Сталинградская битва, которая переломила ход Второй мировой войны, началась 17 июля 1942 года и закончилась полной победой советских войск. Теперь 2 февраля — день окончания Сталинградской битвы — является одним из дней воинской славы России. И авторами истории нашей страны стали участники тех событий, такие же простые люди, как наш земляк из Баймака, с несгибаемым духовным стержнем.

Автор: Марс АБДЕЕВ, подполковник органов безопасности РФ в отставке, член Союза журналистов РБ
Читайте нас