Все новости
Официально
16 Июня 2012, 16:30

Как расширялись границы республики

90 лет назад была образована Большая Башкирия

В 1922 г. Уфа стала официальной столицей Башкирской республики.
В 1922 г. Уфа стала официальной столицей Башкирской республики.
К началу XVII века башкиры занимали обширную территорию, равную примерно 366,8 тыс. кв. километров. В нее включались пределы современной Республики Башкортостан, Челябинской и Курганской областей, закамская часть Татарстана, восточная часть Ульяновской и Самарской, большая часть Оренбургской областей, а также западная часть Свердловской, южная часть Пермской областей и Удмуртская Республика. Всю эту огромную территорию условно можно назвать Исторической Башкирией, в отличие от Большой Башкирии, созданной в 1922 году, и Малой Башкирии, образованной в 1917 году. Территория, занимаемая сегодня Республикой Башкортостан, расположена на рубеже Европы и Азии и равняется 142,9 тыс. кв. километров, что почти в 2,5 раза меньше, чем площадь бывшей Исторической Башкирии.

Первоначально государственная территория автономного Башкортостана была определена в пределах Малой Башкирии, включающей в основном восточную, юго-восточную части Башкирии. В нее вошли башкирские территории Оренбургской губернии, Шадринского, Екатеринбургского и Красноуфимского уездов Пермской губернии и Юмран-Табынской волости Бузулукского уезда Самарской губернии. В дальнейшем территория Малой Башкирии изменялась в сторону расширения за счет близлежащих уездов, в основном Уфимской губернии. Территория автономного Башкортостана по переписи 1920 года составляла 87 тыс. 157,69 кв. верст, население доходило до 1 млн 250 тыс. человек. Надо отметить, что А. З. Валидов еще в период подготовки провозглашения автономии Башкирии составил картографию Малой и Большой Башкирии.

В конечном итоге по Соглашению от 20 марта 1919 года в БСР вошли: более 2/5 территорий Оренбургской, Уфимской губерний; из Пермской — часть территорий, равная одному уезду; из Самарской губернии — одна волость.

Однако эта государственная территория Советской Башкирии не устраивала трудящихся и руководство республики. Объяснялось это тем, что в Башкирской республике не было крупной промышленности, городов, средств связи, железных дорог, которые соединяли бы ее с внешним миром. Стремление присоединиться к автономной Башкирии стало проявляться сразу же после провозглашения таковой, и не только на ее территории, но и в Уфимской губернии. В адрес Башкирского шуро поступало множество телеграмм, писем, выписок из протоколов собраний из Бирского, Белебеевского, Златоустовского уездов. В них выражалось желание присоединиться к автономии. А в феврале 1918 года Бураевский Башкирский национальный шуро объявил территорию своей и семи соседних волостей Бураевским башкирским автономным районом, входящим в состав Башкирской республики на правах Бураевского кантона. Или еще такой пример: «В некоторых селах даже попы с амвона ведут агитацию за присоединение к автономии башкир…» В газете «Башкурд» были опубликованы телеграммы от имени башкир, тептярей и мишарей Бирского уезда, в которых выражалось желание войти в состав Башкирской республики. Подобных стремлений тогда было немало. Этот процесс продолжался и в последующие годы.

Все это вызывало необходимость расширения границ Советской Башкирии в рамках так называемой Большой Башкирии, главным образом за счет присоединения Уфимской губернии, так как здесь проживала значительная часть башкирского населения. В губернии в определенной мере была развита промышленность, здесь находились довольно крупные города — Уфа, Белебей, Бирск. Через всю губернию проходила железная дорога, имелись пароходства и т. д. Кроме того, территории Башкирии и Уфимской губернии в недавнем прошлом составляли единую административную единицу, издавна имелись хозяйственные и культурные связи этих регионов. Объединение Малой Башкирии и Уфимской губернии привело бы к созданию полноценной во всех отношениях республики. Численность и удельный вес башкирского народа выросли бы в 2,5 раза.

За расширение границ выступали также и правительственные органы Башкирской республики, в том числе А. Валидов и его сторонники. Была создана комиссия для подготовки материалов по Большой Башкирии во главе с председателем Совнаркома республики М. Д. Халиковым. В телеграмме, направленной в марте 1921 года во ВЦИК, Башкирский ЦИК указывал: «Образование Большой Башкирии в корне изменяет все административные и экономические условия Башреспублики, которая получит свыше миллиона башкир, в настоящее время оторванных от нее, крупный культурно-административный центр — Уфу, большую железнодорожную и водную базу, довольно цельную в промышленно-экономическом отношении территорию, позволяющую планомерно развивать органическую (так в тексте — С. К.) работу Башреспублики и скоро изжить экономическую разруху».
10 мая 1921 года на объединенном заседании президиумов Башкирского ЦИК и обкома РКП(б) был заслушан доклад М. Халикова по регулированию границ БСР. В постановлении по нему указывалось:
«а) В основу Башкирской Советской Социалистической Республики берется Малая Башкирия в составе ныне существующей Башкирской республики с присоединением Златоустовского горнозаводского района, Архангельского клина (Уфимской губернии), Магнитной горы и минских башкир в составе 19 волостей Белебеевского и Уфимского уездов;
б) включить в состав Башреспублики г. Оренбург;
в) включить целиком ныне существующую Уфимскую губернию с городом Уфой;
г) включить башкирские волости Мензелинского уезда по реке Ик».

Материалы заседания были переданы в Москву для изучения. Наркомнац вынес постановление о возможности присоединения к Башкирской республике только Уфимской губернии. В дальнейшем решение вопроса о создании Большой Башкирии несколько затянулось, и практическая реализация этого проекта началась с постановления Оргбюро ЦК РКП(б) от 29 мая 1922 года. Оно принципиально согласилось на объединение Малой Башкирии и Уфимской губернии и рассмотрело вопрос об образовании партийных и советских органов Большой Башкирии.

Вскоре, 14 июня 1922 года, Всероссийский ЦИК принял декрет «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской республики», подписанный М. Калининым и секретарем ВЦИК А. Енукидзе.

В состав Большой Башкирии вошли прежняя Малая Башкирия, за исключением Яланского кантона, и Уфимская губерния с уездами: Бирским, Уфимским, Белебеевским и Златоустовским; волости Миасского уезда Челябинской губернии: Тургоякская, Сыростанская, Миасская с г. Миасс, а также районы горы Магнитной и Оврагов Каменных по реке Кизыл. Всем уездным исполкомам бывшей Уфимской губернии предлагалось переименовать вверенные им уезды в кантоны. Уфа стала официальной столицей Башкирской республики.

Однако процесс определения границ Большой Башкирии проходил весьма сложно. Наибольшие трения возникли с органами Уральской промышленной области, включавшей в себя Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую губернии. Уральский экономический совет еще весной 1922 года внес в административную комиссию ВЦИК проект присоединения к Челябинской губернии Златоустовского уезда, горнозаводской части Уфимского уезда (Аша — Балашево, Сим и другие) и северной части Тамьян-Катайского кантона Башкирской республики. Из них предусматривалось создать Златоустовский промышленный округ с передачей его в Уральскую область.
ВЦИК пошел навстречу этим требованиям, и декретом ВЦИК от 17 августа 1922 года от Советской Башкирии отошла основная часть металлургических и метизных заводов, которые могли существенно повысить экономический потенциал республики и ускорить процесс ликвидации фактического неравенства Башкортостана. Не был учтен и национальный момент. В Златоустовско-Миасском районе тогда 24,6 процента населения составляли башкиры и татары; в Тамьян-Катайском кантоне из 143 тыс. 839 человек населения башкир было 62 тыс. 755, татар — 23 тыс. 693, русских — 56 тыс. 422 человека, лиц других национальностей — 951; то есть башкиры и татары составляли более 60 процентов населения кантона.

23 августа состоялось заседание президиума Башкирского ЦИКа, на котором постановление ВЦИК было объявлено нецелесообразным и совершенно безжизненным, аннулирующим все значение создания Большой Башкирии.

Решили категорически протестовать против изменения границ республики, определенных декретом 14 июня 1922 года. Такое же решение принимается Башкирским обкомом партии.
Недовольство зрело и среди населения, подлежащего отчуждению. Серьезные споры шли вокруг Яланского кантона. Яланцы возбудили ходатайство об оставлении их в Башкирской АССР и направили делегацию в Москву. Однако положительно вопрос так и не решился. Яланский кантон без согласия его населения был отторгнут от Башкирской республики.
Долгие споры шли и вокруг Тамьян-Катайского кантона, население которого также энергично выступило против передачи кантона (вместе с Белорецком) Челябинской губернии. В итоге Президиум ВЦИК решил оставить Тамьян-Катайский кантон в составе Башкирской республики.

К сожалению, вся остальная часть южноуральского промышленного района, а также Яланский кантон отходили к Челябинской губернии. Обоснование перехода Яланского кантона от Башкирской республики якобы территориальной отдаленностью не имело под собой почвы. Скажем, Аргаяшский кантон, после передачи Златоуста и Миасса с волостями Челябинской губернии, оставался в составе Башкирской республики, хотя находился в не менее значительном отдалении от основной территории Башкортостана. Правда, дальнейшая судьба его такова же, что и Яланского кантона. В 1934 году Уральская область была разделена на три самостоятельные области: Свердловскую, Обско-Иртышскую и Челябинскую. Аргаяшский кантон был передан Челябинской области, и в ее составе должны были образовать Аргаяшский национальный (башкирский — С. К.) округ. В настоящее время на месте бывшего Аргаяшского кантона существуют два административных района — Аргаяшский и Кунашакский.

В конечном итоге территориальные изменения привели к тому, что в состав Башкирской республики были включены три уезда бывшей Уфимской губернии: Бирский, Белебеевский и Уфимский. Как уже говорилось, они были переименованы в кантоны. Всего наметилось 16 кантонов. Однако наличие столь значительного количества кантонов дорого обходилось республике и было неэффективно. В итоге к концу 1922 года Башкирская Советская республика включала восемь кантонов: Аргаяшский, Белебеевский, Бирский, Зилаирский, Месягутовский, Стерлитамакский, Тамьян-Катайский и Уфимский.

Итоги объединения двух частей Башкирии рассматривались на первом объединенном Всебашкирском съезде Советов республики (декабрь 1922 года), который законодательно закрепил изменения, произошедшие в связи с образованием Большой Башкирии.
Это масштабное преобразование привело к расширению территории и объединению 87,6 процента башкир в рамках единой республики, создало условия для ликвидации экономического и культурного неравенства народов Советской Башкирии.

Читайте нас: