С 1 сентября российские старшеклассники начали учиться по новым учебникам истории («История России» для 10 и 11 классов, «Всеобщая история» для 10 и 11 классов). Сам факт создания единой линейки учебников и их содержание вызвали бурные споры в среде родителей и экспертов. В этом, пожалуй, нет ничего удивительного: история — один из школьных предметов, который формирует мировоззрение и гражданскую позицию молодых людей.
А в не простую для нашей страны пору эта ее функция приобретает особую важность. Мы обратились к уфимским историку и методисту, чтобы они высказали свое мнение о новых учебниках.
— Как в целом вы оцениваете новые учебники?
Рустам Алмаев, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории БГПУ имени М. Акмуллы:
— Новые школьные учебники «История России» за 10, 11 классы под редакцией В. Р. Мединского и А. В. Торкунова получились современными и интересными. Познакомиться с отдельными заданиями по истории будет интересно и родителям учащихся. Особенно это относится к специальным параграфам, освещающим столь популярную сегодня, ушедшую в прошлое историю повседневности.
Заслуга авторов — и в системном изложении материала, во взаимосвязи российской и зарубежной истории. У школьников появляется понимание того, что в период сталинской индустриализации ведущие страны мира переживали период Великой депрессии 1929 — 1933 годов.
Обращает на себя внимание, что параграфы в учебнике небольшие, в них приводится минимальное количество необходимых для усвоения, по мнению авторов, событий, дат, персоналий. Учебник не страдает информационной избыточностью основного текста. Это и не удивительно, учитывая значительный объем учебников: за 10 класс — 497 страниц, за 11 класс — 448 страниц.
Салават Мусифуллин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой обществознания БГПУ имени М. Акмуллы:
— Учебники неплохие. В числе положительных моментов можно выделить следующее: уменьшилось количество и объем параграфов; представлено достаточное количество визуального материала — фото, картины, портреты, документы.
Параграфы начинаются с постановки главного вопроса, указания дат и ключевых понятий. В содержании параграфов раскрывается суть событий, в итоге школьникам предлагается дать ответ на поставленный в начале урока вопрос. Есть в учебниках и методические инструменты для закрепления и обобщения: разделы «Работаем с хронологией», «Работаем с понятиями», «Работаем с источниками», а также приводятся дополнительные материалы: научно-популярная и художественная литература, художественные и документальные фильмы. Часть из них можно найти по QR-кодам, представленным здесь же.
В руках творческого учителя учебники позволят выстроить урок исследовательского типа и организовать разнообразные интерактивные формы взаимодействия в ходе урока.
— Многие обвиняют новые учебники в заидеологизированности. Так ли это?
Р. А.: — Не соглашусь с этой точкой зрения. В учебниках преобладают взвешенные оценки исторических процессов, в первую очередь по XX веку. Одно из их главных достоинств — это отказ от огульного очернительства и негативных оценок недалекого советского прошлого, характерного для учебников 1990-х годов. Отсутствует в нем и явный европоцентристский уклон в изложении международных событий. Авторы приводят множество объективных оценок достижений советского государства, начиная от индустриализации до «сталинского экономического чуда» после войны, покорения космоса, социальной политики Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, повышения уровня благосостояния населения, успехов в науке, образовании и культуре.
В учебнике за 10 класс пересмотрена роль И. В. Сталина, которого во многих учебниках 1990 — начала 2000-х годов представляли в качестве «кровавого тирана». В разделе «Портрет на фоне эпохи» отмечается ответственность Сталина за поражения и потери начального периода войны, однако высоко оценивается его вклад в Победу и определение внешней политики СССР.
При изложении отечественной истории XX — XXI веков, с одной стороны, учебник представляет официальную государственную позицию, но без излишней политизированности и предвзятости. С другой стороны, не обойдены и «трудные вопросы» истории. Например, в задании к параграфу о коллективизации предлагается, используя исторические знания, привести по два-три аргумента, подтверждающих необходимость коллективизации для осуществления в СССР индустриализации, и по два-три аргумента, ее опровергающих.
Важное место в учебном пособии занимает история Великой Отечественной войны. Это связано с активизацией войн памяти на постсоветском пространстве. К тому же победа в Великой Отечественной — это ключевой символический ресурс в формировании государственного патриотизма у подрастающего поколения. Здесь сделан акцент на героизацию исторического нарратива. Рассказы о героях не даются списком, а представлены в специальных вставках под названием «Честь и слава Отечества». Определенной новацией можно считать знакомство учащихся с федеральным проектом «Без срока давности», раскрывающим ужасающие факты геноцида мирного населения нашей страны.
— Как в учебнике отражены события современной истории России?
С. М.: — Новый раздел в учебнике называется «Россия сегодня. Специальная военная операция». Он достаточно объемный по сравнению с другими параграфами — 24 страницы. Информация здесь представлена в основном в форме описаний развития событий с включением биографий современников. Включение этой темы вызвало дискуссии методистов и учителей в связи с тем, что данный период не завершился и источников пока не достаточно для того, чтобы давать оценки. Но для школьников важно понимать и разбираться в событиях современности.
Р. А.: — Содержание раздела по современной истории резко отличается от других частей учебника. В глаза бросается публицистическое изложение событий. Несомненно, такой базовый вариант по истории современности необходим, поскольку подготовить в сжатые сроки материал, еще не полностью отложившийся документально и во времени, не представляется реальным.
— На какие недочеты вы обратили внимание?
Р. А.: — Внимательное прочтение учебника позволяет выявить ряд фактологических неточностей. К примеру, снижение цен в СССР после завершения Великой Отечественной войны представлено годами IV пятилетки (1946 — 1950 гг.). На самом деле это произошло после денежной реформы 1947 года. Этот запомнившийся населению процесс длился в 1948 — 1953 годы.
С. М.: — Некоторые события излагаются в сжатом виде: важная мысль в одном предложении будет понятна историку, но среднестатистический ученик не обратит на нее внимания. Здесь многое будет зависеть от мастерства учителя: сможет ли он увидеть и акцентировать внимание обучающихся на тех или иных аспектах и выводах. Конечно, мы понимаем, что авторам пришлось в короткие сроки создавать учебник и в нем имеются шероховатости. Но верим, что к совершенствованию учебника подключится педагогическая общественность.
— Необходимо ли было, на ваш взгляд, создавать новые учебники истории?
С. М.: — Дискуссии об учебнике нового поколения начались еще в 90-е годы и продолжаются по сей день. По мнению идеологов реформы, единый учебник был необходим, чтобы во всех школах страны курс истории изучался в одном ключе.
Это позволит ученику при переходе из школы в школу оставаться в одном русле с остальными. К тому же единый учебник решит вопрос качественной подготовки школьников к единому государственному экзамену. Если раньше учителям и ученикам приходилось изучать все линейки включенных в федеральный перечень учебников, то с введением единого учебника эта подготовка заметно упростится.
— Проводилась ли методическая подготовка учителей Башкирии к преподаванию по новым учебникам?
С. М.: — К введению новых учебников и к изучению новых тем, которых не было в предыдущих пособиях, мы готовились. Были проведены круглые столы с учителями и историками о содержательном наполнении, основных смысловых образах событий в рамках Дня учителя истории и обществознания в БГПУ, «продвинутые» методические объединения успели обсудить учебники на методических совещаниях в рамках августовских педсоветов. Однако единого подхода и общественного обсуждения учебников организовано не было. Есть необходимость провести обучающие мероприятия с учителями республики и проанализировать методические возможности изучения истории по новым учебникам.