Все новости
Образование
18 Апреля , 17:15

Только смелым покоряются моря

В Башкирии спустя 28 лет возродили конкурс «Директор года»

Школа примерно так же зависит от директора, как корабль от своего капитана. И как капитану дальнего плавания, каждому директору приходится в своей работе противостоять штормам, проходить сквозь полосы штиля, а главное — правильно прокладывать фарватер. Иначе немудрено налететь на рифы. Учиться этому — целая наука, а сдавать экзамен приходится ежедневно.

Свистать всех наверх!

Чтобы плавание по волнам школьной жизни давало новый опыт, а не погружало в рутину, как на дно морское, директора тоже учатся, проходят различные курсы повышения квалификации. А еще участвуют в профессиональных конкурсах.
Конкурс «Директор года Башкортостана-2021» состоялся впервые в 1993 году. Его возрождению во многом способствовали сами школьные менеджеры.
— На базе республиканского Института развития образования проходит довольно много мероприятий для руководителей, — рассказал инициатор проведения конкурса «Директор года» Валерий Гуров, заведующий кафедрой управления и профессионального образования ИРО РБ, профессор, доктор педагогических наук. — Я много беседовал с директорами, спрашивал их мнение, нужно ли его проводить. И больше 90 процентов ответили, что конкурс нужен, он обогатит каждого участника, даст возможность делиться своим опытом и перенимать чужой.
Заявки подали 25 директоров школ республики. На первом этапе им предстояло написать эссе. По его результатам во второй тур прошли 10 участников. Перед ними стояла задача разработать и защитить инновационные проекты, причем, по замыслу Валерия Николаевича, «привязанные» к своим школам.
— Прикладной смысл конкурса — конвертировать эти проекты через федеральные гранты, — добавил Валерий Гуров. — Недаром мы пригласили в жюри директора Миловской школы Александра Кириллова. Сегодня мы с ним работаем над грантом по созданию агропарка. Я думаю, ряд проектов, которые представили наши конкурсанты, вполне могут также получить финансовую поддержку со стороны государства.

Лево руля, право руля…

Проекты, которые представили руководители школ республики, и в самом деле заслуживают внимания. Например, Ринат Ситдиков, директор школы села Лагерево (Салаватский район), предложил создать коворкинг-центр и экономический совет при школе в партнерстве с геопарком «Янгантау». Дело в том, что ученики и учителя Лагеревской школы с самого начала активно поддерживали включение геопарка «Янгантау», расположенного на территории Салаватского района Башкирии, в глобальную сеть ЮНЕСКО. И сотрудничество с ним позволило бы решить сразу несколько задач: школьники смогли бы интегрироваться в бизнес-пространство, предприниматели получили площадку для обсуждения своих идей, а геопарк — продвижение на рынке туриндустрии.
— Частично мы уже работаем в этом направлении, — сообщил Ринат Даянович. — Наши школьники подготовили представление, куда вошли народные башкирские игры, фольклорные элементы, песни, танцы. Это современно и зрелищно. Мы не раз показывали его посетителям геопарка и на различных мероприятиях. Предполагается, что в сотрудничестве с геопарком старшеклассники смогут зарабатывать и как участники представления, и как экскурсоводы. В нашей школе есть два музея, и дирекция «Янгантау» сегодня предлагает включить учебное заведение в туристический маршрут.
Директор школы села Зубово Уфимского района Лилия Акбулатова рассказала о проекте «Рука об руку», построенном на работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и имеющими детей с ОВЗ. Для ее образовательного учреждения эта проблема более чем актуальна:
— Сегодня стало больше неполных семей, родители много работают и, как следствие, уделяют все меньше внимания своим детям, — рассказала Лилия Тимерхановна. — В итоге в первый класс приходят дети, которые имеют проблемы с общением, а каждому второму требуется помощь логопеда. Увеличилось и количество семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Когда я пришла в школу три года назад, таких семей было четыре, сегодня их 21.
Лилия Акбулатова предложила привлекать родителей именно из таких семей к совместным школьным мероприятиям, чтобы возрождать культуру семейного общения, обеспечить им психологическую поддержку. В беседе с нами она добавила, что в школе в скором времени планируется открыть коррекционные классы. В сентябре этого года в Зубово заработает новый центр образования «Знание», проектной мощности которого будет достаточно для такого начинания. Причем, для населенного пункта это вопрос первостепенный: сегодня в старом здании школы, рассчитанном на 192 ребенка, обучается 640 школьников…

Прямо по курсу!

Практически сразу после защиты проектов состоялась торжественная церемония награждения победителей, которых поздравил ректор Института развития образования республики, доктор экономических наук Азат Янгиров.
— Все понимают, что главные действующие лица в школе — это ученик и педагог, — обратился он к участникам конкурса. — Но пока не будет изменений со стороны директоров, качество образования не удастся повысить. Сегодня это осознается на федеральном уровне, и нам предстоит большая работа по изменению модели подготовки директоров образовательных учреждений. Ваше присутствие в этом зале говорит о том, что все вы незаурядные, креативные и талантливые руководители. За вами будущее. Хочу пожелать вам терпения, успехов, чтобы все ваши проекты успешно реализовывались, а вы гордились своими учебными заведениями!
По результатам решения жюри, победителем конкурса «Директор года Башкортостана-2021» стала Наталья Перфилова (школа № 112 г. Уфы). Вместе с ней в число лауреатов попали Эльвира Мухамедьярова (лицей № 3 Учалинского района) и Оксана Нигматуллина (Башкирский лицей № 1 имени С. Ш. Зиганшина Учалинского района). Остальных финалистов также наградили в различных номинациях.
— В конкурсном движении участвую давно, — поделилась с нами Наталья Юрьевна. — Еще в 2009 году я стала финалистом республиканского конкурса «Учитель года русского языка и литературы» и после этого не упускала возможности участвовать. — Я уверена, что останавливаться в своем развитии школа не может и директор должен быть на шаг впереди коллектива. Мы основные генераторы идей. Нам нужно все время думать, учиться, искать, изучать чужой опыт. Это большой труд.
На защите проектов она рассказала о создании системы информационной открытости образовательной организации и выразила уверенность, что по-настоящему открытым информационное пространство школы станет тогда, когда к этому будут причастны все участники образовательного процесса, начиная с директора и заканчивая школьником.
С такими «капитанами» школам остается пожелать только одного: полный вперед!