Все новости
Образование
4 Июня 2014, 14:49

Чебурашка в электронном пространстве, или Блеск и проблемы смарт-школ

Гимназии и лицеи по новому закону об образовании утратят свой прежний статус. По словам министра образования республики Альфиса Гаязова, в них дети будут учиться как и прежде, даже вывеску учреждения никто не обязывает менять, но престижность учреждения будет определять уровень смарт-образования. Говоря проще, школу будут оценивать по тому, насколько эффективно она использует новейшие технологии. Это позволит вывести образование на более качественный уровень.

Дети лучше понимают компьютер, чем учителя.
Дети лучше понимают компьютер, чем учителя.
Первый конкурс на лучшую смарт-школу в Башкортостане состоялся в конце прошлого года. Из 70 школ, которые претендовали на звание инновационных, были выбраны 20 лучших, хотя можно уверенно сказать: технологии смарт-образования в той или иной степени используют практически все учебные заведения республики.

Одним из лучших стал лицей «Содружество». Это и неудивительно: раньше он славился как одно из сильнейших экономико-математических образовательных учреждений и продолжает держать марку.
Пирамида, нарисованная пальцами

— Собственно, понятие «смарт-образование» как таковое не совсем точно отражает суть процесса электронного обучения. «Смарт» переводится как «умный», «надежный», «сообразительный», а каким же еще должно быть образование? — вопрошает директор лицея Юлия Мустафина. — Для нас это работа в информационном пространстве, то есть применение новейших технологий во всех областях школьной жизни. А поскольку пятилетние малыши начинают у нас бойко щебетать по-английски, в этом пространстве отсутствует и языковой барьер. Так что ученики финского города Порвоо для нас как родные: с ними разрабатываем немало совместных проектов.

Думается, лицей вошел в двадцатку лучших благодаря разумной политике: не кидаться жадно на новинки техники, а сочетать их с проверенными временем методиками и наработками. Хотя инновации — дело обычное: это, конечно, интерактивные доски, электронные учебники, проекторы, электронные аналоги учебников. И как бы трепетно мы ни относились к ручной работе, куда больше впечатляет, если вместо кропотливо склеенных фигур, объем которых надобно сравнить, ученик подходит к доске и рисует эти фигурки пальцами. Налицо наглядность, да еще сотворенная буквально за пять минут самими школьниками. Кстати, те, кто грешит на нерасторопность издателей электронных учебников, глубоко неправы: не издатели не успевают их выпускать, а методисты — разрабатывать.
Однако как бы ни была школа напичкана новейшими планшетами и досками, первое, о чем заботятся в лицее, — все же здоровье детей, уточняет Юлия Мустафина, ведь чрезмерное увлечение компьютерами приводит к прискорбным результатам.

Среди них, кстати, и проблема общения: продвинутые молодые люди скорее напишут соседу по парте СМС, чем просто поговорят, констатирует она. Чтобы как-то вытащить их из соцсетей, преподаватели пускаются на различные хитрости: используют на уроке яркие, знаковые для своих подопечных картинки, подстраивают героям современных мультфильмов различные каверзы, чтобы поклонник мультяшного персонажа решил задачку, приводящую к хеппи-энду — это намного эффективнее, чем заставить их слушать теоретические выкладки.

Педагог против техника

На словах все действительно кажется «в шоколаде», но, как водится, у каждого нововведения немало противников, аргументированно высказывающих свои опасения. Один немецкий профессор утверждает, что электронное образование приведет к девальвации преподавательского состава. Педагоги будут нужны только для разработки курсов обучения, а преподавать в онлайн-режиме станут ассистенты. Понятно, кстати, что вместо пяти педагогов выгоднее держать одного, но взять на работу пять ассистентов.

— Однозначно этого не произойдет, — считает директор лицея. — Если оставить ребенка один на один с компьютером и, скажем, техником, его обслуживающим, развитие малыша просто резко рухнет: пострадает то, что делает живого человека творческой, многогранной личнос-тью, — речь, восприятие окружающего мира. Преподаватель комбинирует свою индивидуальность с электронными технологиями и доносит до ребенка суть материала доступным для ученика способом — а на что же педагогическое образование?

Интернет не источник информации, а место её сбора

— Основная характеристика смарт-школы все же доступность разного рода инноваций, — считает Юлия Тютченко, завуч, преподаватель русского языка и литературы. — Экономия времени, наглядность, доступность практически буквально любой информации и быстрота ее поиска — вот те радости, на которых базируются преимущества электронного обучения. Но опять-таки детям нужно объяснять: их любимый интернет не источник информации, это место ее сбора. И «Википедия» — это не истина в последней инстанции.

Большую проблему она видит в засилии разного рода технологий, в которых непросто разобраться. Это приходит только с опытом. Еще некоторое время назад педагоги были безумно увлечены обилием самых разных программ и наработок, чувствуя себя ребенком в кондитерской лавке. «Я сейчас, например, наоборот, пытаюсь вернуть детей обратно к книге, — отмечает она. — И, кстати, вообще это миф — несчастные дети, лишенные радостей чтения. Читают дети и любят это дело! Другое дело: дома в руки так и просится старый добрый потрепанный томик, а вот в дорогу здорово взять с собой маленькую коробочку с целой библиотекой внутри. В русском языке, конечно, как и в точных науках, без технологий уже не обойтись, но что касается души — будь добр почесать в затылке и высказать свое мнение хорошим литературным языком».

Профессор за учительским столом

На детей буквально идет цунами различной информации, и задача педагога — помочь ребенку выплыть, прихватив с собой самое нужное, отвлечь от того, что в определенном возрасте им не нужно, — этим, кстати, должны озаботиться и родители. Которых, по мнению многих педагогов, еще воспитывать и воспитывать. «Ведь как думают некоторые не слишком озабоченные и не совсем правильно понимающие свои обязанности папы и мамы: ага, сидит у компьютера, на улицу не ходит, с дурными компаниями не знается. А в итоге много неприятного и более чем опасного можно нарыть именно в интернете. Конечный смысл использования электронных технологий как раз в том, чтобы то, что зацепило тебя в сети, вытащило впоследствии в реальную жизнь», — считает Юлия Тютченко.

В республике недавно была создана республиканская Ассоциация электронного образования, однако четкой цепочки: «школа — профессиональное училище и колледж — вуз» по-прежнему нет. «Мы, конечно, участвуем в разных вузовских дистанционных мероприятиях, — рассказывает завуч, — в олимпиадах, конкурсах. Но этот процесс не систематизирован, все происходит по желанию самого школьника. Есть опасность того, что, выстраивая эту систему, мы превратим ее в мероприятия для галочки. Например, сейчас проводится огромное количество вебинаров (онлайн-семинар — авт.), многие из которых совершенно ничего не дают ни уму ни сердцу. В некоторых школах республики работает программа «Гимназический союз России». В школах — членах этого союза — установлено оборудование, позволяющее подключаться к вузам, проводить занятия профессорам. Не грех было бы сделать такую практику традиционной».

Считается, что главным критерием смарт-школы является качество обучения, как, впрочем, и любой школы. «Оценка, конечно, не всегда показатель уровня знаний, — говорит завуч. — Качество — это способность ребенка выстроить самостоятельно свою образовательную траекторию, ориентироваться в предмете, понимать, чего ему не хватает для того, чтобы, например, сдать экзамен. Качество — это, на мой взгляд, дооценочный показатель, это не набор знаний, а то, как ты этим набором в современных условиях пользуешься».

Попасть в двадцатку лучших лицею удалось благодаря презентации фильма об использовании информационных технологий. Например, о виртуальном опыте с химическими веществами, реальное использование которых при неосторожном обращении могло бы привести к печальным последствиям.

Лицей себя, конечно, показал, но и других посмотрел, решив, что неплохо было бы освоить технологию в 3D для постановки тех же опытов, заняться проектными работами по робототехнике для создания механических помощников, облегчающих рутинную домашнюю жизнь.
КОМПЕТЕНТНО

Евгений МИННИБАЕВ,
доктор исторических наук, профессор, ректор Академии ВЭГУ:
— В основе смарт-образования лежат четыре главных принципа. Ученик не должен быть привязан к группе, классу. Именно этого сейчас так не хватает в школе. Поэтому процесс обучения ориентирован на середнячков, тогда как таланты остаются за бортом — им попросту становится скучно. Второй принцип — индивидуализированность позволит каждому ребенку осваивать новую информацию в собственном комфортном режиме. Благодаря третьему электронные технологии позволяют получать образование без обязательного посещения учебного заведения, выезда в другое село, город. И, наконец, информатизация — процесс не просто обеспечения «железом», а создание системы обмена информацией для принятия быстрых решений.

Для успешного развития смарт-образования необходимо создать республиканскую базу фондов оценочных средств и реализовать на ее основе оценку знаний школьников. Результатами станет прозрачность аттестации, создание статистической информации об уровне подготовленности каждого ученика, создание условий для сдачи ЕГЭ, психологическая и техническая готовность всех учащихся и преподавателей к работе в информационно-коммуникационной среде. Немаловажно распространить имеющийся опыт и технологии электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на всех, кто нуждается в обучении на дому, на детей из отдаленных районов республики и малокомплектных школ, где не хватает квалифицированных учителей.
Читайте нас: