Первый конкурс на лучшую смарт-школу в Башкортостане состоялся в конце прошлого года. Из 70 школ, которые претендовали на звание инновационных, были выбраны 20 лучших, хотя можно уверенно сказать: технологии смарт-образования в той или иной степени используют практически все учебные заведения республики.
Одним из лучших стал лицей «Содружество». Это и неудивительно: раньше он славился как одно из сильнейших экономико-математических образовательных учреждений и продолжает держать марку.
Пирамида, нарисованная пальцами
— Собственно, понятие «смарт-образование» как таковое не совсем точно отражает суть процесса электронного обучения. «Смарт» переводится как «умный», «надежный», «сообразительный», а каким же еще должно быть образование? — вопрошает директор лицея Юлия Мустафина. — Для нас это работа в информационном пространстве, то есть применение новейших технологий во всех областях школьной жизни. А поскольку пятилетние малыши начинают у нас бойко щебетать по-английски, в этом пространстве отсутствует и языковой барьер. Так что ученики финского города Порвоо для нас как родные: с ними разрабатываем немало совместных проектов.
Думается, лицей вошел в двадцатку лучших благодаря разумной политике: не кидаться жадно на новинки техники, а сочетать их с проверенными временем методиками и наработками. Хотя инновации — дело обычное: это, конечно, интерактивные доски, электронные учебники, проекторы, электронные аналоги учебников. И как бы трепетно мы ни относились к ручной работе, куда больше впечатляет, если вместо кропотливо склеенных фигур, объем которых надобно сравнить, ученик подходит к доске и рисует эти фигурки пальцами. Налицо наглядность, да еще сотворенная буквально за пять минут самими школьниками. Кстати, те, кто грешит на нерасторопность издателей электронных учебников, глубоко неправы: не издатели не успевают их выпускать, а методисты — разрабатывать.
Однако как бы ни была школа напичкана новейшими планшетами и досками, первое, о чем заботятся в лицее, — все же здоровье детей, уточняет Юлия Мустафина, ведь чрезмерное увлечение компьютерами приводит к прискорбным результатам.
Среди них, кстати, и проблема общения: продвинутые молодые люди скорее напишут соседу по парте СМС, чем просто поговорят, констатирует она. Чтобы как-то вытащить их из соцсетей, преподаватели пускаются на различные хитрости: используют на уроке яркие, знаковые для своих подопечных картинки, подстраивают героям современных мультфильмов различные каверзы, чтобы поклонник мультяшного персонажа решил задачку, приводящую к хеппи-энду — это намного эффективнее, чем заставить их слушать теоретические выкладки.
На словах все действительно кажется «в шоколаде», но, как водится, у каждого нововведения немало противников, аргументированно высказывающих свои опасения. Один немецкий профессор утверждает, что электронное образование приведет к девальвации преподавательского состава. Педагоги будут нужны только для разработки курсов обучения, а преподавать в онлайн-режиме станут ассистенты. Понятно, кстати, что вместо пяти педагогов выгоднее держать одного, но взять на работу пять ассистентов.
— Однозначно этого не произойдет, — считает директор лицея. — Если оставить ребенка один на один с компьютером и, скажем, техником, его обслуживающим, развитие малыша просто резко рухнет: пострадает то, что делает живого человека творческой, многогранной личнос-тью, — речь, восприятие окружающего мира. Преподаватель комбинирует свою индивидуальность с электронными технологиями и доносит до ребенка суть материала доступным для ученика способом — а на что же педагогическое образование?
Интернет не источник информации, а место её сбора
— Основная характеристика смарт-школы все же доступность разного рода инноваций, — считает Юлия Тютченко, завуч, преподаватель русского языка и литературы. — Экономия времени, наглядность, доступность практически буквально любой информации и быстрота ее поиска — вот те радости, на которых базируются преимущества электронного обучения. Но опять-таки детям нужно объяснять: их любимый интернет не источник информации, это место ее сбора. И «Википедия» — это не истина в последней инстанции.
Большую проблему она видит в засилии разного рода технологий, в которых непросто разобраться. Это приходит только с опытом. Еще некоторое время назад педагоги были безумно увлечены обилием самых разных программ и наработок, чувствуя себя ребенком в кондитерской лавке. «Я сейчас, например, наоборот, пытаюсь вернуть детей обратно к книге, — отмечает она. — И, кстати, вообще это миф — несчастные дети, лишенные радостей чтения. Читают дети и любят это дело! Другое дело: дома в руки так и просится старый добрый потрепанный томик, а вот в дорогу здорово взять с собой маленькую коробочку с целой библиотекой внутри. В русском языке, конечно, как и в точных науках, без технологий уже не обойтись, но что касается души — будь добр почесать в затылке и высказать свое мнение хорошим литературным языком».
Профессор за учительским столом
На детей буквально идет цунами различной информации, и задача педагога — помочь ребенку выплыть, прихватив с собой самое нужное, отвлечь от того, что в определенном возрасте им не нужно, — этим, кстати, должны озаботиться и родители. Которых, по мнению многих педагогов, еще воспитывать и воспитывать. «Ведь как думают некоторые не слишком озабоченные и не совсем правильно понимающие свои обязанности папы и мамы: ага, сидит у компьютера, на улицу не ходит, с дурными компаниями не знается. А в итоге много неприятного и более чем опасного можно нарыть именно в интернете. Конечный смысл использования электронных технологий как раз в том, чтобы то, что зацепило тебя в сети, вытащило впоследствии в реальную жизнь», — считает Юлия Тютченко.
В республике недавно была создана республиканская Ассоциация электронного образования, однако четкой цепочки: «школа — профессиональное училище и колледж — вуз» по-прежнему нет. «Мы, конечно, участвуем в разных вузовских дистанционных мероприятиях, — рассказывает завуч, — в олимпиадах, конкурсах. Но этот процесс не систематизирован, все происходит по желанию самого школьника. Есть опасность того, что, выстраивая эту систему, мы превратим ее в мероприятия для галочки. Например, сейчас проводится огромное количество вебинаров (онлайн-семинар — авт.), многие из которых совершенно ничего не дают ни уму ни сердцу. В некоторых школах республики работает программа «Гимназический союз России». В школах — членах этого союза — установлено оборудование, позволяющее подключаться к вузам, проводить занятия профессорам. Не грех было бы сделать такую практику традиционной».
Считается, что главным критерием смарт-школы является качество обучения, как, впрочем, и любой школы. «Оценка, конечно, не всегда показатель уровня знаний, — говорит завуч. — Качество — это способность ребенка выстроить самостоятельно свою образовательную траекторию, ориентироваться в предмете, понимать, чего ему не хватает для того, чтобы, например, сдать экзамен. Качество — это, на мой взгляд, дооценочный показатель, это не набор знаний, а то, как ты этим набором в современных условиях пользуешься».
Попасть в двадцатку лучших лицею удалось благодаря презентации фильма об использовании информационных технологий. Например, о виртуальном опыте с химическими веществами, реальное использование которых при неосторожном обращении могло бы привести к печальным последствиям.
Лицей себя, конечно, показал, но и других посмотрел, решив, что неплохо было бы освоить технологию в 3D для постановки тех же опытов, заняться проектными работами по робототехнике для создания механических помощников, облегчающих рутинную домашнюю жизнь.
Евгений МИННИБАЕВ,
доктор исторических наук, профессор, ректор Академии ВЭГУ:
— В основе смарт-образования лежат четыре главных принципа. Ученик не должен быть привязан к группе, классу. Именно этого сейчас так не хватает в школе. Поэтому процесс обучения ориентирован на середнячков, тогда как таланты остаются за бортом — им попросту становится скучно. Второй принцип — индивидуализированность позволит каждому ребенку осваивать новую информацию в собственном комфортном режиме. Благодаря третьему электронные технологии позволяют получать образование без обязательного посещения учебного заведения, выезда в другое село, город. И, наконец, информатизация — процесс не просто обеспечения «железом», а создание системы обмена информацией для принятия быстрых решений.
Для успешного развития смарт-образования необходимо создать республиканскую базу фондов оценочных средств и реализовать на ее основе оценку знаний школьников. Результатами станет прозрачность аттестации, создание статистической информации об уровне подготовленности каждого ученика, создание условий для сдачи ЕГЭ, психологическая и техническая готовность всех учащихся и преподавателей к работе в информационно-коммуникационной среде. Немаловажно распространить имеющийся опыт и технологии электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на всех, кто нуждается в обучении на дому, на детей из отдаленных районов республики и малокомплектных школ, где не хватает квалифицированных учителей.