Все новости
Образование
11 Августа 2012, 17:46

Дотянуться до звёзд удалось башкирским школьникам, ставшим призёрами всероссийской олимпиады «Юный космонавт»

Рафаэль Байгузин и Марат Хазиев — воспитанники станции юных техников из села Наумовка Стерлитамакского района о том, что поедут представлять республику во всероссийской научно-технической олимпиаде «Юный космонавт», узнали неожиданно. Олимпиада проходила в конце июня в рамках всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи в Москве. Космонавтикой наши ребята не увлекались, правда, в багаже у обоих — весомые успехи в технических дисциплинах, а у Марата — призовые места на республиканских олимпиадах по физике.

Рафаэль Байгузин и Марат Хазиев со своим наставником Ф. Ш. Минибаевым привезли с олимпиады по космонавтике солидные трофеи.
Рафаэль Байгузин и Марат Хазиев со своим наставником Ф. Ш. Минибаевым привезли с олимпиады по космонавтике солидные трофеи.
По условиям конкурса, команда региона должна состоять их четырех человек, однако из-за организационных нестыковок оказалось, что поехать можно лишь двоим. Сразу сообщим, что по результатам олимпиады, организованной федеральным центром технического творчества учащихся, Марат Хазиев завоевал второе место и был награжден серебряной медалью, а в командном первенстве наши ребята заняли третье место и получили кубок призера. И это среди тридцати команд из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и прочие мегаполисы.

— Конкурс проходил в виде олимпиадных заданий по билетам. Каждый участник должен был выполнить семь теоретических заданий и решить пять задач. Мы вроде бы справились, — скромничают ребята.

— А были бы в полном составе, могли бы и первое место взять, — мечтают ребята.

Такой успех может показаться невероятным, если бы он не был… закономерным. Дело в том, что в системе школьных олимпиад работают те же законы, что и в большом спорте — очень многое зависит от тренера. Ребятам повезло с наставником — они занимаются в кружке у настоящего подвижника своего дела Фарата Минибаева. Заслуженный учитель РБ и РФ, отличник народного образования РФ — таков неполный перечень званий Фарата Шагимардановича, который всю жизнь преподавал физику, а выйдя на пенсию, стал педагогом станции юных техников Стерлитамакского района.

Любой, кто побывает в кабинете физики Наумовской школы, удивится обилию грамот, дипломов и кубков, завоеванных воспитанниками талантливого педагога. Здесь медали ВДНХ и Всесоюзного выставочного центра, награды за победы во всесоюзных и всероссийских конкурсах изобретателей и рационализаторов. Сельский учитель за четыре десятилетия труда подготовил целую плеяду молодых ученых. Их изобретения не раз признавались лучшими в стране.

Напомним, что одна из талантливых воспитанниц педагога — Гульназ Хазиева — несколько лет назад была признана лучшим юным физиком страны. Такой высокой оценки были удостоены ее изобретения: прибор для определения жирности молока в домашних условиях, а также практичный и недорогой автомат для аварийного электропитания.

Что касается Марата и Рафаэля, то они на VII Республиканской научно-технической конференции учащихся детского технического творчества «Лаборатория XXI века» тоже предложили свои разработки. Рафаэль представил вниманию жюри автомат для хранения овощей, который создает определенный микроклимат в плодоовощехранилищах, позволяя сохранить все полезные вещества. Работа Марата — автомат для защиты электродвигателей от чрезмерного понижения напряжения. Их товарищ Тимур Насыров представил акселерометр для изучения законов Ньютона на уроках физики. Российский журнал «Дети. Техника. Творчество» в недавней статье обобщил опыт работы станции юных техников Стерлитамакского района для использования по всей стране.

Дети необычайно талантливы. Об этом Фарат Шагимарданович может говорить бесконечно. Он убежден в необходимости наличия у учителя главного качества — доброты.

— Оценками, особенно «двойкой», мы просто убиваем ученика. Как хорошо, что здесь, в учреждениях внешкольного образования, нет оценок! Вы бы видели, как счастливы ребята, когда все у них получается, а если нет — снова берутся за дело.

Вероятно, для детей действительно более важны не «пятерки» в дневнике, а внимание и забота педагога, который готов всегда прийти на помощь, но при этом дает ученику возможность раскрыть свой талант. И тогда они могут взять высокий старт и даже дотянуться до звезд.
Читайте нас: