Уфимская писательница Асия Арсланова написала подростковое фэнтези в антураже башкирской деревни XIX века. О нем, своих источниках вдохновения и творческих планах она рассказала гостям Международной книжной ярмарки «Китап-байрам».
Асия родом из города Октябрьского. Окончила филологический факультет Башкирского госуниверситета (сегодня Уфимский университет науки и технологий), работает в Уфе в сфере PR.
С детства ее не оставляла мечта писать книги, и девушка постепенно шла к этому, обучаясь на писательских курсах. Побывала в мастерской в Доме творчества «Переделкино» — знаменитый городок писателей сегодня обновился и проводит встречи для писателей и представителей других творческих профессий.
Начинала Асия с рассказов, но постепенно пришла к большой прозе. Ее роман «Аул» вышел в финал известного литературного конкурса «Книгуру», после чего на него обратило внимание издательство «Волчок». Книга увидела свет в 2024 году и собрала немало восторженных отзывов читателей.
— Создавая произведение в жанре фэнтези, я специально ориентировалась на подростковую аудиторию, — рассказала Асия Арсланова. — Конкурс «Книгуру» примечателен тем, что в жюри входят дети и подростки от 10 до 17 лет. Они мою книгу высоко оценили. А кроме того, конкурс давал возможность общаться с другими авторами, обеспечивал обратную связь, поддержку. Так, на встрече в Москве ко мне подошел известный писатель Шамиль Идиятуллин и сказал, что мне надо продолжать писать. Это для меня было очень важно. Можно сказать, конкурс стал моей «феей-крестной».
С издательством, признается Асия, ей тоже очень повезло. Редакторы очень трепетно отнеслись к башкирскому материалу. Для иллюстрирования книги выбрали художницу из Санкт-Петербурга Анастасию Николаеву. Сама филолог по первому образованию, она внимательно отнеслась к тексту. Асия отправляла ей фотографии из этнографических изданий, чтобы дать представление о национальных костюмах башкир, рассказывала, что у одних мифологических существ есть устоявшийся образ, над изображением других можно поэкспериментировать.
В итоге у художника получилось создать живые образы персонажей книги. А ее работу высоко оценили на международном конкурсе книжной иллюстрации «Образ книги».
— Когда мне было 11 лет, я нашла на чердаке у бабушки роман Зайнаб Биишевой «Униженные» и прочитала, не отрываясь, — рассказала Асия. — Потом перечитывала его много раз. До этого интересовалась российскими, британскими и скандинавскими авторами. Но оказалось, что действие в произведениях может происходить на соседней улице, героев могут звать Байрас и Гульгенеш, а не Рони и Расмус, и это тоже будет очень интересно.
Писательница заметила: у сегодняшних читателей — большой интерес к региональной прозе. Автор, живущий, например, в Башкирии, хорошо знает детали, присущие культуре и быту своего народа, и потому опишет их лучше, чем кто-либо другой.
— У меня нет комплекса провинциалки, и я не считаю, что региональный материал неинтересен, — подчеркнула Асия Арсланова. — Наоборот, мы сидим на горе золота, и этим надо пользоваться.
«Аул» — это история о том, как Сашка, мальчик из русской деревни, попадает в башкирскую, граничащую с древним лесом-урманом. Лес полон мистических существ: шурале, уряков, артаков. В ауле погибают семь девушек, и Сашке предстоит разгадать тайну их смерти и спасти оставшихся в живых, сняв древнее проклятье.
Сюжетная канва, сплетенная из мистики, хоррора и детектива, скрывает за собой, как за полупрозрачным занавесом, детальное описание быта аульских башкир конца XIX века и женские судьбы в контексте эпохи. А они непростые. Зайнаб из семьи муллы стремится к знаниям, но получить образование ей, девушке, не так просто, как ее брату. Шауру, одаренную физической силой, сторонится противоположный пол. Хадия — наполовину человек, наполовину лесной дух — чувствует себя одинокой.
— Для меня важнее всего было рассказать именно о судьбах башкирских девочек, поэтому «Аул» можно прочитывать еще и как историчес-кий роман, — отметила Асия Арсланова. — Кстати, некоторые мои читатели, как правило, мужчины, ставили мне в вину, что у меня их слишком много. Но я как раз и хотела дать слово женщинам. В конце концов, я живее и естественнее опишу именно женскую судьбу.
Чтобы придать историческую достоверность повествованию, Асия Арсланова в течение нескольких лет изучала этнографическую литературу. Некоторые художественные детали — отсылка к текстам башкирских авторов: Мустая Карима, Хадии Давлетшиной, Зайнаб Биишевой. Черпала вдохновение в постановках Башкирского драматического театра, а также в книгах Джейн Остин, Алексея Иванова, Гузель Яхиной и Марины Степновой.
Кстати, некоторые источники, которыми пользовалась писательница, указаны в конце книги. Как и перевод для русскоязычного читателя некоторых башкирских и устаревших слов.
Впрочем, повествование построено так, что их значение в основном можно понять из контекста. А сам сюжет-«капкан» заманивает неискушенного читателя образом русского Сашки, который становится своего рода проводником по башкирскому аулу.
— Читатели отзываются о моей книге по-разному: кому-то было интересно, кому-то сложновато из-за непонятных слов. Особенно запомнился отзыв девушки, работающей в Некрасовской библиотеке в Москве. Она рассказала, что в библиотеках страны «Аул» есть, и это здорово! — заметила Асия Арсланова. — Кстати, вопреки тому, что изначально книга писалась для подростковой аудитории, среди ее читателей больше взрослых.
Сейчас писательница собирает материал сразу для двух книг. События в них будут также происходить в Башкирии — в XX и XXI веке. Книга о прошлом столетии будет написана в реалистическом ключе, а о нашем — в фольклорном. Планируется, что в последнюю войдут и элементы культуры других народов Поволжья.
— Чем для меня хороша книжная ярмарка «Китап-байрам», так это тем, что сюда приезжают издательства из Чувашии, Марий Эл, Оренбургской области и можно приобрести книги, которые так просто не найдешь. Они очень помогают мне в работе над новым романом, — отметила Асия Арсланова.
А еще писательница мечтает, что когда-нибудь на ее «Аул» обратят внимания режиссеры любимого ею Башдрамтеатра и поставят на сцене.
Мария СНЫТКИНА