Все новости
Культура
16 Октября 2017, 22:49

Соло для меццо-сопрано

Галина Халдеева сама писала свою биографию

На юбилейном концерте Галина Халдеева все так же хороша! Годы летят мимо, не задевая ее.
На юбилейном концерте Галина Халдеева все так же хороша! Годы летят мимо, не задевая ее.
Уникальный концерт прошел в Башкирской филармонии — любители вокальной музыки провели замечательный вечер в «кругу семьи»: звездой была, конечно, именинница, народная артистка Башкортостана Галина Халдеева, которую и морально, и музыкально поддерживали муж — заслуженный деятель искусств РБ, профессор Рустам Губайдуллин и не менее одаренный сын — лауреат международных конкурсов Марат Губайдуллин.
Девушка с характером

Выпускница Московской консерватории Галина Халдеева переступила порог Башкирского оперного театра в благословенное время, когда дирижер и артисты были в ряду первых лиц и служили верой и правдой ее величеству Музыке. Она вышла на сцену, завсегдатаи оперного театра враз, не сговариваясь, признали: хороша, словно сошла с обложки журнала. Голос — меццо-сопрано. Сильное, красивое, большого диапазона. То была любовь с первого взгляда. Девушка из Беларуси, семь лет прожившая в Москве, слава богу, не превратилась в столичную штучку, зараженную снобизмом. Она была открыта, общительна.

Халдеева не участвовала в интригах, которые случаются в театре, сторонилась досужих, праздных разговоров. Ей было тесно в его стенах. В репертуаре не было многих опер с замечательными партиями для меццо-сопрано.

Но Галя была девушкой с характером. Было бы странным, если бы она при своей несомненной одаренности смирилась с простоями, невостребованностью. С завидным упорством и настойчивостью она осваивала музыку разных эпох и направлений, начиная с И. С. Баха и заканчивая В. Гаврилиным.

Не всякий певец отважится дать сольный концерт, когда ты один, без партнеров, декорации, оркестра должен овладеть вниманием слушателей. Солистка оперы Галина Халдеева сегодня могла выступить с концертом из произведений эпохи барокко, а завтра исполнить старинные русские романсы. Ее деятельная натура исключала спокойную, размеренную жизнь. Она участвовала в фестивале музыки композиторов Поволжья и Урала, гастролировала по городам России, в Венгрии, Германии, Польше.

Халдеевой не давала покоя неистребимая тяга к совершенствованию. Она никогда не изменяла родному театру, но уфимцы часто теряли ее из виду и вынуждены были гадать, на каком континенте она приземлилась. Осведомленные поклонники говорили о том, что Халдеева стажируется в Большом театре, в ее наставниках — прославленный бас А. Ведерников, сообщали, что Халдеева с успехом выступила в Бетховенском зале Московской консерватории.

Девяностые, тревожные, для многих неблагоприятные годы круто изменили жизнь Галины Викторовны. В почетном статусе приглашенной солистки она приняла участие в нескольких спектаклях Мариинского театра. Там она спела Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Кончаковну в «Князе Игоре» А. Бородина, Любашу в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова и Элен Безухову в опере С. Прокофьева «Война и мир».

Водитель для Галины

...И неожиданно исчезла. Никакие пинкертоны не смогли бы отыскать Халдееву на просторах великой России. Выяснилось, однако, что ее пригласили на работу в страну древнейшей цивилизации, в консерваторию Дамаска. Иностранные специалисты не утруждали себя в Дамаске бытовыми заботами, им предоставлялась бесплатная квартира, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатные лекарства и …личный шофер.

Это в то время, когда в России многие выдающиеся артисты еле-еле сводили концы с концами, умирали в нищете. Десять лет проработала Галина Викторовна в Дамаске, оставив о себе добрую память. И махнула в соседний Ливан, стала вести занятия по вокалу в частном университете в Бейруте. Расположилась в христианском квартале. Скучала по русскому языку. Здесь так же, как и в Дамаске, со студентами общалась на английском, но когда переходила к вокалу, в свои права вступал язык Верди.

Жизнь на перекладных

В 2006-м решила выступить на VI Международном конкурсе-фестивале «Музыка без границ», который проходил в литовском городе Друскининкае. Идея, скажем прямо, вызывающая, авантюрная. Возраст участников не ограничивался: от 26 лет хоть до 100.
Бейрут она оставляла в спешке, под «аккомпанемент» разрывов израильских бомб. Слава богу, все обошлось.

На конкурсе народная артистка Башкортостана Галина Халдеева во всеоружии своего опыта и мастерства выступила блестяще. И голос не подвел, не потускнел, звучал, как у выпускницы консерватории. Казалось, годы не властны над ней.

В международном соревновании она безоговорочно заняла первое место. Аккомпанировал ей выпускник Московской консерватории, доцент Уфимского института искусств Рустам Губайдуллин, по совместительству муж триумфатора, ее крепкий и надежный тыл. Союз певицы и пианиста, глубокого, разностороннего музыканта, оказался на редкость прочным. Ему была уготована жизнь на перекладных: Москва — Уфа — Дамаск — Уфа. Галина и Рустам сполна испытали и горечь разлук, и радость встреч — в итоге выдержали испытание временем.

На фестивале «Музыка без границ» и Рустам Губайдуллин выступил с сольной программой: в жесточайшей, бескомпромиссной борьбе занял почетное второе место.

Под стать своим родителям Марат Губайдуллин — композитор и пианист, лауреат международных конкурсов и государственной премии Сирии «За вклад в развитие академического искусства». Марат преподает в училище и академии искусств, выступает с сольными концертами в городах России и за рубежом.

Все, кто знает Галину Викторовну, не устают удивляться ее неугомонной натуре, которая не позволяет ей жить, положившись на случай. Она сама писала свою биографию, постоянно возвращаясь с затянувшихся на долгие годы гастролей в город, где почувствовала себя певицей.

Кажется, ныне семья Халдеевой-Губайдуллиных собралась под одной крышей...
Читайте нас: