Все новости
Культура
30 Декабря 2024, 20:15

Басы Башкирии покорили мир

Пароль к высокому искусству оперного вокала братья Аскар и Ильдар получили от отца

из семейного архива Амир Абдразаков с сыновьями Ильдаром (слева) и Аскаром.
Амир Абдразаков с сыновьями Ильдаром (слева) и Аскаром.Фото:из семейного архива

Уходящий год в кинематографической отрасли республики проходил под знаком 90-летия основателя киностудии «Башкортостан», заслуженного работника культуры БАССР Амира Абдразакова. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — сказал более ста лет назад Владимир Ленин, основатель самого социального государства на планете. В странах, где трезво оценивают высокий потенциал культуры как мягкой силы прогресса, в кинематограф продолжают вкладывать огромные средства.

Кстати, в ноябре в кинотеатре «Родина» состоялась премьера двух короткометражных документальных фильмов о двух жителях глубинной горной Башкирии, в которых авторы поставили вопрос: почему люди обрекают себя на полное одиночество? Ответа, к сожалению, зрители не увидели и не услышали. Хотя фильмы смотрелись на одном дыхании.

В год 90-летия основателя государственной студии в разных кинотеатрах демонстрировались его авторские фильмы, которые, как показывает время, не стареют.

Много делают в честь памяти Амира Габдульмановича его сыновья Аскар и Ильдар, ставшие мировыми звездами оперного искусства.

— Сейчас настоящие басы редкость, — говорит народная артистка РФ, худрук академии молодых певцов Мариинского театра Лариса Гергиева. — Если нет басов, для театра это трагедия. Басы всегда на особом положении.

Будем считать, что Амир Габдульманович вместе с супругой Таскирой Нагимзяновной спасли театры мира, вырастив и воспитав двух знаменитых басов.

Феноменальный взлет над всеми континентами двух басов из Башкирии произошел почти два десятилетия назад. У братьев Аскара и Ильдара Абдразаковых на редкость все сошлось в каждом из них: и вокальные данные, и неотразимая внешность, что сегодня, по признанию специалистов, в академическом искусстве востребовано, и чудо обаяния, исхо-­ дящее у обоих певцов изнутри, от родовых корней, похоже.

«Захват» нашими басами международного культурного пространства — факт, безу­словно, исторический, поэтому невольно захотелось полистать историографию самых репутационных событий для нашего региона, попробовать сравнить их. По моему субъективному мнению, таких три. Без труда вспоминается 1814 год, когда в первой Отечественной войне были побеждены французские агрессоры и в Европе заговорили о «летучих всадниках» — башкирцах, вошедших в составе армии России в Париж. Спустя 118 лет завистливый капиталистический мир по обе стороны Атлантического океана на несколько лет оказался под нокдауном от мощнейшего нефтяного фонтана у деревни Ишимбаево. Даже миллиардер Джон Рокфеллер тут же проявил огромный интерес к нашему месторождению в надежде на сотрудничество, в смысле поставок своего оборудования. И вот после двух резонансных событий — в сферах военной и экономической — республика в начале XXI века в буквальном смысле выходит на сцену лучших оперных театров мира: Ла Скала, Метрополитен-опера, Венского, Баварского, а проще сказать — и других.

Аскар и Ильдар за эти годы дали сотни интервью в разных точках планеты, и в каждом они повторяли, будто мантру, что самое ценное для них — дом, семья, родители. О самом ценном и будет наш рассказ — о гениальной музыкальной династии.

Отец: идеи рождаются в каждодневной работе

Ведущая телепередачи «Энигма» Ирина Никитина, встретившись с Ильдаром Абдразаковым в 2018 году, в самом начале интервью спросила о его «корневой системе» в несколько провокационной форме: «Ваш род идет от Чингисхана и Тамерлана?» На что певец с неизменной теплой улыбкой оттолкнулся от оперной темы: «Совсем недавно открылось, что Аттила и его род идут с Урала, с территории современной Башкирии». Лучший бас мира не скрывает, что ария «Аттилы» из оперы Джузеппе Верди одна из его любимейших, что, когда поет, чувствует, как в нем просыпаются гены степных кочевников. При этом Ильдар непроизвольно раздвигает как для объятия руки, демонстрируя мощную грудную клетку, входя вновь в образ вождя гуннов. Совсем не случайно он в конце гастролей по городам Урала и Сибири нынешней осенью, после концерта в Оренбурге, несмотря на непогоду, приехал с сольным концертом на родину отца, в село Александровку, а затем проехал в соседнюю, почти умирающую деревушку Каипкулово, где родился и рос до школы Амир Габдульманович Абдразаков. Приехал, чтобы надышаться воздухом Большой степи, малой родины. Ильдар признается: в плотном графике зарубежных гастролей всегда старается найти окно хотя бы в один-два дня, чтобы прилететь в Башкирию, в Уфу, напитаться новыми планами, поставить более высокие цели. Родная земля вдохновляет и молодит.

Каипкул — древнее башкирское поселение в степях Оренбуржья. Здесь, рассказывают, в Крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева жители собрали подкрепление для Салавата Юлаева. В очерке известного журналиста Аллы Докучаевой «Как вырастают крылья» о старшем Абдразакове рассказывается о том, как дед оперных певцов Габдульман ходил в отличниках у местного учителя. Кстати, любопытная деталь: дед хорошо пел голосом тенора, его сын Амир — баритоном, а внуков природа наделила басами. Вот фрагмент из очерка: «Амиру тоже везло на преподавателей. Всегда помнил первую школьную учительницу Макараму Сакаеву. Родители, бывало, спросят малыша, кого, мол, больше любишь — маму или папу, а он, хитрец, пальчиком в ее сторону показывает — учительницу, вот кого». Амир Габдульманович стал первым учителем в области музыкального искусства для сыновей, хотя и был в нотной грамоте и вокале самоучкой. Уже когда дети выросли, постарался определить их к профессору Уфимского института искусств Миляуше Галеевне Муртазиной, у которой, по мнению знатоков певческого мира, все ученики поднялись на высшую ступень в своем возможном росте. И Аскар, и Ильдар боготворят учителя по сей день и не упускают случая дать в ее честь концерт.

У Амира был старший брат Сулейман, который умел играть на мандолине, но инструмент не особо давал младшему. Стоило Сулейману уйти на работу (в годы войны подростки рано начинали трудиться), как Амир с мандолиной убегал к реке и до изнеможения осваивал струны. Скоро заиграл. Девчата стали приглашать на гулянья — тоже стимул. Как-то прослышал, что в соседнюю деревню вернулся демобилизованный старый солдат, который привез из Германии трофей — скрипку — для своего сына. Но мальчик, наевшись с голоду сырых мерзлых колосков, заболел и умер. Отец в великом горе. Амир отправился в деревню посмотреть на скрипку. Подержал в руках и влюбился в ее формы и, конечно, в звук. Через несколько дней снова вернулся к старику, прихватив с собой деньги, которые давали родители на обед. Сделал несколько попыток подобрать мелодию, вроде стало получаться. Старик слушал, закрыв глаза. Видимо, вспоминал сына. Продавать скрипку отказался наотрез. Амир окончил десять классов, стал заведующим избой-читальней, в клубе ставил отрывки из пьес писателей. Получив зарплату сразу за три месяца, пошел снова к старику, поиграл ему несколько мелодий, снова попросил продать. В ответ одно — нет. Когда уже уходил, сказав спасибо, старик вернул юношу и положил ему на руки скрипку: «Это подарок, береги его». Парень играл старику до глубокой ночи. Через неделю старый солдат умер. Амир выступал со скрипкой на всех концертах художест­венной самодеятельности, его награждали то новыми брюками, то рубашкой, то отрезом ткани для платья матери. Инструмент по сей день хранится в доме Абдразаковых.

История со скрипкой очень показательна для этой музыкальной семьи: любовь к высокому и чистому искусству, целеустремленность, умение доро- жить наставниками, ценить труд педагогов, расти на их советах и пожеланиях — все эти качества передаются у них из поколения в поколение.

Сулейман после ФЗО стал работать на нефтеперерабатывающем заводе и позвал братишку в нефтяной техникум. Уговорил. Тот подал туда документы, но в последний момент забрал, поехал в Уфу поступать в башкирскую студию ГИТИСа, куда шел набор. Взяли, но с вопросами к его здоровью, добрые люди, похоже, увидели в нем дарование. Проходил лечение уже в Москве, у доктора из Большого театра. В 1959-м дипломированный актер поступил в Башкирский драмтеатр. Ему доверяли серьезные роли. Но мечта о кино, поселившаяся в нем в детстве, не давала покоя. Он заразился ею, когда в деревне помогал киномеханику крутить кинопроектор, десятки раз пересматривал «Детство Максима», «Юность Максима» с песней про шар голубой, «Кубанские казаки». В 1962-м главный режиссер Башкирского телевидения Наиль Тибеев пригласил на работу. Снимал вначале концертные номера, дело дошло до документальных фильмов про колхозы. Его первым фильмом стали «Песни моего народа». Любимые в народе «Ашкадар», «Бииш», «Зульхиза» не только поются, но и предстают перед зрителями живыми картинами из прошлого благодаря игре известных артистов. В таком жанре была решена одновременно и пропагандистская задача — шедевры башкирского фольклора легко воспринимались и зрителями, не знающими башкирского языка. Вскоре дошла очередь до музыкального фильма «Свадьба» по собственному сценарию. В нем Амир Габдульманович «злоупотребил служебным положением» — сам сыграл в эпизоде, жену Таскиру Нагимзяновну с маленьким Аскаром тоже включил в какой-то фрагмент. «Свадьба» и затем следующий, тоже музыкальный, фильм «Едет невеста» получились на славу и очень красочными: о башкирских обрядах, традициях, костюмах. Затем он снимает великолепный фильм «Крылья души» о прославленном ансамбле народного танца Файзи Гаскарова, далее следуют киноленты о композиторе Загире Исмагилове, поэте Риме Хасанове, певце Радике Гарееве. Работая в комитете по телевидению и радиовещанию, снял более 50 фильмов.

И вот Амир Габдульманович начал работу над художественными фильмами. Первым стала лента «Надежда», в которой он снял в главной роли своего учителя и прекрасного актера Рифката Файзи. Потом пошли многосерийные «Золото собирается по крупицам» по роману Я. Хамматова и «Кинзя» по роману Г. Ибрагимова. Сценарии обоих написаны в соавторстве с журналистом Ф. Биишевым.

В 1990 году Амир Габдульманович организует киностудию «Башкортостан» и становится ее директором. Более полугода коллектив не получает зарплату. Такие были времена. С 1991-го работает там же режиссером, с 1994-го преподает в Уфимском училище искусств. В 2009-м за создание документального фильма «Непокоренный дух» удостоился Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева. Любое начинание или, как говорят сейчас, проект, заканчивалось успехом.

Один из его товарищей в сфере культуры сказал довольно метко: есть грань между талантливым человеком и гениальным, Абдразаков-отец ее пересек. Сыновья, говоря метафорой, тоже его проект. Они на этом тоже настаивают — отец разглядел их одаренность, наставил на верный путь и по жизни оберегал.

Их мама всегда поддерживала в доме атмосферу гостеприимства, душевности, теплоты родного очага. Таскира Нагимзяновна окончила художественное училище, некоторое время трудилась в производственно-художественном объединении «Агидель». Прекрасно пела, у нее от природы приятный грудной голос. Дома не забывала о базовой профессии, держала множество разных красок, сыновья вспоминают сегодня, как в детстве, играя, обмазывали ими друг друга. «Так что жизнь у нас была вполне красочной», — шутит по этому поводу Ильдар.

Аскар: петь надо в любом состоянии, болеть — это некультурно

Наконец моя репортерская охота за Аскаром Амировичем, постоянно летающим из Уфы в Москву и Питер, из одной страны в другую, увенчалась успехом: в один из октябрьских дней он назначил встречу в своем кабинете худрука Башкирского театра оперы и балета. Кабинет немаленький, но, казалось, басу Абдразакова он был явно тесным. Говорили о родителях, о том, как передается певческий дар детям.

— Профессиональное пение — сродни физической работе. Талант — это 95 процентов работы, и только пять приходится на состояние души и сердца, — убежден мой собеседник. — Так меня наставляли родители. Учили труду с детства. В Уфе на улице Проломной стоял бабушкин дом с небольшим садом, с пяти лет я поливал там грядки с помидорами, огурцами. Жили, можно сказать, в огороде, готовили обеды из выращенного своими руками, зимой снег убирал. Не работать — совесть не позволяла. Во мне это правило сидит, кстати, по сей день. Это принцип нашего папы. Когда он создал в 1990 году киностудию «Башкортостан», о чем мечтал и грезил, то почти год трудился без зарплаты. Без выходных. Рождал одну за другой идеи и, несмотря ни на что, осуществлял их. Жили на мамину зарплату, ну и я старался подрабатывать: обслуживал музыкаль- ную технику в школе для одаренных детей, на новогодние праздники переодевался в Деда Мороза.

Успевал играть в хоккей и футбол, причем за серьезные команды, как, например, сборная завода коммутационной аппаратуры имени Кирова.

Папа часто брал нас с Ильдаром на съемки своих фильмов, мы играли в эпизодах, просто помогали ему что-нибудь подносить. Словом, как рабочие. Помню поездку в Белорецкий район для съемок ленты «Башкирский мед». Отец где-то раздобыл двух маленьких медвежат, чтобы они перед камерой ломали ульи — полный эффект реальной картины медвежьего промысла. Везли мы их в стареньком «уазике». Нас, конечно, сильно покусали пчелы, но картина получилась великолепной. Особое удовлетворение испытывал, когда в старших классах школы солировал в хоре учителей и думал про себя, что наконец-то смогу оторваться! — смеется раскатистым басом. — После этого легко находил с учителями общий язык. Музыкальное училище не оканчивал, зато догнал программу за первые два курса института — благодаря Миляуше Галеевне Муртазиной. Кстати, родители, стараясь исправить свой просчет со мной, отдали Ильдара в музыкальную школу.

Я учился у отца, Ильдар кое-чему у меня.

Братья, несмотря на разницу в басовых звучаниях (это способен заметить лишь профессионал) и манеру держаться на сцене, удивительным образом похожи друг на друга: два высоких богатыря, красавцы, с неизменными ослепительными улыбками. Их часто путают: то под фотографиями напишут не то имя, то в ходе концерта не того объявят. Они и привыкли к этому, и одновременно устали — ну что тут поделаешь. Хотя и не двойники вовсе. Аскар вырвался, а точнее, ворвался на международную сцену стремительно и ослепительно успешно. Он стал первым в мире басом, который взял в Афинах Гран-при на конкурсе в честь величайшей оперной певицы Марии Каллас, прежде такой награды удостаивались только женщины. Аскар был выбран единственным певцом для выступления в библиотеке Конгресса США на концерте в честь 90-летия ее директора Джеймса Биллингтона, известного ученого и писателя, посвятившего немало трудов России. Посол РФ решил воспользоваться случаем и пригласил в свой офис послов других стран на сольный концерт Аскара. Произошло неожиданное: прибыли все приглашенные — такого «единства» еще не случалось. Приехали на голос из Башкирии. Мест не хватило.

Аскар семь летних сезонов подряд выступал на знаменитой сцене Арена-де-Верона в Вероне, которая имеет богатую историю, связанную не только с вокалом, — в глубокой древности здесь проходили гладиаторские бои. Кстати, потом там же начал выступать Ильдар. Аскар осчастливил почитателей Метрополитен-опера выступлениями в двух операх: «Князь Игорь» и «Руслан и Людмила», многократно пел в Ла Скала. Поработал с известным дирижером Клаудио Аббадо, приняв участие в операх «Макбет» и «Симон Бокканегра» Верди, и режиссером Франко Дзеффирелли во Флоренции, выступив в его постановке «Кармен».

Первым режиссерским дебютом Аскара стала опера «Дон Кихот», которая с большим успехом прошла в Башкирском театре опера и балета, затем — с аншлагом в Большом театре. Во второй раз как режиссер в порядке эксперимента ввел в оперу «Садко» балетные акты, а затем спектакль возили уже по традиции в Большой. Интересный момент. Почему он взялся за «Дон Кихота»? Идея сама по себе выросла из шутливой семейной игры, в которой певец обращался к супруге, называя ее «моя Дульцинея».

С приходом Аскара Амировича на должность художест­венного руководителя Башкирский театр уверенно вошел в пятерку лидирующих театров России. Пополнился репертуар. Ежегодно наши спектакли «экспортируются» в Белокаменную.

— В прошлом году создали при театре Академию вокала для начинающих певцов, получивших дипломы, но не имеющих профессиональной обкатки, — им не хватает, образно говоря, полшага для выхода на сцену, — рассказывает Аскар Амирович. — Мы помогаем снять эту робость. Первый выпуск состоялся успешно. Нынче в октябре открыли занятия в академии, уже получив за этот проект федеральный грант. Набрали певцов из многих городов России, точнее, они, прослышав об успехе первого выпуска, приехали сами в Уфу. Будем проводить уроки, мастер-классы для них. Почти все талантливые.

— А вам кто помог сделать эти самые полшага? Наверное, отец? — продолжаю тему отца и сыновей.

— Конечно, и папа тоже, — соглашается старший бас и вспоминает: — Когда известный певец Радик Гареев, выпускник Уфимского института искусств, уже работал директором нашего театра оперы и балета, я только учился на втором, по-моему, курсе там же, и он, послушав мое пение, направил в класс, где сам учился, — к заслуженному деятелю искусств России и Башкортостана профессору Миляуше Галеевне Муртазиной. Почти все ее ученики стали известными вокалистами. Я вначале пел в театре всего лишь по две-три строчки. Потом уже стали допускать до арий. Меня профессионально хорошо выучили. Это заслуга в первую очередь Миляуши Галеевны. Она говорила так: «Петь надо в любом состоянии. Болеть — это некультурно».

Не случайно Аскар стал затем любимым учеником у прославленной Ирины Архиповой, которая была не менее требовательна и приходила в восторг от голоса старшего брата Абдразаковых, называя его «потрясающим и бархатным».

Аскар Абдразаков при всей своей загруженности — он художественный руководитель Башкирского государственного академического театра оперы и балета, постоянный участник почти всех концертов в Кремлевском дворце и программах Первого канала телевидения, советник по культуре и искусству главы РБ — полон творческих планов. Этому правилу учил отец. Звезда мировой и российской оперы нынче 12 июля отметил 55-летие. Две пятерки! У него три дочери, все с певческими голосами. Кавалер ордена Салавата Юлаева, заслуженный артист РФ, народный артист Башкортостана, лауреат международных и российских конкурсов и Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены». В этом году его наградили орденом Дружбы народов, а на днях президент России вручил благодарность «За подготовку и проведение общественно значимых мероприятий».

Ильдар: родная земля вдохновляет и молодит

В 2012 году Ильдар получил Международную оперную премию в номинации «Лучший бас мира» за главную партию в опере «Аттила» Верди. О том, что это его любимый образ, говорилось выше. Главную партию в этом произведении Ильдар исполнял в Нью-Йорке, Петербурге, Риме, Астане, Барселоне, Монте-Карло, Милане. «Аттила» стала режиссерским дебютом Ильдара Амировича, который состоялся весной в 2019 году в Башкирском театре оперы и балета в честь 85-летия отца Амира Габдульмановича.

В одном из интервью композитор Александр Чайковский сделал такое признание: «Ильдар фантастически музыкален. Работать с ним легко и приятно. Он хорошо слышит не одну свою строчку, а всю фразу, всю партитуру. Так слышал музыку, например, Шаляпин». Лет десять назад известная в Башкирии тележурналистка Альда Валеева спросила братьев: «У вас у обоих богатейшие репертуары, но у каждого свой, несмотря на то, что вы оба басы. Почему?» Старший ответил так: «Ну голоса-то у нас все равно разные. Отсюда и наши композиторские пристрастия. Я больше пою Верди, он больше — Россини, и тембр его голоса несколько выше моего». Младший, улыбаясь, дополнил: «Поэтому есть партии, которые Аскар поет, а я нет. К примеру, Борис Годунов в опере Мусоргского, Досифей в его же «Хованщине», король Филипп — Инквизитор в опере «Дон Карлос» Верди. Я восхищен исполнением Аскаром этих партий!» Пожалуй, для старшего эта была самая дорогая из всех слышанных оценок.

После этого интервью прошло много лет, сегодня по репертуарной «арифметике» братья сравнялись, но каждый сохранил свой стиль и особенности голоса. Да, Ильдар начинал с Россини. Но уже давно в его репертуаре есть и «Дон Карлос» Верди, и «Борис Годунов» Мусоргского. Кстати, на открытии сезона в Ла Скала в декабре 2022 года после исполнения башкирским певцом арии в «Борисе Годунове» овации длились более 20 минут. Международная пресса назвала постановку «редким, потрясающим триумфом».

Ильдар сейчас признанный во всем мире мастер вердиевского репертуара. Именно за «Реквием» Верди он получил «Грэмми».

Ильдар считается рекордсменом среди российских вокалистов по количеству выступлений в престижнейшем Ла Скала. Дирижера этого театра Риккардо Мути младший Абдразаков называет даже своим итальянским отцом. Кстати, уроженца Башкирии в Италии принимают за итальянца, в Испании — опять же за своего, а бразильцы вообще влюбились в нашего баса. Минувшим летом он выступил в Рио-де-Жанейро с концертом в рамках фестиваля «Русские сезоны». «Чудо обаяния Абдразакова, — писал журналист Игорь Вирабов по возвращении домой, — обволокло бразильцев, сеньориты вскакивали с мест, как на пружинках, с криками «браво», старушки-донны так увлеклись, что забывали падать в обморок, у сеньоров с лиц стерлись морщины». Гипноз проникновенного голоса усиливался, как заметил автор рецензии, при исполнении романсов. Ильдар не только поет, но еще одновременно тонко подыгрывает зрителю: кто-то кашлянул, он тут же шутливо кашляет, кому-то показалось, что певец ему подмигнул, кому-то улыбнулся. «Есть разные слушатели, — говорит Ильдар. — И некоторым, я считаю, можно и нужно помочь прийти в оперу с помощью подобных легких вечеров».

Ильдар Амирович сегодня не просто певец мирового уровня, он стал для молодых вокалистов притягательным наставником и учителем с большой буквы. С 2017 года успешно действует созданный им Фонд поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей. «Идея создания фонда возникла как логическое продолжение моего творческого пути — я отметил 20-летие с момента дебюта на большой сцене, — рассказывает он. — За этот удивительный путь благодарен своим учителям: Миляуше Галеевне Муртазиной, Ирине Константиновне Архиповой, Елене Васильевне Образцовой и Валерию Абисаловичу Гергиеву. В карьере любого артиста наступает момент, когда хочется передать накопленные знания следующему поколению. Моя задача сейчас — поддержать и объединить молодых талантливых певцов со всего мира и создать для них платформу в России».

В рамках фонда прославленный бас организует ежегодные фестивали и создал Летнюю школу для молодых певцов. В этом году, например, в школу было подано почти полтысячи заявок из многих стран, но лишь 12 молодых вокалистов прошли через сито отбора, чтобы заниматься с лучшими педагогами во главе с Ильдаром Абдразаковым. Самым успешным в награду предоставили возможность дебютного выступления на сцене Мариинского театра. Кстати, один из них — уфимец Елисей Лаптев, о котором наставник очень высоко отозвался во время концерта в ноябре на сцене ГКЗ «Башкортостан». Аплодисменты, обрушившиеся на Елисея, тому свидетельство. Надо подчеркнуть, Ильдар Амирович проводит школу не только на безвозмездной основе, но и умеет создавать очень дружес­кую атмосферу, которая помогает ребятам и раскрыться, и подружиться.

Прошедшей осенью состоялся VII Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова, который стартовал в Петербурге, затем продолжился в Челябинске, Сатке, Миассе, Магнитогорске, Оренбурге — словом, по всему Южному Уралу.

Завершился в родной Уфе. Участвовали в нем и отобранные участники Летней школы.

Планируется, что Летняя школа будет проходить ежегодно в разных отдаленных районах России. Это, безусловно, щедрый и мудрый подарок от выдающегося музыканта. Мастер-классы, считает Абдразаков, вещь серьезная. Он знает по себе.

«В свое время Архипова, Образцова приглашали выступать вместе с ними — и опыт выступления с легендами оперного искусства оказался для меня важным, — вспоминает лучший бас мира. — Волей-неволей прислушиваешься, даже сам того не понимая, начинаешь расти. Хочется, чтобы молодежь сегодня не забывала об истоках, без чего не сможешь выступать на больших сценах мира».

Нынешний год у Ильдара богат на самые разные события, некоторые из которых только косвенно связаны с музыкой. Стал лауреатом Государственной премии РФ, вошел в Совет при президенте по культуре и искусству. И вот в декабре очередная новость: его ставят руководителем Севастопольского государственного театра оперы и балета. Опыта, таланта, лидерских качеств у Ильдара Абдразакова вдоволь. Многие годы солист Большого и Мариинского театров, обладатель многих отечественных и международных музыкальных наград, среди которых «Грэмми», среди театральных — «Золотая маска». В семье «хорошая статистика» — пятеро детей. «Я внес свой вклад в национальный проект по демографии!» — в шутливой форме доложил он президенту страны Владимиру Путину на церемонии вручения Государственной премии.

Среди событий есть и такое: несколько известных театров Европы, где лучшие басы мира Аскар и Ильдар выступали десятки раз, разорвали с ними контракты на очередное выступление из-за того, что певцы поддерживают контакты с президентом Владимиром Путиным, получают из его рук государственные награды. Печально то, что в высокое искусство пришла политика. И сразу попала в диссонанс. Зрителю и слушателю такой оборот, конечно же, не понравится — политики здесь не сорвут аплодисментов.

P.S. В подготовке материала о музыкальной династии Абдразаковых газете оказали помощь меценаты — супруги Минзяля Валиулловна и Кадурий Абдрахимович Фазлетдиновы.

из семейного архива Братья с мамой Таскирой Нагимзяновной.
Братья с мамой Таскирой Нагимзяновной.Фото:из семейного архива
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: