Одной из самых красивых и оживленных улиц исторического центра башкирской столицы, в отличие от соседних, на которых старые малоэтажные здания в основном уступили место высоткам, во многом удалось сохранить свой колорит. Однако большинство уфимцев, спешащих по Коммунистической на работу или отдыхающих в щедро рассыпанных по первым этажам ее исторических зданий кафе и ресторанах, видят только фасад. Совершить путешествие во времени и узнать, чем жила эта улица в разные эпохи, предлагает иммерсивный проект «Три жизни одной улицы», автором которого стала уфимка Саида Суворова.
Общественница и вокалистка Саида Суворова большую часть жизни прожила на Коммунистической. Идея проекта у нее зрела долго, пока в марте этого года она не побывала на авторской экскурсии Екатерины Волковой. Увидев, как нетривиально Екатерина преподносит материал, Саида решила, что они вместе могут создать нечто интересное. Придумали проект, цель которого посмотреть на историю города, республики, страны через призму истории одной уфимской улицы и рассказать о ней живо, образно, чтобы информация легко воспринималась современным человеком, которому нужно чуть больше, чем просто сходить в кино. Спектакль состоит из трех частей, рассказывающих про дореволюционную, сталинско-советскую Уфу и показывающих то, чем жили обитатели Коммунистической в 80-90 годы ХХ века.
Несмотря на то, что слово «иммерсивный» появляется в культурной повестке Уфы все чаще, все же такие проекты у нас распространены не так широко, как в Москве и Санкт-Петербурге. Тем более они интересны. Но иммерсивность (с английского «погружение») всегда вызывает вопросы: во что и каким образом нас будут погружать?
— Иммерсивность — это о том, чтобы как можно глубже погрузиться в историю, задействовав для этого разные органы чувств, — рассказывает автор проекта. — Я люблю театр. Мой старший брат — режиссер, художественный руководитель одного из петербургских театров. Сама я некоторое время работала в сфере внутреннего туризма, и мне хотелось, с одной стороны, сделать театрализованный продукт, в котором я могла бы раскрыть свои вокальные данные, с другой — чтобы этот продукт нес интеллектуальную нагрузку, — рассказывает Саида Суворова. — Наш спектакль — иммерсивное путешествие во времени. А каждое путешествие — это в первую очередь эмоции. Мы предлагаем людям получить эмоции, погружая их в три различные эпохи с помощью всех органов чувств. Для кого этот проект? Для людей, которые устали от банальных развлечений и хотят чего-то необычного и при этом интеллектуального.
Постановка наполнена музыкой: Саида Суворова исполняет песни, соответствующие времени, о котором рассказывает Екатерина Волкова: для дореволюционной Уфы это романсы, для времен СССР — знаковые советские песни, и наконец песни 80-90-х годов ХХ века, которые зрители хорошо знают и могут подпевать.
В то время как Екатерина Волкова повествует о том, кто и как жил на улице Коммунистической в разное время, иллюстрируя историю архивными фотографиями, Саида Суворова подсвечивает эпохи языком моды. Вот она демонстрирует на себе гигантский красный берет — такие горожанки носили в 40-х — начале 50-х годов ХХ века.
— Когда я выхожу на публику в этой конструкции, — говорит Саида, — женщины очень впечатляются: неужели такие действительно носили!
Надо сказать, что большинство элементов костюмов не просто театральный реквизит, а одежда и аксессуары, которые носили ее бабушки и прабабушки. Костюмером в этой постановке работает мама Саиды, в закромах которой и обнаружилось все это богатство.
— В спектакле я прогуливаюсь со старинной сумочкой, которая тоже досталась мне по наследству, — продолжает Саида Суворова. — Это настоящее произведение искусства: она красива не только снаружи — когда женщина ее открывала, то видела внутри прекрасную миниатюру. Красота — в деталях! На протяжении всего спектакля у меня на шее висит серебряный кулон моей прабабушки. Его носила моя мама, сейчас он на мне, и это как будто связующее звено всех трех эпох, о которых мы рассказываем. У нас на спектакле работает фотограф, и в дальнейшем мы планируем с помощью уже театрального реквизита дать возможность зрителям пофотографироваться с атрибутами разных эпох.
Еще один участник постановки — сын Саиды Суворовой 12-летний Назар. Он встречает приходящих гостей в образе чистильщика обуви и далее появляется на протяжении спектакля, точечно подсвечивая ту или иную эпоху. Творческий молодой человек, как и мама, занимается вокалом, играет на гитаре.
Символично, что виртуальное путешествие по Коммунистической, бывшей Большой Успенской, проходит именно на этой улице, в арт-кафе, что дает возможность зрителям не только увидеть и услышать «три жизни одной улицы», но и попробовать их на вкус: в канву театрализованного действа вплетен полноценный ужин из трех блюд. В «дореволюционном периоде» подают уху с расстегаями (напоминание об уфимском купечестве). В «советское время» зрители дегустируют любимое блюдо Иосифа Сталина — сельдь с запеченным картофелем, и пончик «Маяковский» — на десерт. Иммерсивные спектакли, на которых зрители едят не просто, а со смыслом, в последнее время популярны в Москве и Питере, а для Уфы это пока в новинку.
На каждом столе — небольшие коробочки, которые по ходу действия зрителям предлагается открыть и оказаться в модном ателье модистки Шуровой, что до революции находилось в доходном доме Нагеля, где сейчас располагается кафе «Липовый цвет». В коробочках — несколько образцов тканей. Зрителям предлагают закрыть глаза и через органы осязания ощутить тяжелый бархат платьев, тонкую кожу перчаток, пушистые меха и легкое кружево, из которых шили наряды барышни начала ХХ века.
— Как исполнительница я участвую в разных проектах, у меня были и собственные сольные программы, но мне нравится не просто петь, а создавать нечто большее. Мои программы всегда несут какой-то посыл и объединены идеей. Премьера спектакля состоялась в мае, мы вновь показали его в сентябре и поняли, что у людей есть на него запрос. Создали телеграм-канал проекта, запустили серию роликов об Уфе, заработал «сарафан» — в результате ноябрьский показ собрал столько зрителей, сколько только могло вместить небольшое помещение арт-кафе. Современный мир такой насыщенный и быстрый. Мы призываем людей на секунду остановиться и посмотреть, что вокруг них. Теперь, проходя по Коммунистической, наши зрители уже знают, что происходило в том или ином доме, какие люди там жили, и что, по сути, они были такими же, как мы, только скорости были другие.
— Мои любимые улицы — Коммунистическая и Мустая Карима, — говорит Екатерина Волкова. — В последнее время в связи с реконструкцией люди, приходящие на экскурсии, выражают исключительный интерес к улице Октябрьской Революции. А я считаю, что в Уфе есть много других интересных улиц, и я все лето на экскурсиях занималась их «продвижением».
«...Итак, Уфа, 1905 год, перед нами улица Большая Успенская...»