Все новости
Культура
10 Сентября , 22:15

Зов предков

В Балтачевском районе открылся историко-культурный центр мишар

Зов предков

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего, сказал великий русский ученый Михаил Ломоносов. И именно такие центры выполняют роль хранителей национальной культуры, языка и традиций народов.

При входе в историко-культурный центр сразу возникает ощущение, что очутился в старинном селе. Внимание привлекает дивный рисунок на всю стену. Перед нами — небольшая деревня, где каждая семья живет своей жизнью. Выделяется красивая мечеть, около опушки леса пасется крупный и мелкий скот. Рядом течет река, где купаются дети. На заднем плане, на большом поле, кипит работа, видимо, убирают выращенное зерно. На окраине деревни видны складские помещения — туда и повезут новый урожай. Идиллия, одним словом. Сразу вспомнились строки «…снится мне деревня» из популярной песни восьмидесятых годов.

У посетителей центра есть возможность «побывать» в доме мишарской семьи: тут воссоздан уклад жизни дореволюционного периода, много старинной посуды, утвари, предметов обихода. И тут же папки, файлы, книги об истории, традициях мишар, манекены в национальных костюмах. На входе — карта Балтачевского района, где отдельно обозначены мишарские деревни.

— В нашем районе их всего 14, — говорит главный специалист мишарского историко-культурного центра Айдар Сираев. — В Бураевском, Караидельском, Кушнаренковском, Чекмагушевском, Давлекановском и других районах меньше.

— Сегодня национальная культура подвергается модернизации, и поэтому важно сохранить неповторимую изюминку народов республики, — отметила министр культуры РБ Амина Шафикова во время торжественного открытия центра.

Происхождение мишар — это предмет дискуссий среди ученых. Исторические документы свидетельствуют о том, что в конце XVI века правительство России переселило часть мишарей на территорию Башкирии. Миграция на Урал с волжского правобережья активно продолжалась до середины XVIII века. В 1798 — 1865 годах мишари Приуралья состояли в иррегулярном башкиро-мещерякском войске, и в 1817 году их полки дошли до Парижа. Они обладали правом купли башкирских земель, не платили ясак и числились в военно-казачьем сословии наряду с казачеством и башкирами, несли пограничную службу вдоль реки Яик (Урал).

По данным переписи населения 1920 года, в республике проживало 166 тысяч мишарей, а в 1926 году их насчитывалось около 136 тысяч (242 тысячи во всем СССР). Через несколько лет, в 1939 году, в официальных документах переписи мишарей уже не отметили, в основном они влились в состав татар.

Сегодня мишари наиболее компактно живут в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, на территории юго-запада и юга Татарстана, Мордовии, Башкортостана и востока Чувашии.

— Недавно был издан сборник «Мишари Башкортостана», его авторы — историки Салават Хамидуллин, Азат Ярмуллин. Здесь много интересной информации об известных мишарях, которые бок о бок с башкирами боролись за Башкирскую автономию, — говорит Айдар Сираев. — В нашей душе есть такое самоопределение — мишари. Это важно, ценно для нас. Новый историко-культурный центр позволит больше узнать о своих корнях и предках, объединить представителей этноса.

Постановление правительства РБ об открытии историко-культурного центра вышло в феврале, но сделано уже немало. Проводятся интересные мероприятия историко-краеведческого, этнографического характера, праздники шежере, в которых участвуют и стар и млад. На мероприятии в деревне Иштиряково всех поразил тот факт, что здешняя двухэтажная деревянная мечеть упоминается в документах еще 1774 года, а сама деревня была основана мишарями в 1743 году. Здание мечети до сих пор в хорошем состоянии, и оно послужит еще многим поколениям прихожан.

Местным жителям и гостям праздника по душе пришлась выставка старинных предметов быта. Представители старшего поколения тут же провели для детей мастер-классы: продемонстрировали, как в старину отбивали и затачивали косу, сбивали масло, пряли шерсть, как из камней сдалбливали белило. Детей также научили играть в уже забытые старинные подвижные игры. Для них все это было ново. Кстати, празднику народных игр было посвящено отдельное мероприятие в деревне Верхнекарышево, где дети с удовольствием знакомились с мишарскими народными забавами, демонстрировали силу, ловкость и быстроту.

Жителям мишарских деревень по душе пришелся и кулинарный праздник, к которому хозяйки приготовили различные напитки, блюда и выпечку с калиной. Кстати, калина занимает особое место у мишар, не зря участники праздника посадили в тот день сто саженцев этих деревьев возле сельских домов культуры, клубов, административных зданий.

А во время семинара «Родословная: история малой родины» библиотекарь Разина Ханова вдохновила всех известием о том, что знает обо всех значительных событиях с момента основания деревень Староянбаевского сельского совета и до наших дней. Ведь полноценное шежере — это не только список имен. Это документально подтвержденные сведения о роде деятельности, имуществе, достижениях предков. Целая архивная, исследовательская работа!

Мишари, влившиеся в состав татар и других народов, в официальных документах не рассматриваются в качестве отдельной нации, однако их представители полны решимости изу-чать историю, культуру, обычаи и традиции своих предков. Зная мишар как предприимчивых, талантливых, упорных людей, хочется надеяться, что открытие историко-культурного центра будет базой для сохранения их идентичности, языковых особенностей и культуры.

Прямая речь

Гульназ МИРХАЙДАРОВА, и.о. директора Дома дружбы народов РБ:

— Всего в структуре нашего учреждения 26 историко-культурных центров, шесть из которых ведут деятельность в регионах РФ. Они проводят планомерную работу по сохранению традиций, культуры, истории, быта, языка, фольклора народов Башкортостана. В рамках открытия центра в Балтачевском районе состоялся круглый стол «Мишари в национальной палитре республики», где Салават Хамидуллин, Юлдаш Юсупов и другие известные ученые поделились интересными сведениями об истории, языковых особенностях и выдающихся представителях этой уникальной этнографической общности. Я думаю, что с открытием историко-культурного центра белых пятен в истории края станет еще меньше. Теперь у мишар нашей республики расширились возможности по изучению наследия предков, его сохранению и популяризации.

Фото предоставлено администрацией Балтачевского района.

Зов предков
Автор:Марат АМИНЕВ