В постановке был занят звездный состав: Ильдар Абдразаков (Аттила), Вероника Джиоева (Одабелла), Василий Ладюк (Эцио) и Лучано Ганчи (Форесто). В спектакле блеснули также солисты уфимской труппы Артур Каипкулов, который предстал в образе Леоне, и Айдар Хайруллин — Ульдино. Дирижировал оперой музыкальный руководитель и дирижер-постановщик спектакля лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Артем Макаров. В спектакле также приняли участие оркестр, хор, балет и детская оперная студия башкирского театра.
Напомним: это режиссерский дебют нашего земляка, всемирно известного баса Ильдара Абдразакова. Он покорил своим голосом миллионы сердец. А когда-то, 30 лет назад, сам был покорен «Аттилой» в Ла Cкала. Тогда, увидев постановку, понял, что опера — его жизнь. Он исполнял эту партию больше сотни раз на лучших сценах.
Надо сказать, режиссерский дебют Ильдара Абдразакова был не менее впечатляющим, чем воплощение образа великого гунна на сцене, хотя сам Ильдар признается: «Я даже не мечтал, что когда-то буду ставить. Не говоря о том, что мой спектакль из Уфы приедет сюда, на Историческую сцену Большого театра». По словам музыковеда Евгении Скурко, ранние оперы Верди, к которым относится и «Аттила», называли концертами в костюмах — настолько статичны и драматургически невыразительны они были. Ильдару удалось создать эмоциональное, насыщенное страстями и событиями действо, которое держит зрителя в напряжении от начала и до конца. К слову, спектакль знаменитой Мариинки не произвел такого ошеломляющего впечатления — он довольно статичен и в зрелищности, безусловно, проигрывает постановке Башкирского оперного. Сам Ильдар объясняет это сменой режиссеров спектакля прямо по ходу репетиций.
«Аттила» стал самой масштабной постановкой башкирского театра и вошел в лонг-лист премии «Золотая маска», а его солисты были номинированы на премию «Онегин». Визуальный образ спектакля создал московский сценограф и художник по костюмам Иван Складчиков. «На самом деле это такая высокая мода, потому что все сделано вручную, то есть здесь нет, по большому счету, ни одного машинного стежка», — отметил он.
Всего для постановки было создано около 400 костюмов, сшито 180 пар обуви. Работа в пошивочном, бутафорском, декорационном цехах длилась более шести месяцев. Премьера состоялась в столице Башкирии в апреле прошлого года, а в этом году украсила программу третьего международного фестиваля Ильдара Абдразакова.
Для сопрано Вероники Джиоевой, принявшей участие в фестивале и московской премьере, исполнение партии Одабеллы стало дебютным. «После того как Ильдар пригласил меня исполнить эту роль, я посмотрела оперу в записи. Не ожидала, что спектакль такой красивый, — рассказала она. — А в реальности опера еще прекраснее. Так поставить мог только певец, учитывающий, насколько комфортно на сцене будет его коллегам. Очень здорово петь с Ильдаром, я его очень люблю. Как певца, как человека. На сцене, конечно, он совершенно другой. Он — прирожденный Аттила».
Аскар Абдразаков, художественный руководитель Башкирского театра оперы и балета, считает: «Это стиль Верди, это потрясающие костюмы, это великолепный хор, и нам хочется прежде всего показать людям красоту оперы».
На московской премьере побывал глава республики Радий Хабиров.
— Я пришел на спектакль с торжественным настроением. Огромная честь — выступать на самой прославленной сцене нашей страны. Это признание со стороны культурного сообщества роли, значения и высокого мастерства артистов из Башкортостана, — отметил руководитель региона. — Событию предшествовал довольно большой период работы, переговоров, взаимодействия. И мы очень признательны руководству Большого театра, что они нашли возможность представить нашу постановку. Конечно, мы хотим бывать здесь чаще, показывать самые лучшие спектакли. Но для этого нужно много работать, чтобы наши постановки отвечали требованиям современного российского и мирового искусства.
К слову, последний раз труппа оперного блистала на Исторической сцене Большого театра в 1955 году: в рамках Декады башкирской литературы и искусства в Москве она представила оперу «Салават Юлаев» и балет «Журавлиная песнь». В октябре прошлого года на новой сцене театр оперы и балета показал московским зрителям оперу «Фауст».