Все новости
Культура
9 Января 2014, 18:54

Откровения у мольберта

Вдохновение требует боевой готовности художника

Произведения Расиха Ахметвалиева хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Музее современного искусства Москвы, в Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, в Новосибирском государственном художественном музее, Национальном культурном центре «Казань», а также во многих частных собраниях России и за рубежом.
БЫЛ СЛУЧАЙ

Разговорчивый мусор

Сейчас модно устраивать различные инсталляции, перфомансы… У Расиха Ахметвалиева тоже имеется подобный опыт. И успешный, между прочим. Инсталляция проходила в Музее современного искусства в Москве. Идея была весьма оригинальной, впрочем, в том и суть подобных способов самовыражения. Появилась идея использовать черные мусорные мешки, якобы набитые каким-то хламом. На самом деле в них находились сложные механизмы, благодаря которым экспонаты время от времени начинали двигаться, разговаривать. Причем речь лилась весьма причудливо, ибо состояла из обрывочных фраз. Подразумевалось несколько прочтений. Одно из них: все ли является мусором, от чего мы стремимся избавиться? Не слишком ли мы захламляем свои дома, жизнь, мир тем, что нам не очень нужно? Ну и так далее.

Готовили произведения искусства к экспозиции преимущественно по ночам, о волшебных свойствах мешков особо не распространялись.

Однажды в темное время суток гастарбайтеры со стройки пошли выкидывать отходы. Увидели: стоят мусорные мешки. Использовали по назначению. А те вдруг зашевелились и забормотали нечленораздельно. Гастарбайтеры чуть не окочурились! Один заорал благим матом, другой зашептал и упал на колени, у третьего пятки засверкали. На шум прибежали охранники и тоже чуть не погибли. Ужас сменил сумасшедший смех!
ОТКРОВЕННО

О творчестве
По мнению художника, творческое начало в каждом возрасте реализуется по-новому. И сейчас, когда ему в мельчайших деталях известна «кухня» живописи: как используется пространство на полотне и многие другие тонкости, очень важно определить пути для дальнейшего продвижения. Если постоянно эксплуатировать один и тот же подход, то уровень работ быстро скатится до примитивного. В более раннем возрасте подобные вещи осознать невозможно из-за отсутствия опыта. В молодости более ярко, обостренно чувствуешь образ. С годами восприятие меняется, становится более глубоким, поскольку многое пропускаешь через себя. Только важно не повторяться и не допустить производства картин. Как каждый божий день не похож на предыдущие, так и новая работа должна быть свежей, эксклюзивной. Не только внешне ―в ней обязательно присутствие внутренней гармонии. А вдохновение всегда приходит свыше. Чаще ―неожиданно. И потому художник должен встречать его в боевой готовности. Буквально стоя у мольберта. Иначе рискуешь не заметить некоего откровения, которое не от тебя зависит. Картина ― это таинство, которое связано с высшими мирами, признается художник.
О личном
Личное очень прочно и тонко связано с творчеством. Для Расиха Ахметвалиева ― на первом месте тыл, семья. Гармония и покой. И в этом смысле ему повезло: одна жена, двое детей, две внучки. Счастлив в браке уже тридцать седьмой год. Но и тех, у кого семейная жизнь с первой попытки не складывается или кто просто меняет спутниц жизни для вдохновения, никогда не осуждает.

Он считает, что каждый человек приходит в этот мир со своей программой. Они, словно пазлы, складываются в общую картину. Каждый должен быть на своем месте. И не нашего ума дело рассуждать на темы чужих поступков. И тем более пытаться влиять. Максимум, что мы можем себе позволить, — это с интересом наблюдать.
Досье
Расих Ахметвалиев — живописец. Заслуженный художник Республики Башкортостан.

Член Союза художников России с 1992 года и член Maison des Artistes, Франция.

Лауреат Первой международной независимой культурологической премии фонда «Туран», г. Казань, за 1993 год.

Участник многих российских и международных выставок.

Показал более 25 персональных выставок в музеях, галереях России и за рубежом.

В 1991 году жил и работал в США. С 2002 по 2008 год во Франции сотрудничал с галереей Bartoux, с 2009 года с галереей Visio dell Arte в Париже.


Читайте нас: