Классик башкирского изобразительного искусства Ахмат Лутфуллин не дожил всего несколько месяцев до своего 80-летия. К этому событию Башкирский художественный музей имени М. Нестерова развернул специальную выставку картин мастера, дающую полное представление о его творческом пути. Торжество завершилось презентацией только что вышедшего из печати художественно-документального издания, подобного которому, как отмечали присутствующие, еще не было в нашей республике.
Это элегантно оформленный альбом-монография в стильном переплете, автором которой стала кандидат искусствоведения Любовь Попова.
— Творчеством башкирских художников я стала заниматься с первого курса ленинградской академии художеств, следуя советам своих преподавателей, — рассказывает Любовь Никаноровна. — Но я тогда и представить себе не могла, что напишу и опубликую первую в республике монографию о «художнике номер один», как уважительно называли Лутфуллина коллеги по профессии.
Но именно к ней обратилось известное издательство «Художник РСФСР» с заказом написать о нем книгу. Вышла она еще в 1978 году тиражом в 5 тыс. экземпляров, один из которых сразу же был выставлен в особой витрине в холле издательства в ряду лучших.
Читатели книги не могли не заметить, как верно прочувствовала и передала Попова национальную специфику творчества башкирского художника. Правда, считает искусствовед, здесь нет ничего удивительного: помимо духовной, творческой близости и личной дружбы ее связывало с мастером острое чувство малой родины.
Первая монография о художнике была весьма одобрительно встречена читателями. Но главным трудом, безусловно, стала книга, опубликованная недавно. Совсем не обязательно быть искусствоведом, чтобы убедиться: автору удалось написать яркое произведение о творческом облике художника большого исторического масштаба, отобрать из большого количества материалов те, которые характеризуют его наиболее полно и убедительно. Голосом фактов и писем, личных встреч и воспоминаний о живописце автору удалось создать убедительный комментарий его судьбы и творчества в разные годы и в рамках разных житейских ситуаций. Замечательно и то, что в книге отразился не только жизненный путь, пройденный самим Лутфуллиным, но и судьбы людей, которых он встретил в жизни.
Безусловное достоинство книги — мысль о неразрывной связи лутфуллинского творчества, глубоко национального в своей основе, с судьбами России и мира. Лутфуллин не мог бы стать подлинным художником, если бы замкнулся в границах национальной культуры.
Книга радует художественной цельностью, четкой композиционной продуманностью, ясностью мысли, органичностью авторского стиля, точностью отбора слов, глубиной суждений при кажущейся простоте их выражения, доступностью языка, живого, красочного, меняющегося — то щемяще сердечного, то спокойно повествовательного, то остропублицистичного.
Внимательно и бережно, с изысканным изяществом сумел оформить этот неординарный книжный проект дизайнер книги Марс Ахшдуллин. Репродукции в книге размещаются так, что они как бы подхватывают изложение и становятся органической частью текста.
Досадно, что книга вышла слишком малым тиражом — всего две тысячи экземпляров. Это значит, что столь нужное издание могут приобрести лишь немногие любители искусства и организации, не поступит оно в школы, где творчество художника обозначено отдельной строкой в учебных программах по культуре Башкортостана.
- Ахмат Лутфуллин родился в семье лесоплавильщика. Совсем мальчиком он пешком ушел в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.
- Первая и очень небольшая выставка произведений художника состоялась летом 1957 года в уфимском городском парке.
- Летопись творчества художника началась с «Портрета матери».
- В деревне Равилово Абзелиловского района открылась «Мечеть Ахмата» в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки.
- Имя Лутфуллина было присвоено школе села Абзаково.
- Картины художника находятся в Государственной русском музее, художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, частных коллекциях.