На днях, возвращаясь из командировки в северо-восточную часть Башкирии, мы проезжали через село Тастуба. Из окна машины увидели домик-теремок с нарядными наличниками и затейливой резьбой по всему фасаду.Остановились, чтобы оглядеть хозяйство внимательнее. А здесь есть на что поглядеть. В палисаднике притаились Баба-Яга, мишка косолапый, хитрая лиса, которая вот-вот проглотит глупого Колобка, его величество Кощей и еще множество других деревянных скульптур. Над гаражом — аист в гнезде, над крышей дома, как будто живой, замер скворец. По кромке ворот бегут куницы.
Что же за чудо-мастер здесь живет?
Дверь дома распахнулась, и перед нами предстал автор этих удивительных скульптур.
— Сергей Анатольевич Чердынцев, — представился он, изрядно удивленный вниманием проезжих журналистов.
Хоть и свалились мы как снег на голову, но все же он пригласил нас в дом, показал скромную мастерскую, всю увешанную инструментом. Его, кстати, он тоже изготавливает сам.
На полках, словно в музее, выставлены его работы. Глаза разбегаются от домовых, зверушек, ваз и чаш, посуды, шкатулок...
— Наверное, у вас есть художественное образование? — интересуюсь, разглядывая тонкую искусную резьбу скульптур вполне профессионального уровня.
Вопрос этот хозяина порядком рассмешил. Он поведал, что всю жизнь работал вальщиком леса, а к творчеству потянуло уже на пенсии. Просто нечем было занять себя в свободное время, вот и стал мастерить из подручного материала — дерева, коего в здешних таежных местах в избытке. В ход идут найденные сучья, чага, капы, пни. В основном все — береза.
— Потому что есть в ней своя неповторимая красота, — поясняет художник.
Бывает, возьмет в руки капу (нарост на дереве с мелкими узелками спящих почек. — Авт.), а она сама уже подсказывает, что из нее можно вырезать. Чтобы подготовить материал к работе, мастер его варит, высушивает несколько месяцев и только потом берется за резьбу. Конечный результат пропитывает растительным маслом, химию не уважает.
Его супруга, с которой в следующем году они отметят 40-летие совместной жизни, одна из самых преданных поклонниц его творчества. Он сам не помнит, а она подсказала, что первой работой стала шкатулочка-черепашка. Мастер не только вырезает фигурки и посуду, но и мебель изготавливает. Но все для души, заказы не берет. «Не надо мне этого», — пожимает плечами Сергей Анатольевич.
Супруги воспитали троих детей, подрастают семеро внуков и единственная внучка. Мальчишки на дедовские работы заглядываются, пытаются освоить ремесло, а он и рад стараться, научить полезному. Вот какого Данилу-мастера из Тастубы мы нашли.