Раньше, если кто еще помнит, продукты питания выбирать не приходилось. Да и магазинов таких не было, чтобы ходить вдоль полок, рассматривая товар. Продавец и покупатель находились по разные стороны баррикад, то бишь прилавка. И что попадет тебе в авоську — зависело от доброй воли первого.
Времена изменились, и теперь уже не покупатели выпрашивают дефицит, а продавцы и производители рекламируют продукты, чтобы обратить на них внимание потребителей. Три десятилетия назад у нас и хлеб-то был лишь двух, местами — трех видов: по 16 или по 24 копейки. Нынче же глаза разбегаются от разнообразия хлебобулочных изделий. Одни только красивые, с хрустящей корочкой багеты чего стоят!
Словом, рынок продовольственных товаров насытился, и теперь нужно изрядное искусство, чтобы продать тот или иной товар — конкуренция сейчас сумасшедшая. Вот и на седьмую уже по счету выставку-фестиваль в Уфе «Наш бренд» съехалось более 150 производителей и поставщиков из 15 регионов России и стран ближнего зарубежья, в числе которых как крупные российские холдинги, так и фермерские хозяйства. Свои экспозиции они расставили по ранжиру: слева от входа в «Уфа-Экспо» — малые предприятия, кооператоры, справа — производители, которых условно можно причислить к гигантам. Ну чем не гигант, к примеру, агропромышленный комплекс «Дороничи» из Кировской области, который обрабатывает 150 тыс. гектаров собственной пашни, имеет несколько перерабатывающих фабрик?
— Мы занимаемся и растениеводством, и скотоводством, и уже больше десяти лет, как запустили и свои перерабатывающие производства, — рассказал нам руководитель отдела разработок и технологий АХ «Дороничи» Георгий Занурин. — В результате у нас добавленная стоимость растет, появляется стимул к расширению производства. Конкуренция на рынке огромная, поэтому за свое место под солнцем приходится бороться. Мы, к примеру, изучаем спрос, предпочтения тех или иных социальных групп, прежде чем начинаем выпуск новой продукции. Заметили, что на предприятиях в последнее время меньше стало столовых. Мы запустили линейку «перекусов» — готовые блюда в вакуумной упаковке, которые требуется лишь разогреть в микроволновке. Дешево и сердито.
Производители же колбас из соседнего оренбургского Орска, наоборот, стремятся к классике.
— У нас даже технологи из советской эпохи, — рассказал в беседе с «РБ» коммерческий директор предприятия Вячеслав Прохоров. — Мы и новые линейки продуктов запускаем, но стараемся придерживаться устоявшихся вкусовых предпочтений. Кому нужна экзотика — найдет ее в другом месте.
Наши собеседники рассказали, что в одном Орске с населением меньше 190 тысяч работают четыре крупных колбасных завода. А есть еще и мелкие производители. «Орск называют колбасной столицей России», — поведали нам представители одного из этих заводов.
Столицей какого продукта могли бы назвать населенные пункты Башкирии? В голову приходит сыр, который белебеевцы продают по всей России и даже на экспорт в Сербию отправляют. Но нет, не получится нам стать сырной столицей, потому что, по данным исполняющего обязанности вице-премьера — министра сельского хозяйства РБ Ильшата Фазрахманова, самообеспеченность Башкирии этим продуктом не дотягивает и до 60 процентов. Хотя справедливости ради скажем, что сыроделов в республике становится все больше, и продукт они варят на любой вкус и кошелек.
В целом сельскохозяйственное производство в регионе растет. Последних данных еще нет, но за три квартала уходящего года у нас произвели 1,2 млн тонн молока, 284 тыс. тонн мяса скота и птицы. Но почему же нет радости в глазах руководителя аграрного ведомства Башкирии?
— Мы одни из лидеров по производству сельскохозяйственного сырья в стране, но, к сожалению, по темпам развития его переработки пока отстаем, — ответил Ильшат Фазрахманов на вопрос «РБ». — Общий объем выпуска продукции в республике составляет порядка 160 млрд рублей, нужно хотя бы 200.
По мнению и.о. министра, аграриям нужно больше заниматься маркетингом, выводить на рынки новые продукты.
— Нынешний фестиваль еще не имеет долгой истории, но посмотрите, какие изменения в экспозициях произошли за сравнительно короткий период, — делится впечатлениями Ильшат Фазрахманов. — Когда мы затевали «Наш бренд», первые его участники выставляли продукцию в трехлитровых банках, в коричневых картонных коробках. Сейчас же товар на полках — произведения искусства.
И.о. вице-премьера отметил, что в последние годы на фестиваль стали приглашать переработчиков из других регионов, чтобы наши производители на их примере видели, куда нужно стремиться, завязывали знакомства, перенимали опыт.
Нынешний форум производителей продуктов питания стал еще и международным — в нем приняли участие предприятия Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Малайзии. Последние представили потенциальным партнерам свои сорта кофе, чая и халяльную продукцию.
Производство продуктов по стандартам халяль, на взгляд Ильшата Фазрахманова, перспективно. Этот сегмент рынка растущий, а Башкирия стала первым регионом России, в котором создано представительство Центра компетенций Роскачества в области продукции и услуг халяль. Республика лидирует по количеству производителей халяльной продукции, имеющей сертификат «Роскачества-Халяль». На сегодня их десять.
— Такие сертификаты принимают в арабском мире, и мы поставляем в эти страны свою переработанную продукцию, — сказал Ильшат Фазрахманов. — Сейчас и Алжир подтвердил наш сертификат, туда мы отправляем сухое молоко.
За пять последних лет экспорт аграрной продукции из Башкирии вырос в три раза: в 2019 году было 76,3 млн долларов, а в текущем из Башкирии в 44 страны мира отгрузили полмиллиона тонн продукции АПК на сумму 246,1 млн долларов.
Целевой же показатель объема экспорта до конца года составляет 331,7 млн долларов, на 2025 год стоит задача выйти на 327,8 млн. По мнению специалистов, добиться этого возможно за счет более глубокой переработки у себя дома выращенного и продавать уже с более высокой добавленной стоимостью.
На площадках форума отмечалось, что 83 процента опрошенных потребителей доверяют упаковкам с надписью «халяль». Между тем замруководителя «Российской системы качества» Александр Чумак отметил, что многие не только из потребителей, но и производителей до сих пор не понимают, что это значит.
— Это целый комплекс проверок на соответствие качеству, — сказал он, отвечая на наш вопрос. — До сих пор же бытует мнение, что можно лишь помолиться, чтобы то или иное блюдо превратилось в халяльное.
Ильшат Фазрахманов вспомнил по этому поводу поговорку: «Если даже каждый день свинью водить мимо мечети, она не превратится в барашка».
В рамках форума состоялся и съезд кооператоров. История показала, что ставка на мелкие хозяйства себя не оправдала, и даже успешные представители фермерского движения нашли возможность развиваться только после укрупнения, объединения усилий.
Одно из таких направлений — объединение в сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК). Сегодня их в республике 445, из которых 259 занимаются переработкой сельхозпродукции. С начала года появилось еще 24 новых кооператива. Общая сумма их выручки достигла 3 млрд рублей с объемом переработки сырья 110 тыс. тонн в год, пояснили нам в минсельхозе.
В основном СПоКи занимаются переработкой и реализацией мясного и молочного сырья, кисломолочной продукции, зернобобовых, масличных культур и другим. За три квартала 2024 года объем переработанного ими сырья составил 43,1 тыс. тонн.
— Ежегодно увеличивается ассортимент готовой продукции, произведенной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, — говорит Ирик Сакаев, директор Центра сельхозконсультирования РБ. — Готовая и сертифицированная продукция 169 кооперативов размещается в 2527 торговых точках, 877 которых расположены в Уфе. Для сравнения: еще три года назад поставки осуществлялись в 900 торговых точек. Собственные магазины имеют 14 СПоКов, поставляют продукцию в федеральные сети — десять, через интернет-площадки реализуют продукцию пять кооперативов.
Потребительским кооперативам, как и крупным переработчикам, также предоставляются субсидии на закуп сырья у пайщиков. К примеру, за семь месяцев текущего года из бюджета перечислено порядка 19 млн рублей десяти кооперативам.
Всего же с 2021 года на поддержку развития переработки в сельхозкооперативах направлено более 187 млн рублей.
— Сохранить потенциал малого бизнеса мы не сможем без своевременной государственной поддержки, — считает Ирик Сакаев. — Сегодня у фермерских хозяйств много проблем, вызванных ухудшением экономической ситуации, дефицитом кадров и сложными погодными условиями. Реализация грантовых программ и поддержка малых форм хозяйствования позволила создать более тысячи рабочих мест, повысить уровень качества и товарность продукции. От стабильного положения фермеров зависят и объемы переработки в кооперативах, соответственно, и положение сельчан-пайщиков.
В то же время не все кооперативы работают добросовестно.
— К сожалению, есть негативный опыт нецелевого использования бюджетных средств, — рассказал Ирик Сакаев. — По пяти кооперативам имеются решения суда по возврату субсидий. Необходимо понимание, что подобные факты не останутся без последствий, что они негативно отражаются на имидже кооперативов.
— Некоторые ушлые дельцы получают господдержку, выдерживают положенное время, ликвидируют кооператив, а активы переписывают на себя, — поведал Ильшат Фазрахманов. — Есть такие, что Остап Бендер бы им позавидовал. Мы с правоохранительными органами все подошвы стоптали, пока вывели их на чистую воду.
В общем, как водится — в семье есть разные личности. И хотя некоторые из них и бросают тень на все движение, погоду делают не они. Потому и продукция многочисленных СПоКов начинает занимать на полках магазинов все больше места.
Покупатели уже ищут товары от конкретных производителей. А не для того ли все и затевалось?