Башкирская лошадь — особенная порода, появившаяся на Южном Урале немыслимые тысячи лет назад. И она уже стала частью генетического кода башкирского народа. Друг, защитник, воин, член семьи — это все о ней, башкирской лошади.
Фестивальная поляна в Баймакском районе за год оформилась от небольшого стойбища до вполне приличного места проведения мероприятий международного масштаба. Организаторы провели сюда асфальтовую дорогу и успели создать сопутствующую инфраструктуру. На пологом холме, спускающемся к фестивальному пространству, есть надпись «Башкорт аты», которую видно из космоса. Забегая вперед скажем, что к третьему фестивалю на горе появится панно с изображением логотипа праздника, это и станет первым памятником башкирской лошади.
Стать очевидцем всех событий фестиваля, прямо скажем, невозможно: торжественная многоголосица, пестрая карусель мероприятий, громкая музыка заставляют тебя бросаться из одного места в другое. Народные ремесленники предлагают свои изделия, хочется все рассмотреть, спортивные площадки манят присоединиться к зрелищу, а ведь параллельно проходят скачки, выставки и конкурсы. Всадники на конях, в национальных костюмах и без — также неотъемлемая часть фестивальной жизни. А люди, увидев лошадей, уважительно и восторженно расступаются перед удивительно разумными и красивыми животными.
— Мы вообще мало обращали внимание на мировой опыт в подходах к сохранению и актуализации наследия коневодства. А ведь ЮНЕСКО охотно включает конные турниры в список нематериального культурного наследия. И потом внимание к лошадям особенно просто конвертируется в хобби-класс — это конные туры, прогулки, конный спорт и участие в мероприятиях празднично-игровой культуры. Башкирская лошадь может занять достойное место не просто в России, но и в мире, — уверен профессор РЭУ имени Плеханова Алексей Крыласов.
Если у народа есть лошадь — это сильный народ, подтвердил замминистра сельского хозяйства Татарстана Гелюс Баязитов, приехавший на фестиваль для обмена опытом: соседний регион только четыре года назад зарегистрировал татарскую породу лошадей.
— У нас лошадей в республике больше всех в России, и из 182 тысяч голов около ста тысяч — якутская лошадь. Мы как и здесь, в Башкирии, бросили все силы на сохранение и развитие своей породы, и работы непочатый край, потому что до сих пор ввиду неохватности территории обнаруживаются новые породы с многовековой историей, — рассказал «Республике Башкортостан» научный сотрудник Якутского НИИ сельского хозяйства Иван Алферов. Якуты, кстати, были одними из первых, кто проявил недюжинный интерес к башкирской лошади именно в целях улучшения качеств своих эндемичных пород.
— Мы прекрасно понимаем, что башкирская лошадь — душа всех жителей. Это и культура быта народа. Башкирия — второй регион в стране по численности конского поголовья и первый по производству кумыса. Башкирская лошадь действительно нуждается в глубоком изучении и дальнейшем культивировании, — считает замдиректора департамента животноводства и племенного дела минсельхоза России Олег Литяйкин.
Если СССР был одним из мировых лидеров экспорта мясного коневодства и еще в 1990-м в стране для этих целей выращивали более 7,2 миллиона (!) лошадей, то Россия за три десятка лет фактически добровольно отдала первенство другим странам. Сегодня главным производителем конины стал Казахстан, где поголовье превысило 3,8 миллиона, причем 97 процентов табуна — местные породы.
— Конина — это привилегированный источник полноценного белка, аминокислот, здоровых жиров при полном отсутствии аллергенов. Вне всяких сомнений — лидер трендов на здоровую, экологически чистую пищу. Вот с этим нам надо работать. Пока в нашем официальном ассортименте продуктов из конины — 50 наименований, включая национальные блюда. А вот мясных региональных брендов только три — помимо башкирской лошади это астраханский верблюд и горно-алтайский марал, — объяснила «Республике Башкортостан» замдиректора по научной работе ФНЦ пищевых систем имени Горбатова РАН Анастасия Горбатова.
— Главная забота региональных властей при стремлении сохранить и развить чистоту породы — племенной учет. В российском государственном реестре сегодня зарегистрировано 50 пород и типов лошадей, половина из которых — местные. И большая их часть находится в частных руках, где могут и не соблюдать все тонкости племенной работы, поэтому чтобы именно башкирская лошадь сохраняла чистоту крови, надо приложить вам очень много усилий и заинтересовать местных коневодов, — заметила научный сотрудник ВНИИ коневодства Юлия Журавлева.
Собственно, главным событийным стержнем второго фестиваля «Башкорт аты» стало объявление о том, что Башкирия получила патент на башкирскую лошадь. Свидетельство на исключительное право на наименование места происхождения товара №320/1 «Башкирская лошадь» глава республики Радий Хабиров получил из рук руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Юрия Зубова прямо на главной сцене фестиваля в присутствии тысяч зрителей, высоких гостей, представителей десятка российских регионов и семи зарубежных стран.
— Здесь, на фестивале, собрались те, кто искренне любит это священное животное. А для нас это, по сути, часть генетического кода башкирского народа. И каждый год будет добавлять фестивалю новые элементы инфраструктуры, превращая его в этнокультурную площадку международного уровня. Но главное — именно здесь задается импульс развитию коневодства в Башкирии, — отметил на научно-практической конференции глава региона Радий Хабиров.
Впрочем, как рассказал «Республике Башкортостан» глава Роспатента Юрий Зубов, по пути формирования региональных брендов, защищающих интересы производителей, Башкирия двинулась одной из первых в стране. До этого дня у республики было шесть патентов — на башкирский мед, курай, несколько видов минеральной воды. На этом Башкирия не остановится, и на рассмотрении в Роспатенте уже есть пара заявок от региона.
— Будь то башкирская лошадь или, допустим, мансуровский гранит, определенные ремесла — все это будет культивировать интерес потребителя, формировать устойчивый туристический поток, не только внешний, но и внутренний, — отметил Юрий Сергеевич.
— В Башкирии уже есть хороший опыт ведения племенного учета, мы еще составим генетическую карту и создадим криобанк, но вообще за год в республике проделана колоссальная работа по развитию башкирской лошади. Да и поголовье в коневодстве страны и региона стало расти, — заявил директор Всероссийского НИИ коневодства Александр Зайцев.
На конференции были озвучены планы недавно созданного НИИ «Башкорт аты» по проведению геномных исследований и оформлению официального генетического паспорта башкирской породы лошадей. А также создания при Евразийском музее кочевых цивилизаций локации «Центр башкирской лошади» в Чишминском районе, куда прогнозируется к 2027 году привлечь до полумиллиона туристов. А вот на идею установить красивый памятник башкирской лошади здесь, в Баймакском районе, или в Уфе Радий Хабиров откликнулся встречным предложением начать с установки панно на ближайшей горе: «Это будет и на века, и красиво». А еще глава региона пообещал выделить 30 миллионов рублей на модернизацию конноспортивных школ республики.
На фестивале «Башкорт аты» особенно впечатлило выступление джигитов волгоградского конного клуба имени генерала Бакланова. Донские казаки рубили шашками и вертелись в седлах на сумасшедшей скорости, словом, показали, что значит искусство наездника.
Ярко запомнилось выступление специально приглашенной оперной звезды — народного артиста Узбекистана Женисбека Пиязова. Он не только поразил публику исполнением поистине народной башкирской песни «Шаймуратов-генерал», но и, будучи обладателем Гран-при международного конкурса вокалистов имени Муслима Магомаева, — пронзительной «Синей вечностью». На баймакских вольных просторах под звенящим солнцем неожиданно защемило сердце.
Тут же среди конкурсантов мы познакомились с самым, наверное, юным владельцем скакуна, Рустемом, заботливо опекаемым дедом Ринатом Юсуповым.
— Двенадцать лет самостоятельно развожу лошадей башкирской породы, а так всю жизнь конюхом работал. Сейчас у меня косяк более чем из тридцати голов, в котором 24 дойные кобылицы. Они же у нас уникальные — выносливые, красивые, другие на тебеневку не пойдут. Орлика уже вот внуку подарил и к седлу его приучаю, — степенно рассказывает Ринат Булатович, владелец личного подсобного хозяйства в Баймакском районе.
Четырехлетний джигит ревниво смотрел на стоящего в стойле Орлика и постоянно сравнивал с остальными девятью конями в выставочных загонах. Тем более что добрым ржанием напутствовал новых конкурсантов прошлогодний победитель конкурса по кличке Крылатый, владелец которого Даян Гумеров по старой памяти приветствовал нас новостью, что саврасый жеребец успел трижды за год стать папой.
Как и в прошлый раз, внимание привлекло огромное количество зрителей фестиваля, многие из которых появились на поляне семьями, а организованные группы туристов стремились побывать на всех площадках праздника.
— Мы из Хайбуллинского района и здесь оказались по программе «Башкирское долголетие». Это уже наш третий тур после геопарка «Торатау» и пещеры Шульган-Таш. Посмотрели на наших кумысоделов, они тут выделяются, ведь у нас много ковыльных степей, кобылье молоко получается неповторимого вкуса. Нас совершенно покорили конные состязания, мы таких скачек никогда не видели, — призналась Марьям Хайдарова из Акъяра.
Прямая речь
Ильшат Фазрахманов, вице-премьер правительства — министр сельского хозяйства РБ
— О том, какое место в хозяйствовании, быте и культуре башкир занимает лощадь, говорит хотя бы тот факт, что на гербах 11 из 54 муниципальных районов республики присутствует изображение коня.
И еще: мы обязательно внедрим программу стимулирования сельхозпереработки в малых хозяйствах, чтобы привлечь максимальное количество аграриев к расширению производств.
Амина Шафикова, министр культуры Башкирии
— Самое главное для меня, что лошадь на фестивале представлена как неотъемлемое достояние культурной жизни башкирского народа. Я горжусь, что проводится конная игра «Ылак», которую именно минкульт возродил в 2016-м и провел в Баймакском районе. А сегодня наши команды уже на достойном уровне соревнуются с зарубежными.
И еще впервые мы провели на фестивальной поляне выставку из фондов Национального музея, попытавшись представить экскурс в историю башкирской лошади, собрали архивные документы. И театр кукол дал представление для детей. Впервые здесь собрались профессиональные художники, был пленэр и мастер-классы.
Второе, чем я горжусь, это провели конкурс мастериц по изготовлению вальтрапа «Сергетеш». Мы сохранили это ремесленное искусство — создание подседельных накидок — в Бурзянском районе, на моей родине. Теперь оно распространилось — по всей республике, и, конечно, везде оно авторское, уникальное.
ЦИФРЫ ФЕСТИВАЛЯ:
- Собрались более 20 тысяч зрителей и 900 гостей из семи стран ближнего и дальнего зарубежья, 11 регионов России, городов и районов Башкирии;
- 1000 лошадей приняли участие во всех конноспортивных состязаниях и конном параде;
- 100 мастеров-ремесленников представили свои работы на выставках, проводили мастер-классы; их посетили 16 тысяч человек;
- 300 артистов из республики и других регионов, стран выступили в концертной программе;
- 18 сельхозкооперативов и фермерских хозяйств участвовали в ярмарке товаропроизводителей;
- выступили 500 спортсменов и еще 500 участников конного парада, 300 участников конноспортивных состязаний;
- посетили фестиваль 1 000 участников туров «Башкирское долголетие» и «Школьный туризм».